В настоящее время на развитие и совершенствование системы контроллинга на предприятии направлено немало усилий зарубежных и отечественных специалистов. Контроллинг становится чрезвычайно востребованным со стороны собственников и менеджеров предприятий, ориентированных на долгосрочный успех, поскольку оказывает информационную и аналитическую поддержку управления в условиях турбулентного состояния экономической среды. Кроме того, проявленный интерес к данному явлению обусловлен способностью системы контроллинга своевременно идентифицировать «слабые сигналы» со стороны внутренних и внешних процессов, анализировать их и разрабатывать мероприятия по адаптации компании к грядущим изменениям, тем самым оградив ее от возможных потерь и негативных последствий [2, 3].
Понятие «контроллинг» в своем современном значении первоначально стало использоваться в США с конца XIX века. Однако в России термином контроллинг начали оперировать лишь с начала 1990-ых годов. Часть специалистов называют контроллинг системой управления, другие считают его совокупностью методов и инструментов в менеджменте, есть и такие, кто подразумевает под ним образец и способ мышления руководителей.
При внедрении системы контроллинга затрат на предприятии необходимо изучить опыт реализации данной системы на других предприятиях, обратить внимание на типичные ошибки и проблемы в рамках осуществления подобного мероприятия. Существует множество препятствий, зачастую возникающих по вине самого лица, проводящего изменения в системе управления предприятия. Типичные ошибки при внедрении контроллинга отмечены на рисунке №1[5].
Рисунок №1. Распространенные ошибки при внедрении системы контроллинга на предприятии
Отечественные ученые классифицирют проблемы в ходе реализации контроллинга на предприятии по трем категориям: исторические, психологические и организационно-методические (таблица №1) [4].
Таблица №1
Проблемы реализации контроллинга затрат на отечественных предприятиях
| Категория проблемы | Наименование проблемы | Содержание проблемы | 
| Исторические | Большое количество холдинговых структур | Требования к знанию специфики нескольких видов экономической деятельности и учет их при формировании системы контроллинга | 
| Отсутствие формализованных и упорядоченных организационных структур и бизнес-процессов | Стартовые позиции многих компаний с еще «плавающей» организационной структурой и не налаженными бизнес-процессами | |
| Отсутствие эффективных коммуникативных каналов | Информация должна быть достоверной, точной, своевременной, полной и актуальной | |
| Психологические | Влияние недоверчивого отношения к стереотипам западного опыта управления | Сложность адаптации западных инструментов и методов системы управления к условиям функционирования российских предприятий, а также зачастую нежелания руководителей их использования | 
| Противостояние руководителей и подчиненных каким-либо изменениям | Сопротивление со стороны сотрудников изменениям привычных систем управления, корпоративной культуры и моделей поведения | |
| Организационно-методические | Несоответствие западным нормам бухгалтерского учета | Недостаточное пересечение бухгалтерского и управленческого учетов | 
| Трудоемкость | Необходимость повышения трудовой дисциплины, обеспечение порядка документооборота, своевременные сбор и передача информации работникам и внесение их в систему | |
| Ресурсоемкость | Отвлечение больших средств на внедрение системы контроллинга отталкивает многие российские компании | |
| Отсутствие понимания сущности контроллинга и систематизированных знаний в этой области | Отсутствие должного обучения руководителей и персонала по изучению внедряемых методов и технологий планирования и учета, в т. ч. философии контроллинга | 
Конкретизируя проблему сопротивления сотрудников компании внедрению новой системы планирования и учета на предприятии, необходимо обратить внимание на методику снижения сопротивления, в которой помимо принятия мер по снижению противостояния рассматривают потенциальные причины этого и классифицируются их источники (таблица №2) [8].
Таблица №12
Потенциальные причины сопротивления изменениям в компании
| Причины сопротивления | Сущность проблемы противостояния | Последствия | 
| Индивидуальные источники | ||
| Нарушение привычек, традиций, ценностей | Отсутствие знаний о выгодах проводимых нововведений, которые нарушают устоявшиеся традиции | Последствия устранимы в рамках коммуникаций | 
| Эгоистический интерес | Опасения личных потерь в результате изменений | Невысокая степень опасности | 
| Различное восприятие нововведений | Отсутствие достоверной информации, неадекватное восприятие изменений | Открытое несогласие коллектива, выражающееся.в частности, через профсоюзную организацию | 
| Потеря престижа | Опасения людей относительно сохранения компетенции | Устранимы путем коммуникаций и привлечению к принятию решений | 
| Недоверие к технологии проведения изменений | Сомнение в компетентности инициаторов изменений | Устранимы путем привлечения высококомпетентных специалистов | 
| Желание сохранить установившиеся хорошие взаимоотношения, которых непосредственно коснутся изменения | Приверженность неформальной группе | В результате коммуникаций последствия вполне устранимы | 
| Организационные источники | ||
| Групповая инертность | В качестве ограничителя действуют групповые нормы, несмотря на согласие отдельных работников | Активное взаимодействие с профсоюзной организацией и коммуникации позволят устранить негативные последствия | 
| Угроза перемен в устоявшихся отношениях подчиненности | Любое перераспределение полномочий как следствие принятых решений | Устранимые в результате кооптации последствия. Кооптация – предоставление одному из лидеров группы желаемой роли в планировании и осуществлении изменений | 
| Опасение изменений в устоявшемся порядке распределения ресурсов | Для задействованных в распределении ресурсов групп перемены воспринимаются угрозой существующему положению вещей | Устранимы посредством кооптации коллектива | 
В дополнение к указанным мерам по снижению сопротивления переменам автор указывает широкую поддержку агентов намеченных перемен, поощрение готовности людей к переменам, а также создание обучающейся организации по адаптации к меняющимся условиям окружения. Многие авторы считают, что зачастую отечественные руководители предприятий неверно понимают предназначение системы контроллинга, ведь основные методики контроллинга пришли из зарубежной литературы, что вызывает появление существенных разночтений в применяемом категориальном аппарате [1]. В связи с этим не удалось сформулировать достаточно четкой концепции и сформировать традиции ее использования в целях управления. И несмотря на то, что система контроллинга – частное дело каждой организации, необходимость структурирования разрозненного массива несогласованной теории становится очевидной для упрощения применения инструментария контроллинга на практике [4].
