ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: НОВЫЕ ПЛОСКОСТИ АНТАГОНИЗМА США И КНР - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: НОВЫЕ ПЛОСКОСТИ АНТАГОНИЗМА США И КНР

Семкина Е.В. 1
1СГУ им.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существует большое количество точек зрения относительно того, в какую фазу переходят международные отношения. На фоне разворачивающихся событий в мире, а также в отдельных регионах появляется всё больше приверженцев двухполюсной системы миропорядка, где столкнутся, по мнению специалистов, интересы США и КНР. Сейчас вполне очевидно, что Китай начинает приступать к осуществлению своих геостратегических задач на практике. Для того чтобы в этом убедиться, можно просмотреть ленту последних новостей, где, например, всё чаще мелькает информация о выдвижении Пекином территориальных претензий не только соседним странам, но и тем, с которыми его разделяют моря и даже океаны.

Одним из важнейших векторов внешней политики КНР выступает Юго-Восточная Азия (ЮВА). Можно предположить, что Китай стремится создать фундамент своего влияния в этом регионе для того, чтобы усилить собственную экономику и затем беспрепятственно направить все силы на борьбу с США (при этом борьба как таковая не обязательно рассматривается с точки зрения военного противостояния).

Не стоит забывать, что и для Вашингтона Юго-Восточная Азия представляет большой интерес. Там полагают, что экономические интересы страны и ее национальная безопасность в значительной мере определяются ситуацией в зоне, которая лежит в пределах территории от западной части Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии. Именно поэтому Белый дом намерен перенести свои усилия по поддержанию стабильной обстановки в эту часть планеты [3]. Усердно пытаясь создать здесь собственные рычаги давления, американцы желают пресечь попытки Китая завоевать место регионального лидера и, следовательно, вести в дальнейшем гонку за статус мирового гегемона.

Несколько лет назад президент Б.Обама провозгласил т.н. «курс возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион». Причинами его разработки можно назвать следующие:

1) перемещение мировых экономических артерий с Запада на Восток;

2) создание мощной военной базы на случай угроз Соединенным Штатам со стороны какого-либо государства (видимо, здесь подразумевается, в первую очередь, Китай);

3) стремление сохранить лидирующее положение в регионе путем образования союзов и заключения договоренностей.

Безусловно, эти причины можно рассматривать по отдельности. Однако единую картину они представляют лишь в случае, когда за главный фактор возвращения США в Азиатско-Тихоокеанский регион мы берем именно возрастающую мощь Китая.

Здесь стоит рассмотреть целый ряд практических действий Вашингтона по нескольким направлениям.

Во-первых, это дальнейшее укрепление отношений с такими странами, как Индия, Япония и Южная Корея. Говорить о том, что эти союзы в скором времени прекратят свое существование, нецелесообразно. Это связано с собственными геополитическими интересами всех трех азиатских государств, которые рассматривают отношения с США как «страховочный трос», помогающий в некоторой степени сдерживать амбиции Китая.

Во-вторых, Вашингтон всё больше внимания уделяет таким странам, как, например, Таиланд, Мьянма и Камбоджа, которые в последние годы сильнее начали ощущать давление со стороны Пекина, особенно в экономической сфере. Своего рода сближение в сфере политики и экономики наметили визиты «тихоокеанского президента», как он себя провозгласил, Б. Обамы в эти страны осенью 2012 г. [5]. Это лишний раз подтверждает, что китайская угроза, становясь всё более ощутимой, подталкивает США на поиск новых или скорее «заново созданных» союзов.

Еще одним примером могут послужить недавние совместные военные учения американских и филиппинских военных, которые проходили на фоне обострившегося территориального спора между Пекином и Манилой из-за рифа Скарборо.

И это лишь некоторые из «далеко идущих» планов США: в сферу интересов входят также отношения с Вьетнамом, Сингапуром и Австралией – здесь американцы уже успели посеять первые семена своего влияния.

В-третьих, еще одной точкой преткновения является сотрудничество с АСЕАН. Для Китая и США ключевыми факторами здесь выступают экономические. Особое внимание стоит уделить тому, что под давлением Вашингтона и Пекина в самой Ассоциации государств ЮВА существует двойственность взглядов. Сближению с Китаем мешают в основном именно территориальные споры. Вашингтон, в свою очередь, стремится создать для себя зону свободной торговли, основу для беспрепятственного покорения азиатских рынков.

В целом, ситуацию в АСЕАН по этому вопросу можно охарактеризовать неоднозначно: в союзе есть государства, поддерживающие сотрудничество с Пекином, и есть также проамерикански настроенные. В любом случае и США, и КНР будут вынуждены и дальше предпринимать попытки с целью повышения своего влияния в Ассоциации, а страны-участницы союза будут по-прежнему обеспокоены возможной эскалацией американо-китайского конфликта и вряд ли станут отдавать предпочтение сотрудничеству с какой-либо конкретной стороной, продолжая лавировать между ними ради собственных интересов.

Таким образом, действия Вашингтона можно разделить по нескольким направлениям: экономическому, политическому и военному. Их объединяет наличие одного соперника – Китая, а точнее его увеличивающихся в геометрической прогрессии амбиций, уже «выползающих» за пределы соседних регионов. Китай имеет слишком большое влияние в Юго-Восточной Азии, чтобы не быть центральным элементом в стратегии США [7]. Насколько эффективны шаги, предпринимаемые Вашингтоном, можно будет сказать лишь в будущем, и, тем не менее, очевиден факт, что администрация Обамы не свернет с намеченного курса «возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион».

