ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ ТЕРРОРИЗМА КАК ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ ТЕРРОРИЗМА КАК ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Чепеленко А.Г. 1
1Нижневартовский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современной проблемой, с которой сталкивается мировое сообщество, является терроризм. Как правило, терроризм понимается как преступное деяние, состоящее в применении насилия или угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряжённости с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения.[3]

Ряд исследователей указывают на то, что понятие «террор» возникло в период Французской революции. В период Просвещения террору придаётся политическая окраска как методу воздействия на умы людей. [1]

Терроризм в XXI веке стал одним из наиболее опасных вызовов международной стабильности, превратился в глобальную проблему, стал социально опасным, многоликим по преследуемым целям: желание посеять страх среди мирного населения; выражение протеста против политики правительства; нанесение экономического ущерба государству или частным лицам; проведение террористических актов против своих соперников в борьбе за политическое влияние.

Большинство исследователей терроризма отмечают существенные отличия современного терроризма как систематического устрашения общества насилием: массовый характер, возрастающее количество терактов и их жертв, глобализация (интернационализация) терроризма.

Террористические действия подвергают общество засилью в его сознании чувства страха за свою жизнь и жизнь близких ему людей. Подобный страх имеет свою динамику и отдачу во внешнюю среду. Первоначально это проявляется в постоянной подозрительности людей по отношению к определённым национальным общностям, представители которых были задействованы или принимали непосредственное участие в проведении террористических актов. Со временем этот отрицательный внутри психологический настрой перерастает во внешнее физическое выражение своей неприязни к «последователям экстремизма», которое принимает характер массовых гонений, причём как со стороны государства, так и со стороны самого социума.

Данная тенденция объясняется, как правило, тем, что в большей части своей террористические акты совершаются людьми, имеющими восточный тип внешности и исповедующими ислам. А потому общество уже рефлексивно отождествляет всех мусульман с терроризмом. И в этой ситуации немаловажную роль играет влияние СМИ на транслирование подобных антимусульманских настроений.

Без информационного обеспечения СМИ современный терроризм невозможен, поскольку ему необходимы каналы передачи информации, ведь одна из целей террористов состоит в запугивании, которое должно вести к подчинению и установлению контроля. Так, на Западе давно господствует страх терроризма как эффективное средство манипуляции массовым сознанием. При этом организаторы терактов активно используют СМИ в целях пропаганды своих идей, идеалов и целей. Телевидение для террористов выступает основным инструментом распространения чувства непреодолимой опасности, при этом терроризм является анонимным.

Кинематограф также не остаётся в стороне от проблемы террористических, антимусульманских настроений в обществе. Одним из последних фильмов, заявленных на подобную тему, является кинокартина индийского режиссёра Карана Джохара «Меня зовут Кхан», вышедшая в прокат в 2010 г. [2]

Главный герой фильма, индус по фамилии Кхан, с детства болен аутизмом, но, как водится, имеет ряд преимуществ – он отлично обучается и умеет чинить практически всё. Мать уделяет ему всё своё время, забывая о его брате, чем вызывает у последнего глубокую обиду. И вот, оба брата один за другим перебираются в США. Кхан знакомится с девушкой, которая принимает его таким, какой он есть. Но вскоре в их жизни счастье уступает место скорби и страху – 11 сентября 2001 г. в результате террористического акта небоскрёбы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в одночасье были стёрты с лица земли. В тот день жизнь практически всех граждан США, исповедующих ислам, разделилась на «до» и «после». «После» – это постоянные гонения и ненависть со стороны коренных американцев, это постоянный страх и ожидание чего-то плохого. Кхан в силу болезни находится вне этих переживаний, для него жизнь не слишком изменилась, но вот его приёмный сын становится жертвой той самой нетерпимости – его убивают подростки в школе. Но никто не сознаётся в содеянном, и убитая горем мать говорит Кхану: «Это ты во всём виноват, если бы я не вышла за тебя замуж, то у моего сына не было бы фамилии Кхан, и его бы не убили». Кхан пытается как-то наладить сломавшуюся жизнь, но его выгоняют из дома со словами: «Все нас считают террористами, возвращайся только после того, как вся Америка узнает, что ты – не террорист». И Кхан отправляется в путь через всю страну с одной лишь целью: встретиться с Президентом США и сказать ему: «Здравствуйте, меня зовут Кхан, и я – не террорист».

В фильме присутствуют сцены обыска главного героя в аэропорту, допросы в тюрьме, похожей на Гуантамо, показано отношение тех, чьи сыновья и мужья погибли в Ираке и Афганистане, к тем, против кого, как им кажется, идёт война. И тем показательнее история простого индуса, который является гражданином США и пытается просто встретиться со своим президентом.

С целью выявления отношения студенческой аудитории (44 человека) к проблеме терроризма проведено исследование, участники которого были изначально разбиты на две группы по 22 человека в каждой, соответственно. В каждой из групп был проведён опрос на тему национальной и религиозной подоплёки массовых гонений после ситуации террористического акта. Однако первой группе перед тем, как ответить на вопросы анкеты, было предложено посмотреть фильм «Меня зовут Кхан» для определения влияния общих тезисов фильма на восприятие респондентами проблемы терроризма.

С помощью данного опроса установлено, что среди тех, кто смотрел фильм, 90% респондентов считают, что терроризм является серьёзной проблемой, которая угрожает современному миру. При этом 73% респондентов не согласны с утверждением «У терроризма нет национальности». Они считают, что у терроризма есть национальность, но не все люди, принадлежащие к этой национальности, – террористы. 75% респондентов уверены, что причиной массовых гонений на мусульман является реакция общества, спровоцированная страхом перед терроризмом. Хотя бы раз в жизни испытывали лёгкое смятение при виде женщины в хиджабе и длинных чёрных одеждах 82% респондентов. Приверженцами мнения, что ислам – это религия мусульманского общества, которую используют в своей деятельности террористы посредством её заведомо ложного толкования, выступают 86% респондентов.

Среди тех, кто не смотрел фильм: 93% респондентов считают, что терроризм – это серьёзная проблема, которая угрожает абсолютно всем странам; 87,5% респондентов согласны с утверждением «У терроризма нет национальности»; 80% респондентов полагают, что терроризм служит для общества лишь поводом для проявления расистских и националистических настроений; 72% респондентов также испытывали в своей жизни ощущение страха при виде женщины в хиджабе и длинных чёрных одеждах; 50% респондентов выступают приверженцами мнения, что ислам используют в своей деятельности террористы посредством её заведомо ложного толкования как «научение свыше»; остальные 50% респондентов уверены, что ислам к террористическим актам вообще не имеет никакого прикладного отношения.

Таким образом, результаты опроса показали, что терроризм является актуальной проблемой современного общества. Студенческая аудитория проявляет интерес к данной проблеме, при этом она ориентируются на материалы СМИ. Студенческие группы, принимавшие участие в исследовании (те, кто смотрел фильм, и те, кто его не смотрел) демонстрируют незначительные различия в восприятии проблемы терроризма и национально-религиозной принадлежности людей, а также мотивов неадекватного поведения человека по отношению к мусульманам.

Список литературы:

  1. Хоффман, Б. Терроризм – взгляд изнутри. [Текст] / Б. Хоффман – М., 2003. – 264 с.

  2. КиноПоиск.Ru [Официальный сайт] / 2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/406340/

  3. Михеев И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение [Электронный ресурс] / 2003. URL: http://kiev-security.org.ua/box/4/123.shtml

Просмотров работы: 1780