Целью данной статьи является изучение и рассмотрение учета основных средств и амортизации в ООО «Стройстар Инвест»г. Омска.
Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Амортизация - это планомерный процесс переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимый с их помощью продукт. Амортизация является денежным выражением физического и морального износа основных средств. Сумма начисленной за время функционирования основных средств амортизации должна быть равна их первоначальной (восстановительной) стоимости.
Для формирования и ведения аналитического учета в ООО «Стройстар Инвест»применяются инвентарные карточки, которые применяются для учета наличия объектов основных средств, а также движения их внутри организации. Для ведения аналитического учета в системе 1С:Предприятие в ООО «Стройстар Инвест» применяется анализ по субконто. Субконто является любой объект аналитического учета: основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы, организации, подотчетные лица.
На основе анализа 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы» счетов хорошо прослеживается подробная информация об учете основных средств и амортизации в ООО «Стройстар Инвест»за 2012 год и существенных изменений по каждому счету не произошло. Синтетический учет в ООО «Стройстар Инвест»показывает обобщенную информацию в денежном измерении по однородным хозяйственным средствам.
Начисленная амортизация по основным средствам в ООО «Стройстар Инвест»за отчетный период отражается в оборотно-сальдовых ведомостях по счету 02 «Амортизация основных средств».
В ходе проведенного анализа деятельности организации ООО «Стройстар Инвест»выявлены следующие недостатки (табл. 1).
Таблица 1
Недостатки и направления совершенствования организации учета основных средств и амортизации в ООО «Стройстар Инвест»
Недостатки |
Устранение выявленных недостатков |
Нормативное регулирование |
1.Отсутствует график документооборота |
1. Чтобы организовать процесс учёта товаров необходимо внедрить график документооборота. |
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»(с изм. и доп.от 02.07.2013) и план счетов (Приказ Минфина №94н) |
2.Нет резерва предстоящих расходов для ремонта основных средств. |
2. Резервы предстоящих расходов на ремонт создаются в порядке, который установлен в пункте 2 статьи 324 НК РФ. |
НК РФ, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (с изм. и доп. от 24.12.2010 N 186н). |
3.Учет амортизации основных средств на счете 02 - перегружен |
3.Для совершенствования учета амортизации следует открыть к счету 02 «Амортизация основных средств» субсчета. |
ПБУ 6/01 «Учет основных средств»(с изм. и доп. от 24.12.2010 N 186н), план счетов (Приказ Минфина №94н) |
На основании анализа данных бухгалтерского учета разработан график документооборота в части учета основных средств, в котором отражаются сроки исполнения, ответственные лица, количество экземпляров документа и др. (табл. 2).
Таблица 2
Предлогаемый график документооборота в части учета основных средств и амортизации в ООО «Стройстар Инвест»(фрагмент)
Наименование документа |
Создание документа |
Проверка документа |
Обработка документа |
Результат обработки документа |
|||||
Кол-во экз |
Ответственный за исполнение |
Срок исполнения |
Ответственный за проверку |
Срок Исполнения |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Отражено |
Период отражения |
|
1.Акт о приеме-передаче объекта ОС кроме зданий,сооружений |
1 |
МОЛ работника склада |
В день получения ОС |
ОБУ |
На след. раб. день после получения ОС |
ОБУ |
В течение 3 рабочих дней |
Ж/о расчетов с поставщиками и подрядчиками |
Ж/о за месяц, в котором получено ОС |
2. Акт о приеме-передаче зданий, сооружений |
1 |
Отдел строительства УХО |
В день получения здания, сооружения |
ОБУ |
На след. раб. день после получения здания(сооружения) |
ОБУ |
В течение 3 рабочих дней |
Ж/о расчетов с поставщиками и подрядчиками |
Ж/о за месяц, в котором получено ОС |
3.Акт о списании ОС |
2 |
МОЛ- комендант здания |
В течение 5 рабочих дней |
Росимущество |
По мере исполнения Росимуществом |
ОБУ |
В течение 3 рабочих дней |
Ж/о по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
Ж/о за месяц, в котором выбыло ОС |
ОБУ – отдел бухгалтерского учета;
ОС – основные средства;
Ж/о – журнал операций;
МОЛ- материально-ответственное лицо.
Таким образом, правильно составленный график документооборота и его соблюдение, способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и, в целом, обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности.
Организация учета основных средств и амортизации и их отражение в бухгалтерском учете является одним из наиболее важных участков работы бухгалтерии. От правильного оформления первичных документов по учету основных средств, своевременности и полноты отражения хозяйственных операций зависит финансовое состояние и стабильность организации. Поэтому в основе рентабельности предприятия лежит не только наличие и движение информации, но и от внутренняя организация учета и контроля .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07.2013) [Электронный ресурс].- М. , [2013] . – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант-Плюс (дата обращения 25.10.2013).
2.Зонова А.В. Бухгалтерский учет в схемах и таблица: Учебное пособие / А.В. Зонова - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=418036 (дата обращения 28.10.2013).
3. Бахолдина И.В. Бухгалтерский финансовый учет/ И.В.Бахолдина, Н.И.Голышева-НИЦ Инфра-М.-2013.-320 с.