Федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм устройства детей-сирот в семьи, приоритетными среди которых остаются детский дом и учреждения интернатного типа, то есть государственная опека. Одна из важнейших задач Государственной программы по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на 2007-2010 г.г., − обеспечение условий для полноценного умственного и физического развития.
Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом «Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних» от июля 1999года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.
Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.
Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.
Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.
Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.
Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних − сравнительно новый тип учреждений в России, первые из них появились приблизительно 12 лет назад. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев. Также имеются особенности в организации СРЦ и существенные отличия от школ-интернатов.
В 2002 году в Ростовской области начали функционировать 7 новых муниципальных учреждений − социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с приютами в Егорлыкском, Заветинском, Зерноградском и Константиновском районах; социальные приюты для детей и подростков в Таганроге, Зимовниковском районе, центр социальной помощи семье и детям в Советском сельском районе, а также социальный приют в структуре действующего муниципального центра социальной помощи семье и детям Орловского района.
В 2003 г. открыто 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних с приютами в г. Шахты и в Веселовском районе. В период с 2003 по 2005 гг. в Тарасовском и Каменском районах были открыты реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.
В 2004 г. открыты социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с приютами в Тацинском и Песчанокопском районах; отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями (дневного пребывания) при Дубовском центре социальной помощи семье и детям.
В 2005 году начали функционировать социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Новошахтинске, а также отделение дневного пребывания при центре социальной помощи семье и детям Семикаракорского района; расширен приют социально-реабилитационного центра Миллеровского района.
История функционирования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Новошахтинске берёт своё начало с постановления Мэра г. Новошахтинска от 14.02.2005г. № 143. Изначально СРЦ находился в муниципальном ведомстве г. Новошахтинска. Официально открытие МУ СРЦ состоялось 1 октября 2005 года.
Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Новошахтинска передано из муниципальной собственности г. Новошахтинска в государственную собственность Ростовской области в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 3.11.2005 № 200 и вышеуказанное наименование изменяется на государственное учреждение Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска» с 1 января 2006 года.
Постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2010 № 327 на основании Федерального закона от 8.08.2010 № 83 ФЗ был изменен тип учреждение на государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения.
С этого момента полное наименование учреждения звучит как государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска». ГБУСОН РО находится в ведении министерства труда и социального развития Ростовской области, является некоммерческой организацией.
В своей деятельности СРЦ руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами Ростовской области в области защиты прав и законных интересов ребенка, приказами и распоряжениями министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства труда и социального развития Ростовской области, уставом.
Предметом деятельности и целями создания ГБУСОН РО является оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Ростовской области, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в сфере социальной защиты.
Основными задачами ГБУСОН РО являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В перечень основных видов деятельности ГБУСОН РО входят:
1. Социально-бытовые услуги:
1.1.Обеспечение временного проживания детей.
1.2.Поддержание условий проживания детей в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
1.3.Реализация индивидуальных программ комплексной реабилитации детей.
1.4.Предоставление транспорта для перевозки детей.
1.5.Возвращение в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них.
1.6.Организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
1.7.Содействие в получении семьями предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-бытовых услуг.
1.8.Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1.9.Социальный патронаж.
2. Социально-медицинские услуги:
2.1.Содействие (оказание помощи) в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2.Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
2.3.Организация первой доврачебной помощи.
2.4.Проведение мероприятий, направленных на профилактику хронических и предупреждение инфекционных заболеваний.
2.5.Проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащего врача.
2.6.Содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение.
2.7.Индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавления от них; формирование навыков здорового образа жизни.
2.8.Санитарно-просветительская работа.
2.9.Направление на лечение в стационарное медицинское учреждение.
2.10.Консультирование по социально-медицинским вопросам.
2.11.Социально-медицинский патронаж.
3. Социально-психологические услуги:
3.1. Психодиагностика и обследование личности детей и родителей.
3.2. Психологическая коррекция.
3.3. Психологические тренинги.
3.4. Психологическое консультирование.
3.5. Привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения.
3.6. Социально-психологический патронаж.
4. Социально-педагогические услуги:
4.1. Психолого-педагогическое обследование детей.
4.2. Коррекция педагогической запущенности детей.
4.3. Организация досуга.