Китай, благодаря сочетанию политических и дипломатических методов, активно развивающейся экономики и военной силы, вновь обретает былое господство в Азии [2]. Пекин исторически заинтересован в усилении своего влияния в ЮВА. Однако сегодня к этому добавляется ряд других задач:

1) экономическая интеграция, которая включает поддержку диалога с АСЕАН и увеличение доли своего экономического влияния в конкретных странах-союзницах;

2) обеспечение беспрепятственного доступа к проливам в ЮВА, через которые Китай осуществляет поставки нефти;

3) масштабное перевооружение и усиление своего военного присутствия в АТР в целом.

Данные факторы не столь связаны с ответными действиями Соединенным Штатам (кроме, очевидно, третьего), сколько с естественными потребностями Китая по расширению своего рынка. Но все-таки при этом американское присутствие в ЮВА значительно влияет на политику Пекина.

Одно из главных мест занимают отношения КНР – АСЕАН. Азиатский финансовый кризис 1997 г. предоставил Китаю возможность продемонстрировать добрую волю и солидарность со странами Юго-Восточной Азии [6]. Хотя Пекину и удалось подписать с Ассоциацией ряд соглашений, касающихся, например, зон свободной торговли и снижения пошлин, сегодня некоторые государства по-прежнему негативно относятся к действиям китайцев, считая это прологом к «закабалению» своих экономик (как, например, видно по примерам Камбоджи, Таиланда и Лаоса).

Усложняют ситуацию и те же территориальные конфликты, которые образуют своего рода «систему трех звеньев»: первое – Китай, второе – государства ЮВА, третье – США. Система работает так: если между первым и вторым звеньями наступает охлаждение в отношениях или даже конфликт, то это практически сразу толкает второе звено на сближение с третьим.

Китайское правительство осознает, что путем экономической интеграции в Ассоциацию государств ЮВА не удастся осуществить все свои задачи в этом регионе. Однако АСЕАН для КНР и США с каждым годом становится всё более «лакомым куском», учитывая растущие экономические, военно-политические и иные потребности двух держав [4].

Задачи № 2 и 3 было бы целесообразнее объединить в одну, ибо их связь вполне очевидна. Единственным отличием могло бы послужить то, что третий фактор скорее навеян со стороны западного конкурента, хотя общеизвестно, что сильная экономика всегда нуждается в мощном военном потенциале для отстаивания своих интересов.

Основным путем доставки сырья и ресурсов (прежде всего, нефти) в КНР из Африки и Ближнего Востока служат проливы Юго-Восточной Азии. Разумеется, Китай заинтересован в безопасности перевозок, от которых, собственно, и зависит львиная доля его экономики. Серьезную озабоченность китайского правительства вызвало создание США т.н. «кольца анаконды», т.е. строительство американских военных баз в АТР (или их воссоздание, как, например, на Филиппинах). В свою очередь, Китай объявил о принятии ответных мер – образовании «нити жемчужин», которая предусматривает размещение военных баз и портов в дружественных Китаю странах (в Пакистане, Мьянме, на Шри-Ланке и др.).

Если Пекин желает иметь сильное влияние в АТР, ему необходимо перенести протекание конфликтов в иное русло, заняться поиском новых и укреплением старых союзов, чтобы предотвратить их возможное переориентирование на сторону США, а также пересмотреть некоторые положения своей стратегии и методы по ее реализации.

Главный вопрос – ожидать ли открытого столкновения КНР и США в этом регионе – остается открытым. Нестабильность ввиду противоречий этих держав может негативно сказаться на развитии экономики региона – в этом понятна серьезная обеспокоенность государств Юго-Восточной Азии.

ЮВА является тем регионом, где уже сейчас основательно пересеклись интересы США и Китая во всех сферах: экономической, политической и военной. Регион одинаково стратегически важен для обоих государств, и «уступать» его никто никому не будет [1].А это означает, что эскалация конфликта рано или поздно произойдет. Только в каком русле она будет двигаться – экономическом, политическом, военном или даже информационном – отдельный предмет для обсуждения.

На данном этапе важнейшая задача состоит в максимальном обеспечении безопасности Юго-Восточной Азии, в дальнейшем развитии АСЕАН и пресечении международным сообществом любых попыток начать прямое или косвенное столкновение, какой бы трудной и даже невыполнимой такая задача на первый взгляд ни казалась. Однако избежать столкновения в главной степени поможет именно готовность Вашингтона и Пекина идти на компромисс, которая в настоящий период просматривается не так четко, как хотелось бы.

Литература

  1. Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова – М.: ИДВ РАН, 2012. – С. 87 – 100.

  2. Глазунов О.Н. Китайская угроза. – М.: Эксмо, 2010. – 256 с.

  3. Клименко А.Ф. Новая военная стратегия США и эволюция американо-китайско-индийских отношений в АТР в сфере проблем безопасности // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова. – М.: ИДВ РАН, 2012. – С. 58 – 73.

  4. Лузянин С. Китай в Юго-Восточной Азии: «капкан» или ресурс возвышения? // Говорят эксперты МГИМО. – 14.05.2013. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document238309.phtml

  5. Лукин А. Зачем Обама ездил в ЮВА? // Говорят эксперты МГИМО. – 22.11.2012. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document231296.phtml

  6. Мартынова Е. Япония и Китай в Юго-Восточной Азии: политическое измерение // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 368. – С. 148 – 158.

  7. Marvin C. Ott. The Imperative for an American Strategy for Southeast Asia // Foreign Policy Research Institute. – URL: http://www.fpri.org/articles/2013/09/imperative-american-strategy-southeast-asia

Просмотров работы: 2812