СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Грунина А.В. 1
1Восточно- Казахстанский государственный университиет им. С. Аманжолова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается проблема диагностики читательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Автор предлагает на основе проведенного им анализа программных документов, индикаторы и критерии оценки читательской деятельности дошкольников, а также один из путей диагностики - игру «Путешествие в страну «Литература». В статье так же приводятся результаты диагностики и определяются проблемы организации работы по приобщению детей к книге и формированию их читательской деятельности.

Ключевые слова: детская литература, загадка, иллюстрация, педагогическая диагностика, сказка, читательская деятельность,читательский интерес, театрализованная деятельность, игровая деятельность.

The article deals withthe problem of diagnosingreading activitychildrenof preschoolage.The author proposes, based on its analysis ofpolicy documents, indicators and evaluation criteriapreschoolreading activity, as well as one of theways to diagnose-the game"Journey to the" Literature ". The article alsopresents the results ofdiagnosticsand identifiesthe problem of organizingworkin engagingchildrento the book andthe formation oftheir readingactivities

Keywords:children's literature,mystery, illustration, educational diagnostics,fairy tale,reading activity, the reader's interest, theatricalactivities, games activities.

Книги и чтение всегда рассматривались в обществе как важнейшие источники духовного развития человека. Вопрос о роли чтения в формировании личности ребенка дошкольного возраста всегда привлекал внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей в образовании и воспитании. В связи с обширной информатизацией и модернизацией общества данная проблема еще более усугубилась.

В соответствии с долгосрочной стратегией развития «Казахстан 2050» образованию в нашей стране отводится приоритетная роль. Несмотря на это программа дошкольного образования, сформированная еще в советское время, действует в Казахстане и по сегодняшний день. Безусловно, нам необходимо сохранить все положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, но глобальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют внедрения новых подходов в сфере дошкольного образования и воспитания. Государственная программа развития образования подчеркивает, что потребность в ресурсном обеспечении дошкольного воспитания и обучения возрастает, должна быть обеспечена преемственность общеобразовательных программ дошкольного образования. Для этого необходимо разрабатывать и создавать новые учебные пособия, детские книги и также совершенствовать систему подготовки. О.И. Городецкая, проанализировав современные программы развития образования Казахстана, в своей работе заключает, что не все цели государственных программ осуществляются в полном объеме, государство вплотную занимается решением выявленных проблем, однако оно осознает всю сложность происходящих процессов дошкольного образования.

Сложившаяся ситуация в системе образования в нашей стране безусловно, негативно отражается на детях, на качестве их знаний, и в частности, на формировании читательской деятельности дошкольников. Организованные исследования констатируют, что природный познавательный интерес ребенка впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает (Н.П. Шалатонова), что абсолютно недопустимо для детей, поэтому читательский интерес необходимо формировать и развивать, уже начиная с детского сада. Таким образом, для выявления интереса к детской литературе и диагностики уровней сформированности читательской деятельности младших дошкольников нами был разработан диагностический материал, в основе игры «Путешествие в страну «Литература». Задания, которые включает в себя игра, мы разработали, опираясь на действующую в Республике государственную программу дошкольного образования. Мы считаем, что игровая система диагностики является попыткой получения наиболее точных данных о состоянии деятельности дошкольных образовательных учреждений и принятии обоснованных решений об эффективности действующих государственных программ в сфере дошкольного образования и воспитания в нашей стране. Это объясняется тем, что игра для ребенка младшего дошкольного возраста является ведущим, естественным видом деятельности. В процессе игры ребенок свободен, т. е. он определяет свои поступки, исходя из своего «Я» (Л.С.Выготский). У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра. (А.С. Макаренко). Поэтому, мы пришли к выводу, что используя именно игровой диагностический материал, мы сможем получить наиболее объективные сведения об уровне литературных знаний младших дошкольников.

В каждом разделе игры мы ставим перед собой задачу выявить уровень развития читательской деятельности по определенным индикаторам, которые были выведены нами на основе требований государственных программ по дошкольному образованию.

Умение слушать - умение внимательно слушать и слышать художественное произведение, отвечать на вопросы, активно реагировать на содержание текста.