4.4. Содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения, установление позитивного отношения к учебной деятельности.
4.5. Обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности.
4.6. Социально-педагогическое консультирование.
4.7. Педагогическая коррекция.
4.8. Организация досуга детей вместе с родителями.
4.9. Социально-педагогический патронаж.
5. Социально-экономические услуги:
5.1.Обеспечение детей при выписке из учреждения одеждой и обувью.
5.2.Содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3.Содействие в решении вопросов трудоустройства.
5.4.Содействие в решении вопросов самообеспечения и других вопросов улучшения материального положения.
6. Социально-правовые услуги:
6.1.Содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей.
6.2.Содействие в оформлении различных юридических документов.
6.3.Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание.
6.4.Консультирование по вопросам прав детей на социальное обслуживание в государственной системе социальной службы и защиту их интересов.
6.5.Содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.
6.6.Консультирование по социально-правовым вопросам.
6.7.Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6.8.Оформление документов или содействие в оформлении документов на лишение родителей родительских прав.
6.9.Социально-правовой патронаж.
Иные (неосновные) виды деятельности ГБУСОН РО не осуществляются.
В ГБУСОН РО «СРЦ» круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Согласно закону, в СРЦ не принимаются несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, совершивших преступления и общественно-опасные деяния.1
В деятельности ГБУСОН РО «СРЦ» существуют 3 структурных подразделения: отделение социальной диагностики и социально-правовой помощи, приемное отделение, отделение социальной реабилитации (приют).
Отделение социальной диагностики и социально-правовой помощи предназначено для выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних и семей; определения форм и степени дезадаптации, особенности личностного развития и поведения несовершеннолетних, обратившихся в ГБУСОН РО «СРЦ»; разработки и организации поэтапного выполнения индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации для работы с семьями и несовершеннолетними (нестационарное обслуживание); профилактики безнадзорности и беспризорности; оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы; содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования.
Цель данного отделения заключается в следующем: организация системы помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика социальной дезадаптации детей и подростков, оказание содействия в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в приюте: возвращение в семью, интернатное учреждение, оформление документов на передачу под опеку, на попечение и т.д.
Основные задачи деятельности отделения:
Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи.
Определение и представление конкретных видов и форм социально-педагогических, психолого-социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.
Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, предотвращение возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков.
Профилактика безнадзорности и беспризорности.
Оказание социально-психологических и социально-педагогических услуг.
Учет обслуженных отделением несовершеннолетних, анализ работы отделения, составление отчетности и справок по работе отделения.
7. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
8. Содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, обслуживаемых в Центре;
9. Организация психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семью неродных детей;
10. Наблюдение за адаптацией несовершеннолетних в приемных семьях.
Основные направления работы:
- выявление причин социального неблагополучия в семье, выработка дальнейших действий по решению социальной проблемы несовершеннолетнего и определению его дальнейшей судьбы;
- разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленная на решение выявленной проблемы;
- содействие в устранении конфликтных ситуаций в семье;
- оказание содействия подросткам в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве через службу занятости города;
- участие в работе по профилактике безнадзорности;
- возвращение несовершеннолетних в учреждения образования;
- помещение детей в стационарное отделение Центра при неблагоприятном социальном прогнозе;
- индивидуальное консультирование детей и родителей в Центре;
- консультирование по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, выбор профессии и жизненного самоопределения, межличностные и внутрисемейные отношения)
- предотвращение возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
- психологическое обследование личности, анализ поведения, тестирование для оказания психолого-педагогической помощи;
- диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его способностей, степени готовности детей к школе;
- психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психологическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с подростками;
- психологические тренинги по снятию состояния тревожности, преодолению неадекватных форм поведения, пониманию и раскрытию своих проблем, развитию навыков эффективного общения и др.
- разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для выполнения коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях;
- организация досуга родителей и детей в ГБУСОН РО «СРЦ»: участие в днях Семьи, Матери, Детства, дидактике детей инвалидов;
Основные принципы, на которых строится работа:
- системность;
- диагностическая обоснованность;
- реальность;
- адресность;
- непрерывность;
- обратная связь.2
Следующим структурным подразделением является приемное отделение.
Целью деятельности приемного отделения является психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на установление форм и степени их социальной дезадаптации.
