Религия играет важную роль в нашей жизни, однако в настоящее время участились конфликты, связанные с религией, с ее существованием в светском обществе. Например, нередки случаи, когда система религиозных ценностей противопоставляется системе светских ценностей, как единственно заслуживающая уважения. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требования веры и законам [1].
В многочисленных исследованиях нередко смешивают понятия «вера» и «религия», воспринимая их как синонимы, однако разница между ними весьма существенна. Религия, как правило, рассматривается как одна из форм общественного сознания – совокупность представлений, основанных на вере в существовании высших сил и существ, которые являются предметом поклонения. Вера как признание чего-либо истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики [2].
В современном обществе наблюдается тенденция к смене религии, при этом чаще всего православную веру сменяет ислам, в связи, с чем появляется такое явление, как религиозный экстремизм.
В общем значении,экстремизм рассматривается как приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия [3].
Цель данной работы – изучение проблемы смены религии и последствий данного социально-психологического явления для личности.
Для осуществления цели, необходимо поставить следующие задачи:
провести социально-психологический анализ религии и веры;
рассмотреть особенности проявления религиозного экстремизма;
изучить религиозную карту современного российского общества;
провести опрос среди молодежи на территории ХМАО-ЮГРЫ и выявить причины смены религий.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала [1].
Определяя место религии в системе общественных связей, М.Н. Ефименко подчёркивает, что «религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять структуру и возникновение этих связей. Она может выступать как фактор возникновения, формирования и легитимизации тех или иных форм социальных действий, социальных отношений. Следовательно, религия способствует поддержанию стабильности общества, стимулирует его изменение» [4].
Религиозная вера в самом широком смысле слова, вне связи с религиозностью, является субъективно-психологической основой человеческой деятельности. Деятельность всегда сопряжена с необходимостью выбора определенной линии поведения. Выбор связан с оценкой ситуации, выполнение которой иногда затруднительно в связи с отсутствием достаточно веских данных, неполноты знаний. В таких случаях принимается решение, без достаточно веских оснований. И. Кант выделял объективные и субъективные основания принятия решения. Субъективным основанием принятия какого-то решения в качестве истинного является вера, т. е. субъективная убежденность личности в истинности этого высказывания. В этом случаи человек убежден, верит, что он знает, как обстоит дело, какое надо принять решение, каким должен быть следующий ход. Вера в данной ситуации выступает как субъективное убеждение на основе внутренней уверенности в адекватности основания такой уверенности.
По Г. Оллпорту, в психологии религии возникает новое направление, которое отказывается от поисков самостоятельных психологических корней религии и направляет внимание на ее социально-психологические механизмы и последствия [5].
В работе «По ту сторону свободы» Скиннер определяет религию как социальную систему усиления, которая управляет человеческим поведением с помощью вербальных усилителей. Эффективность религиозного управления поведением держится на воображаемом, мнимом контакте со сверхъестественным, от которого зависит вечное блаженство или вечное мучение, в будущем ожидающее человека в зависимости от избираемой им линии поведения. Техника управления поведением заключается в определении того, что нужно делать и чего не нужно делать. Социальная группа делает это с помощью различения того, что хорошо и что плохо; государство - устанавливая, что законно и что незаконно; нужное поведение в религии обозначается как богоугодное в отличие от греховного. Религиозное управление, по мнению Скиннера, может осуществляться одним человеком, например в первобытно-родовом обществе, если он доказывает с помощью магических обрядов свою способность приносить счастье или несчастье другим, или же жреческим сословием, церковной иерархией, если они представляют достаточно убедительные доказательства своей способности оказывать нужное им влияние на существующий порядок вещей и ход событий [6].
На данный момент, в психологии религии произошло смещение интересов в сторону исследования социокультурных условий формирования и реализации религиозных верований и норм поведения. Основная тенденция современного развития психологии религии связана с признанием первостепенного значения социальных процессов, на фоне которых разыгрывается то или иное религиозное действие. Если прежняя психология религии времен У. Джемса преимущественно опиралась на психологию личности, то нынешняя отдает предпочтение психологии социальной. Ключевым моментом анализа религии является взаимодействие личностных и социальных факторов, так как индивидуальная религиозность питается извне, через механизмы социального влияния - такие, как традиции, институты, обычаи, привычки. [7]
В последнее время человек находит причины уйти от своей традиционной веры и найти спасение в другой. При этом возникает огромное количество сложностей, как в социальном, так и в личностном плане: непонимание со стороны окружающих людей, отрыв от семьи, замкнутость, одиночество.
Анализ ряда источников позволил выделить несколько причин такого явления:
не комфортность в своей религии;
переезд в страну с другой религией;
разочарование в своей вере;
служба в стране с другой религией и, как следствие, смена религии;
переход в более «престижную» религию;
личная связь с человеком другой религии.
В качестве иллюстрации данного социально-психологического явления приведем выдержки из беседы с молодыми людьми, возраст которых составляет 19 – 23 года, проживающими в г. Нижневартовске.
«Я была христианкой, но позже влюбилась в мусульманина. Естественно, что его родители были против нашей свадьбы, и мне пришлось сменить религию. Мне пришлось практически начать новую жизнь: другая работа, друзья и ценности».
