ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ДВИЖЕНИЯ «ЧАЕПИТИЯ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ДВИЖЕНИЯ «ЧАЕПИТИЯ»

Семенова Н.А. 1
1Амурский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в любой стране мира общественно-политические движения играют важнейшую роль в жизни государства, влияя на его политику через различные механизмы влияния. Степень этого влияния и сфера, на которую оно распространяется, зависит от направленности самого движения.

В США начиная с 2009 г. все большую силу набирает Движение «Чаепития», не раз доказавшее, что правильно направленное общественное недовольство способно повлиять на ход политики страны. Однако не так просто определить идейно-теоретическую платформу данного движения.

Вследствие того, что у него отсутствует четко определенная структура или какой-либо официальный орган, у «Чаепитий» нет и официальной платформы. Следовательно, об основных мотивах и идеях движения можно узнать лишь из опросов, проводимых среди самих участников, или же на основе тех требований, которые выдвигались во время митингов.

К примеру, во время первой общенациональной акции в апреле 2009 г., когда среди лозунгов преобладали антисоциалистические максимы, участники выразили недовольство именно налоговой политикой государства, растущими государственными расходами и раскритиковали экономическую программу президента за ее близость к идеям социалистов - Обама выступал за налоговые льготы для рабочего класса и бедных американцев1.

Так, проанализировав основные требования, выдвигаемые участниками митингов, можно сделать вывод, что для «Чаепитий» характерна экономическая направленность протеста, а именно экономическая политика. Участники различных групп движения требовали: не оказывать никакой финансовой помощи обанкротившимся предприятиям, прекратить поднимать налоги, поддержать свободу рынка, а также отменить инициированную Обамой реформу здравоохранения - как слишком затратную для бюджета и угрожающую стабильному состоянию экономки страны. Автор книги, посвященной движению, К. Зернике отмечает, что в этом и заключается одно из главных противоречий: выступая за сокращение расходов, половина поддерживающих движение людей получает государственную медицинскую страховку по старости и пенсию2. А это две самые крупные государственные социальные программы в стране, затраты на которых, в первую очередь, увеличивают национальный долг.

Экономическая направленность проявляется, даже когда поднимаются вопросы социального или нравственного характера. Так «Чаепитие» ратует за строгий иммиграционный режим, но это обосновывается тем, сколько расходов присутствие нелегалов создает для страны. А по заметкам специалиста по вопросам стратегии отделения движения «Экспресс чаепития» С. Рассо, борясь за уменьшение размеров государственного аппарата и сужение его функций, для участников движения главным остается то, чтобы уменьшить действия, оплачиваемые налогоплательщиками3. В связи с такими взглядами и неприятием реформ, меняющим уклад жизни страны движение и получило звание «консервативного движения».

Несомненным является и либертарианская направленность движения. Согласно отдельным принципам самой концепции либертарианства, налогообложение и государственное вмешательство в экономику своей страны, а также военное вмешательство в дела других стран, неприемлемы, что соответствует требованиям движения. Так, отличии от идей многих «неконсервативных» организаций, считающих необходимым применение экономической и особенно военной мощи США в пользу «либеральной демократии» по всему миру, «Чаепитие», наоборот, считает неправильным тратить деньги граждан США на «приключения в разных пунктах глобуса и предпочитают политику изоляционизма». Это подчеркивает американский исследователь У. Мида в своей работе, посвященной влиянию протестного движения на формирование внешней политики США4.

Так же он отмечает, что активисты движения «Чаепития» намерены бдительно следить за тем, чтобы «элиты с их идеями мирового правительства и бюрократическими программами, основанными на классовых привилегиях, не доминировали во внешнеполитических дебатах». Эту точку зрения разделяет и другой американский исследователь М. Дорфмана, по мнению которого тревога сторонников движения «канализируется в возмущение общественным строем, где элиты постоянно укрепляют свою монополию на распространение мнений, и решают, какие политические кандидаты получат позитивное освещение»5. Так можно сделать вывод, что одной из идей движения является получение возможности гражданам открыто высказывать свою точку зрения, что не будет встречать препятствия со стороны политических элит.

Необходимо добавить, что протест некоторых участников "чаепитий", направленных непосредственно на президента Обаму за его неспособность вывести страну из кризиса и за его так называемые «социалистические идеи», дали повод противникам движения обвинить участников «Чаепития» в рассизме, приводя как один из примеров лозунг «Обама поддерживает белое рабство» (Obama Promotes White Slavery), присутствующий на одном из митингов6. Однако известные темнокожие республиканцы отрицали обвинения движения в расизме, апеллируя к тому, что опросы участников «Чаепития» указывали на популярность в его среде политиков афроамериканского происхождения7.

Показательным в плане определения круга основных идей движения является опрос среди его участников, проведенный в конце 2011 г. некоммерческим Общественным Научно-Исследовательским Университетом Религии8. Согласно полученным данным, для сторонников «Чаепитий» характерны такие идеи социального аспекта, как отрицание легализации абортов, за что высказались около 63 % участников, и отрицание возможности юридического признания однополых браков – этот тезис поддержали 45 % участников опроса, тогда как 20 % вообще отказались выразить свою точку зрения по данному вопросу.

Сегодня, мы можем четко идентифицировать круг основных идей движения, которые по мнению его сторонников, возвратят страну к Конституционным принципам, благодаря размещенным на официальном сайте чаепития данным, а именно: уменьшение гос. аппарата, прекращение повышения налогов, отмена реформы здравоохранения (так называемой Obamacare), прекращение государственных расходов и возвращение американского процветания9. Таким образом, участники движения «Чаепития» говорят о возвращении к идеалам отцов-основателей США.

1 Дорфман, М. Правая революция в Америке [Электронный ресурс] // Michel Dorfman’s Essentials: офиц. сайт. 2007. – URL: http://lamerkhav.wordpress.com/%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0/1228-2/

2 Zernike, К. Boiling Mad: Inside Tea Party America / k. Zernike. – Macmillan, 2010 г.

3 Russo, S. Blogs [Электронный ресурс] // Tea Party Express: офиц. сайт. 2011. URL: http://www.teapartyexpress.org/tag/sal-russo.

4 Мид, У.«Движение чаепития» и американская внешняя политика [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике: офиц. сайт. 2002. URL: . http://www.globalaffairs.ru/number/Dvizhenie-chaepitiya-i-amerikanskaya-vneshnyaya-politika-15220.

5 Дорфман, М. Правая революция в Америке.

6 Движение Чаепития [ Электронный ресурс ] // LENTA.RU. – 1999. URL : http://lenta.ru/lib/14213752/.

7 Lloyd M. Blogs [Электронный ресурс] // Tea Party Express: офиц. сайт. 2011. URL: http://www.teapartyexpress.org/tag/lloyd-marcus.

8 Boorstein, M. Tea party, religious right often overlap [Электронный ресурс] // The Washington Post : офиц. сайт. 1996. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/10/05/AR2010100501491.html/.

9 Mission Statement [Электронный ресурс] // Tea Party Express: офиц. сайт. 2011. URL : http://www.teapartyexpress.org/mission.

Просмотров работы: 1103