Порядок событий в тексте - умеет при помощи иллюстрации устанавливать порядок событий и причинно – следственные связи в тексте.

Анализ и элементарная оценка поступков героев - умеет видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать элементарную оценку его положительным и отрицательным качествам, рассказывать о своем отношении к поступку героя (хорошо или плохо), делать выводы по произведениям, анализировать события, выражать свое мнение.

Характеристика героев - умеет давать описательную характеристику внешних и характерных качеств героев (добрый или злой, красивый или некрасивый).

Знание литературных жанров - умеет узнавать и называть литературные жанры.

Пересказ - умение понять содержание рассказа и пересказать его с опорой на иллюстрации.

Чтение наизусть - умение читать стихотворения наизусть с соблюдением интонации.

Рассказывание - умение развернутыми предложениями строить рассказ, оформлять его грамматически правильно. В рассказывании по картине правильно воспринимать и передавать её содержание, а также, используя воображение, додумывать предыдущие или последующие события.

Участие в театральных постановках - умение участвовать в театральных постановках по литературному произведению. Умение перевоплощаться и передавать характер героя при помощи жестов, мимики и интонации.

Разработанная нами игра «Путешествие в страну «Литература» включает в себя восемь разделов:

1. «Книжкин дом». Цель: изучить особенности восприятия детской книги дошкольниками и определить уровень элементарных знаний о детских книгах.

2. «Дворец сказок». Цель: выявить интерес детей к сказкам, определить умение узнавать сказку, сказочных героев, определять их характерные качества.

3. «Бульвар историй». Цель: выявить умение описывать характер и внешний вид героев опираясь на картинку, выявить умение отвечать на вопросы по иллюстрации.

4. «Поэтическая роща». Цель: Выявить умение слушать художественное произведение, находить иллюстрации, соответствующие данному произведению, вставлять недостающие слова, отгадывать загадки и находить картинки – отгадки.

5. «Литературная гостинная». Цель: Выявить источник литературного опыта дошкольников. Изучить интерес к разным видам деятельности детей на основе литературного текста в условиях семейного чтения.

6. «Театр». Цель: выяснить представления детей о театре, изучить интерес к театрализованным играм, исследовать умения театрализованной деятельности у детей (умение перевоплощаться, целостно воспринимать образ героя)

7. «Дом художника»; Цель: выяснить представления детей о значении иллюстрации в детских книгах, определить опыт в рисовании и раскрашивании по литературному тексту.

8. «Площадь поэтов, писателей, сказочников». Цель: выяснить знания детей о детских писателях, выявить умение рассказывать стихотворения наизусть.