В задачи отделения входит:
- оказание первой доврачебной помощи, проведение санитарной обработки;
- уточнение личности несовершеннолетнего, места проживания его родителей или лиц, их заменяющих, места его обучения;
- извещение родителей или лиц, их заменяющих, директора учебного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего;
- проведение первичного медицинского осмотра направления при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
- оказание первичной психологической помощи.3
Также в структуру ГБУСОН РО «СРЦ» входит отделение социальной реабилитации (приют).
Направлениями его деятельности являются:
- всестороннее изучение личности несовершеннолетнего, выявления причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего его приют;
- разработки и реализации индивидуальной программы работы с несовершеннолетними в условиях приюта с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей;
- жизнедеятельности несовершеннолетних в приюте, включения их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания.
Целью создания приюта является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организации их временного проживания, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.
Задачи данного отделения заключаются в следующем:
- обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдением норм гигиены;
- предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;
- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации семье и содействие возвращения ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.4
В отделении образуются группы, объединяющие детей и подростков по принципу родства, возраста и другим критериям. Количество детей и подростков в группе не должно превышать 10 человек.
Дети подростки содержатся в отделении, как правило, не более шести месяцев при условии соблюдения действующего законодательства.
В случаях, когда дальнейшее устройство несовершеннолетних затруднено, допускается их содержание в приюте на более длительный период.
Решение о продлении срока пребывания несовершеннолетних в приюте принимается по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних при городском органе исполнительной власти.5
В отделении создаются условия, приближающиеся к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в т.ч. мастерских), оказания медицинской и психологической помощи и другие.
Сотрудники «СРЦ г. Новошахтинска» стремятся повышать свою квалификацию, за 2006 год курсы переподготовки прошли 4 человека (дефектолог, педагог-психолог, директор, специалист по социальной работе), 9 человек обучаются в высших учебных заведениях.
В 2007 году 4 медицинских работника ГУРО СРЦ повысили свою квалификацию на курсах в г. Ростове-на-Дону и г. Новошахтинске. 2 специалиста обучались на курсах охраны труда, 3 - осуществления госзакупок, 2 - пожарной безопасности, 8 специалистов по социальной работе прошли обучение по программе «Стандарты профессиональной деятельности соцпедагога. Профессиональные компетенции и коммуникативные практики» при филиале ЮФУ.
В 2008 году 8 человек обучается в высших учебных заведениях.
В 2009 году специалисты «СРЦ г. Новошахтинска» приняли участие в проекте «Ступени роста» по изучению инновационных технологий в работе с семьями, изучили метод интенсивной семейной терапии (ИСТ). В ГБУСОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» на социальном патронаже состоят семей, имеющих детей и подростков с проблемным поведением, поэтому метод ИСТ, как форма социально-психологической реабилитации, очень подходит для работы с этими семьями.
В 2010 году повысили свою квалификацию и прошли обучение на курсах 6 специалистов. Технология интенсивной семейной терапии (ИСТ) была успешно реализована с 2 семьями.
За 2011 год повысили свою квалификацию 4 специалиста (заместитель директора по воспитательной работе, воспитатель, диетсестра, инспектор по кадрам).
В 2012 году планируется пройти курсы повышения квалификации 3 специалистам: социальному педагогу, бухгалтеру и медсестре.
Конечно, в работе специалистов и воспитателей есть определенные трудности: низкая познавательная активность детей старшего школьного возраста, бродяжничество, вредные привычки, 2-3 % подростков не проходят курс реабилитации вследствие частых побегов из «СРЦ г. Новошахтинска».
Клиентами ГБУСОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» являются несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и семьи с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники, за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста.
Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарах центров, - социальные сироты.
Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.
Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации – школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, отдалением школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой - поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.
Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.
Выводы:
1) Социально-реабилитационный центр - новый тип учреждений в России. Всего в Ростовской области действуют 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.
2) Деятельность СРЦ достаточно востребована в нашем городе. Это позволяет поместить ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка.
1 Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска»
2 Положение об отделении социальной диагностики и социально-правовой помощи государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска»
3 Положение о приемном отделении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска»
4 Положение об отделении социальной реабилитации (приют) государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска»
5 Положение об отделении социальной реабилитации (приют) государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска»