В настоящее время проблематика одаренности находится в центре научного и общественного интереса. Активность способного и одаренного ученика ориентирована на обращение к возможностям социальной и образовательной среды. Современная школа строит образование на освоении отвлеченных понятий, схем, правил, законов и при этом практически не уделяется место чувственному опыту ребенка, скудеют и обесцениваются данные детей, которые кроются в каждой подрастающей личности.
Что же такое одаренность? В концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему дано следующее определение одаренности: «Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности » [2].
Вопросом детской одаренности занимались в своих исследованиях Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и другие.
Проблема развития художественной одаренности детей интересует педагогов-организаторов клуба по месту жительства «Радуга» г. Шуя, одним из которых я и являюсь. Нами был разработан проект «Мы – одаренные дети», участниками которого являются все воспитанники клуба по месту жительства в возрасте от 7 до 15 лет. Цель проекта: развитие детской художественной одаренности в условиях клуба по месту жительства. Задачи проекта: продиагностировать уровень художественной одаренности на момент начала 2013 – 2014 учебного года; организовать на базе клуба объединения различных направлений для развития детской одаренности; привлечь к работе объединений как можно больше детей и подростков, не используя селекционный отбор; измерить в конце 2013 – 2014 учебного года уровень художественной одаренности у воспитанников КМЖ «Радуга», участвующих в проекте «Мы – одаренные дети».
Одной из ведущих методик для нашего исследования в рамках проекта, мы выбрали методику А.Адаскина «Описание предмета»[1]. Необходимо подчеркнуть, что в методике нет даже намека на постановку художественной задачи, и она позволяет судить, ставит ли ее человек самостоятельно – что, является необходимой составляющей освоения авторской позиции. В то же время, эта методика отличается от широко распространенных методов изучения восприятия произведений искусства: материалом в данном случае являются реальные предметы обихода, которые можно рассмотреть и потрогать, а не художественные произведения. В данном диагностическом исследовании приняли участие 63 ребенка. по результатам начального диагностирования мы получили следующие результаты: 52% детей давали безоценочно–описательные определения, т .е, как правило, это конкретное описание, указывали на отдельные признаки. 31%-характеризовали предмет эмоционально–оценочными определениями, давали прямую оценку предмета: «Красивая», «Неприятная» и т.д. 17%-пользовались образными описаниями: «На конце швабры пипочка, как будто бабочка оставила после себя след» и др., хочется отметить, что так описывали предмет в основном младшие школьники – дети от 7 до 9 лет.
В рамках проекта «Мы – одаренные дети» на базе клуба осуществляют свою работу следующие творческие объединения:
рисование;
творческая мастерская «Hand made»;
театральная студия «Маленький театр»;
танцевальное объединение «Танцевальный коктейль»;
волонтерский отряд «ДоДИ (добровольная детская инициатива)»;
кружок патриотического воспитания;
секция настольного тенниса.
Для того, чтобы дети охотнее становились участниками проекта, следовательно, повышался их уровень художественной одаренности, нами были разработаны следующие мотивационные аспекты: система награждений и поощрений за успехи в виде грамот, сувениров, билетов в кино и т.д.; участие в конкурсах, выставках, концертах не только регионального уровня, но областного и федерального, что повышает статус клуба и самооценку воспитанников наших объединений; выступление за небольшую оплату или подарки в детских садах и школах; сотрудничество с магазином ручной работы, деньги за реализованный товар дети сами решают куда направить – в основном это покупка новых материалов и необходимых вещей для работы объединений.
Вот уже на протяжении 4 месяцев мы работаем в проекте «Мы – одаренные дети», за это время уже имеющееся количество участников пополнилось на 19 человек. В работе клуба, кроме объединений, есть еще сопровождающие мероприятия, творческие конкурсы, концерты, выставки, которые позволяют развивать детскую одаренность, которые дают детям шанс раскрыться с разных сторон, показать свои творческие способности и природные задатки. Важно заметить, все, что организовано в клубе для развития детской художественной одаренности, осуществляется бесплатно для детей.
Повторное проведение диагностики художественной одаренности планируется на конец января–начало февраля, а к середине февраля уже будут известны результаты нашего эксперимента, где мы увидим динамику развития художественной одаренности у детей и подростков в рамках клуба по месту жительства «Радуга», тогда мы сможем сказать и о продуктивности работы всех педагогов, которые занимались в своих объединениях с воспитанниками клуба по развитию детской художественной одаренности. Но уже сейчас невооруженным взглядом виден результат: на рисовании дети стали более свободны в своих идеях, которые они выражают в своих творческих работах . Воспитанники театральной студии «Маленький театр» уже не такие скованные и робкие, какими были в начале учебного года, теперь они с легкостью и большим желанием берутся за любую роль, которая им предлагается в спектакле. И таких примеров в каждом объединении очень и очень много.
Список литературы:
А.Мелик-Пашаев и З.Н.Новлянская (ред.), А.А.Адаскина, А.Б.Никитина, Н.Ф.Чубук. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. Методическое пособие. Москва -2010 г., приложение 2 Методики выявления художественной одаренности
Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект) // http://www.i-russia.ru/all/docs/9389/