СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Антонова Н.А. 1, Кузьменко И.В. 2
1Шуйский филиал "ИвГу"
2Шуйский филиал "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время очень сложно представить нашу жизнь без компьютеров и интернета. Мы используем компьютер для поиска информации, для досуга и развлечений, для общения, покупок, оплаты коммунальных платежей и прочего. Сеть проникает во все сферы жизнедеятельности человека.

Происходят изменения в образовательном пространстве и в социальной сфере. По мнению многих ученых и практиков, «появляется необходимость в полипрофессиональных кооперативных связях, в организации сетевого взаимодействия между образовательными, социальными учреждениями, общественными организациями» [6].

Сеть (network) – может рассматриваться как нити взаимных отношений, связанные многочисленными узлами совместных проектов [2].

Кандидат педагогических наук, декан факультета управления РГПУ им. А.И. Герцена Л.А. Громова в своей статье «Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития ресурсных центров» определила сеть как расширенную группу людей со схожими интересами, взаимодействующую друг с другом и поддерживающую профессиональные контакты на основе доверия, открытости информационного пространства и взаимной помощи во имя достижения гармонии интересов организации и проектных групп [4].

По определению Н.С. Бугровой, сетевое взаимодействие – «это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон» [1].

Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное интернет-сообщество, независимо от расстояний. Такое объединение становится посредником между всеми специалистами, занимающимися общими проблемами. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения специалистов между собой, расширению опыта совместной работы.

Однако, несмотря на плотное вхождение компьютеров в жизнь человека, на сегодняшний день лишь немногие организации в нашей стране в полной мере используют имеющиеся у них ресурсы интернета. С недавних пор сетевое взаимодействие активно начало использоваться в сфере образования, и уже накоплен определённый положительный опыт. Изучив организацию сетевого взаимодействия в образовании, мы выявили некую его универсальность.

Любое профессиональное сообщество строится на некоммерческом общем интересе физическими лицами или организациями. Такие сообщества могут иметь как формальный, так и неформальный статус, а так же быть открытыми или закрытыми для других представителей данной профессиональной сферы.

Рассмотрим сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания деятельности. Обратимся к этапам построения модели такого взаимодействия, представленным О.В. Королёвой:

1. Выявление и подготовка сетевых методистов.

2.Организация сетевого взаимодействия (решение административно-правовых вопросов, PR-акции для организации продвижения сетевого сообщества).

3.Формирование базы данных всех специалистов, активных и потенциальных участников сети. Сообщество будет являться эффективным, если все участники представляют профессиональное объединение.

4. Создание устойчивой системы взаимодействия, содержащей несколько взаимосвязей между двумя узлами.

5. Координация сетевыми методистами сетевого взаимодействия, организация консультирования.

6. Реализация просветительской интерактивной среды [5].

По нашему мнению, такая модель организации сетевого взаимодействия вполне удачна и универсальна, то есть подходит для построения сетевого взаимодействия как в образовательном процессе, так и в любой другой сфере. Руководствуясь представленными алгоритмами, мы считаем целесообразным организовать сетевое взаимодействие в работе с неблагополучными семьями.

Неблагополучие семей было и остаётся актуальной проблемой нашего общества. Работой по устранению семейного неблагополучия во всех его формах занимается целый ряд учреждений: это и правоохранительные органы, и отделы опеки и попечительства, и Комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, социально-реабилитационные центры, детские дома, территориальные управления социальной защиты населения, судебные органы, исправительные колонии, центры занятости населения, больницы, СМИ и многие другие. Для эффективной работы предполагается постоянное взаимодействие всех органов и структур между собой. И такое взаимодействие действительно организовано, вопрос в другом: достаточно ли эффективно это взаимодействие в той форме, в которой оно по сей день происходит?

Дело в том, что межведомственное взаимодействие специалистов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, нет единого способа обмена информацией: некоторые документы отправляются по электронной почте, некоторые по почте России, другие по факсу, некоторые запросы специалисты относят и забирают лично. Во-вторых, отсутствует единая база данных: документы конкретной организации находятся только в её пользовании, то есть при необходимости получить ту или иную информацию приходится делать дополнительные запросы, вследствие чего больше времени уходит на оформление документов, нежели на конкретную помощь семье. В-третьих, все документы хранятся в бумажном виде в огромных папках, что осложняет поиск нужного документа в короткий отрезок времени.

На наш взгляд, решить эти и многие другие проблемы в работе с неблагополучными семьями, как раз, и поможет организация сетевого взаимодействия. Использование возможностей интернета и средств информационно-коммуникативных технологий существенно расширят продуктивность сетевого взаимодействия. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одно и то же время, в одном и том же месте, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время [3].

Таким образом, сетевое взаимодействие в работе с неблагополучными семьями позволит усилить ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Для реализации межсетевого взаимодействия необходимо обеспечить всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время; поддерживать усилия тех, кто хочет поделиться своим опытом и знаниями, в поиске тех, кто хочет научиться; предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.

Литература

1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. на соискание уч. степени канд.пед.наук. [Электронный ресурс] – Омск, 2009 – 178 с. http://www.dissercat.com (дата обращения: 13.12.2013)

2. Василевская Е.В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях. [Электронный ресурс] / Информационно - образовательный портал http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=87642 (дата обращения: 15.12.2013)

3. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике. [Электронный ресурс] / Интернет-форум «Педагогика в современном мире» http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 15.12.2013)

4. Громова Л.А. Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития ресурсных центров. [Электронный ресурс] / Вестник Герценовского университета №3, 2008 год. – Научная библиотека КиберЛенинка http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.12.2013)

5. Королёва О.В. Сетевое взаимодействие педагогов: что это такое? [Электронный ресурс] / Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/102834 (дата обращения: 19.12.2013)

6. Кузьменко И.В. Добровольческая Деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Кузьменко И.В, Баркунова О.В. //Вестник ТГПУ. – 2012. – №8. – С. 88-91

Просмотров работы: 1605