Изучая особенности восприятия детской книги и определяя уровень элементарных знаний о литературе в первом разделе «Книжкин дом», мы пришли к выводу, что у 75% детей наблюдается выраженный интерес к книге. Они с активностью изучают предложенный материал, легко называют знакомые произведения, их героев, изображенных на иллюстрации, без затруднений отвечают на вопросы по знакомым сказкам. Вызывает некоторые затруднения определение жанров - из предложенного списка книг, дети не смогли выбрать книгу, содержащую стихотворения. 25% детей без особого интереса участвовали в данном задании и включались в процесс только при помощи взрослого. Несмотря на это, задания, предложенные во втором разделе «Дворец сказок», в которых выявлялись умения детей узнавать сказочных героев, давать им характеристику, рассказывать сказку, у данной группы детей серьезных затруднений не вызвали. Все дети правильно называли героев из предложенного списка иллюстраций, размышляли, кто из них является положительным, а кто отрицательным, объясняли, почему они так считают. Без усилий дети находили на картинках волшебные предметы из сказок и рассказывали, для чего они предназначаются. Также 100% детей легко справляется с заданиями на определение последовательности в произведении и рассказывании сказки по предложенной серии иллюстраций. Так как, мы проводили диагностику детей младшего дошкольного возраста, основную опору в заданиях игры мы делали именно на иллюстрации и картинки. В результате проведенной работы по выявлению умений отвечать на вопросы по иллюстрациям, описывать внешний вид героев их характер в разделе «Бульвар историй», сделаны следующие выводы. 75% детей с интересом рассматривают предложенные иллюстрации, активно участвуют в процессе описывания картинки (называют, кто изображен на ней, что делают ребята, изображенные на рисунке, определяют их характер, величину и цвета предметов). Детям было предложено самим рассказать о том, как они играют зимой, строили ли когда - нибудь снеговика, кто им в этом помогал. 50% детей с интересом отнеслись к данному заданию, делились с окружающими своим опытом, размышляли. У 25% детей были некоторые затруднения в формулировании ответов. Они отвечали односложно, опираясь на наводящие вопросы и помощь взрослого. Всё это может быть связано с индивидуальными особенностями развития речи детей. Остальные 25% не справились с предложенным заданием. Наряду с умениями правильно строить свою речь и отвечать на вопросы, важно также умение слушать и воспринимать художественный текст. Это умение мы выявили в разделе «Поэтическая роща». Затруднений на данном этапе диагностики выявлено не было. Дети быстро разгадывали загадки, находили картинки – отгадки, вставляли пропущенные слова в потешках, читали стихотворения наизусть. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не менее чем у 75% детей имеется достаточный литературный опыт, источник которого мы попытались выявить при помощи беседы в разделе «Литературная гостиная». У 50% детей наблюдается ярко выраженный интерес к детской художественной литературе. По их утверждению, дома имеется большая библиотека, в которой детские книги занимают достаточное количество мест. Ребенку читают книги папа или мама, и он любит слушать чтение взрослых. Остальные дети к теме беседы не проявили особого интереса исходя из чего, можно сделать вывод, что чтению детской художественной литературы дома отводится недостаточное внимание. Помимо восприятия литературного текста и умения воспроизводить его, детям очень интересно перевоплощаться и представлять себя в роли сказочного героя. В разделе «Театр» мы выявляли данные умения, а также представления детей о театре. Дети активно распределили между собой роли, проявляли инициативу, задавали вопросы. Для 25% детей театрализованная деятельность не представила интереса, они не проявили инициативу, включались в игру только при помощи взрослого, или полностью были отвлечены от процесса. Наряду с индивидуальными затруднениями, возникшими в ходе игры, абсолютно у всех детей вызывают трудности задания на определение детских авторов произведений. В заключительных разделах «Дом художника» и «Площадь поэтов, писателей и сказочников» исследовались именно эти умения детей. Несмотря на то, что дети наизусть могут рассказывать стихотворения, авторов данных стихотворений они назвать не могут. Детям была представлена серия портретов детских писателей, произведения которых обязательны в программе дошкольного образования, положительного результата в данных диагностических заданиях не показал ни один ребенок. Таким образом, можно сделать вывод, что изучению авторов в дошкольном учреждении воспитатель не уделял достаточного внимания. Хотя литературный опыт младшего дошкольника еще не велик, знание ребенком авторов является обязательной основой для становления личности маленького культурного читателя.

На основе проделанной работы мы можем заключить, что значительное большинство – 75% продиагностированных детей показали результаты выше среднего уровня. Читательские интересы детей достаточно хорошо развиты для их возраста. Заметно, что литературному развитию уделяется большое внимание как воспитателями в детском саду, так и родителями дома. 25% детей показали низкие результаты, что напрямую связано с индивидуальными особенностями развития детей. Безусловно, недочеты, выявленные в ходе диагностики, являются важными пробелами в системе обучения. Устранение существующих пробелов необходимо, в противном случае полноценное приобщение детей к богатствам художественной литературы будет невозможно. Нельзя допустить, чтобы формирование читателя – ребенка остановилось на самой первой ступени развития. Ведь дети являются основой нашего будущего общества, а, следовательно, и гарантией устойчивого государства.

Список использованной литературы.

1 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии №6. — 1966. — Стр. 62 — 68.

2 Макаренко А.С. О моем опыте // Соч.: В 7-ми т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 272

3 Шалатонова Н.П. Педагогические условия формирования читательских интересов младших школьников. — Брянск, —1999. — С.245

4 Государственная программа «Образование» от 30 сентября 2000 г. N 448

5 Стратегия развития «Казахстан 2050», Послание президента страны народу Казахстана, Астана, 2012.

 

Просмотров работы: 3415