«Довольно долгое время я служил в Чечне. Практически все мое окружение, мои друзья – все были другой веры. Я тоже решил сменить веру. Возможно, просто привык к новой религии, а может она стала мне ближе по духу».
«У меня мусульманская семья, и я тоже придерживаюсь исламской веры. Но в какой-то момент я разочаровалась в своей религии и ушла в христианство. Оно показалось во многом лучше, но семья меня не поняла. Я ушла из дома. Теперь у меня новая жизнь».
В большинстве случаев, человек, сменивший религию, подвергается испытаниям:
осуждение,
потеря друзей,
потеря работы,
уход из семьи,
одиночество,
гонения.
В рамках данной исследовательской работы, был проведен опрос среди студентов одного из вузов г. Нижневартовска.
Так, отвечая на вопрос о том, что такое религия студенты отмечают, что религия - это «система верований, основанная на древних представлениях о природе, о человеке, человеческой морали и т.д.», «вероисповедание», «вера, объединяющая людей, государство, ограниченная канонами и правилами», «жизненный взгляд», «стиль жизни, вера во Всевышнего или обожествление каких-либо предметов, людей», «душевная составляющая человека», «метод подчинения» и «способ манипуляции».
Из числа опрошенных студентов:
37% придерживаются христианских взглядов;
16% - воздержались от ответа;
13% молодых людей – почитают ислам;
13% студентов относятся к какой-то своей «собственной религии»;
Вера понимается опрашиваемой студенческой группой как «такое состояние души человека, когда он знает то, чего не может видеть», «…бездоказательная убежденность в существовании чего-либо», «… внутреннее осознание того, что в мире или пространстве существует что-то божественное», «… надежда на лучшее проявление чего-либо, она не подвластна догмам и канонам».
Поиск ответа на вопрос о том, в кого или во что верят студенты показал, что:
50% опрошенных студентов верят в Бога или Всевышнего;
13% студентов не верят ни во что и ни в кого, кроме самого себя;
13% отмечают, что верят в Бога или Всевышнего в силу какой-либо конкретной ситуации, например, полет в самолете, сдача экзамена;
На вопрос: «Остались ли истинно верующие?» молодые люди ответили следующим образом:
«Да, остались» - 37%
«Очень мало» - 21%
«Осталось только фанатики, люди не правильно трактующие свою веру или лицемеры» - 17%
Вопрос, связанный со сменой религии у респондентов практически вызвал однозначные ответы:
«Нет» - 87%
«Веру в принципе нельзя изменить» - 9%
«Только если перееду в другую страну» - 4%.
На вопрос: «Подвергались ли Вы воздействию, с целью приобщения к другой культуре, религии?» респонденты ответили следующим образом:
«Нет, я не поддаюсь воздействию» - 48%
«Да» - 34%
«Нет, так как я негативно отношусь к религиозным деятелям» - 18%
В основном студенты нейтрально относятся к смене религии – 50%, негативно к этому процессу относятся и считают, что это грех – 32% опрошенных, никак к данной процедуре не относятся – 12 % и не знают, как реагировать на смену религии – 6%.
К людям, сменившим религию, опрашиваемые студенты относятся следующим образом:
«Нейтрально. Это дело каждого» - 39%
«Отрицательно» - 33%
«Положительно» - 15%
«Никак не отношусь» - 13%
Респонденты, принимавшие участие в опросе, считают, что наиболее типичными реакциями общества на смену религии являются:
«Негативное отношение со стороны общества» - 28%
«Конфликты с обществом» - 25%
«Ничего их не ожидает» - 23%
«Проблемы с семьей и друзьями» - 17%
«Одиночество» - 7%
При проведении опроса молодые люди охотно отвечали на представленные им вопросы. Они высказались, что к смене религии они относятся в основном лояльно и считают, что это личное дело каждого человека. Однако во время беседы с людьми, уже столкнувшимися со сменой религии, были выявлены негативные последствия и конфликты со стороны общества. Они считают, что общество должно проявлять терпимость и гуманность к другим людям, к другой религии.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что религия у каждого человека своя, по его душе, характеру и традициям. Каждый человек в праве сам выбирать и верить или не верить. Наше общество демократическое, а значит, мы должны принимать людей в соответствии с их жизненными взглядами, установками и предпочтениями. Однако у людей продолжает формироваться стереотип, навязанный СМИ - если христианин сменил веру – это уже подозрительно; это религия террористов, значит, люди сменившие веру тоже террористы и т.д. Иными словами, наша страна не всегда может похвастаться толерантным отношением к другим ценностям, на что в некотором смысле оказывают влияние и «остатки традиционализма».
Список литературы:
Религия и общество. Социальные функции религии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebos.ru
Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Ромир: август 2001 года. Религия граждан России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://warrax.net/46_47/religio_stat.html
А.М. Буттаева. Социокультурные технологии противодействия радикалистским и экстремистским проявлениям на Северном Кавказе. Культура и религия. 2011 г. №2 (02).
Психология индивидуальности Олпорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/holl_teorii/09.aspx
Студенческая электронная онлайн библиотека. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/5559/67/
Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library