В результате рынок труда переполнен бухгалтерами, экономистами и финансистами, которые считают себя контроллерами, но у подавляющего большинства представителей данных профессий формируется весьма далекое представление о контроллинге в общем, о его миссии и задачах, наконец, о философии контроллинга в частности. Подобное непонимание сути контроллинга, его места и роли в системе управления возникает и со стороны работодателей, включая тех, кто уже начинает воспринимать контроллинг как инструмент управления [7].
Вследствие этого возникает все большее число препятствий при реализации новых изменений в компании. По исследованиям Fortune Magazine, на исследуемых американских и западноевропейских предприятиях менее 10% сформулированных нововведений и мероприятий было успешно реализовано, и по данным того же источника информации в 70% случаев неудачи основная проблема заключается не в качестве и сути внедряемых нововведений, а в их реализации.
Исследователи лаборатории The Balanced Scorecard Collaborative (BSC) выявили несколько основных препятствий для успешного применения новых систем на предприятии (рисунок №2) [2].
Рисунок №2. Основные препятствия успешной реализации
системы контроллинга на предприятии
Вообще, контроллинг является одной из самых дискуссионных категорий, поскольку система не относится к областям, регламентируемым государством, не существует единого подхода к рассмотрению сущности данной системы [1].
В ходе интеграции России в мировую экономику и притока иностранного капитала встал остро вопрос о необходимости правового обеспечения контроллинга. Нормативно-правовая база контроллинга в процессе своего становления прошла несколько этапов, в ходе которых были разработаны основные нормативные документы, регулирующие контроллинговую деятельность (рисунок №3) [6].
Рисунок №3.Нормативно-правовая база системы контроллинга
на промышленных предприятиях
Таким образом, нормативно-правовая база контроллинговой деятельности требует совершенствования, которое должно осуществляться в контексте формирования единой системы актов, регламентирующих рынок контроллинговых услуг в целях развития данной профессии.
Ошибки при внедрении системы контроллинга затрат касаются правильности постановки целей и задач, выбора источника получения данных и необходимого объема информации. Существуют также ограничения по внедрению контроллинга, связанные с деятельностью руководства компании. Многие авторы считают, что зачастую отечественные руководители предприятий неверно понимают предназначение системы контроллинга, т.к. основные методики контроллинга пришли из зарубежной литературы, что вызывает появление существенных разночтений в применяемом категориальном аппарате. Необходимость структурирования разрозненного массива несогласованной теории становится очевидной для упрощения применения инструментария контроллинга на практике [4]. Вследствие этого возникает все большее число препятствий при реализации новых изменений в компании.
Процессные изменения при реализации системы контроллинга затрат воздействуют на различные функциональные области управления, такие как планирование, учет, анализ, контроль. При этом происходят качественные и количественные изменения показателей функционирования предприятия: устанавливается система планирования, более реально отражающая будущее состояние ситуации на рынке, уменьшающая отклонения, что приводит к более точному исполнению плана, обеспечению своевременного покрытия вероятных убытков.
Список использованной литературы
Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. – 2012. - №11. – С.54-62.
Арутюнов Ю. А. Контроллинг в системе повышения качества управления организацией // Качество, инновации, образование. – 2011. - №6. – С.75-80.
Бердников В. В. Business-intelligence – перспективный инструмент контроллинга эффективности бизнеса // Аудит и финансовый анализ. – 2012. - №1. – С.261-269.
Жилина Н. Н., Загидуллина Т. С. Зарубежные модели контроллинга и возможности их применения в России. – 2011. - №36. – С.62-66.
Макарова А. В. Методические подходы к организации информационной поддержки контроллинга // Экономика и управление. – 2008. - №3. – С.162-164.
Круглов Д. В. Нормативно-правовая база системы контроллинга промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2011. - №3. – С.38-40.
Сафаров А. В. «Правильный» контроллинг: мнение практика // Управленческий учет. – 2006. - №1. – С.38-48.
Франк Е. В. Как управлять организационными изменениями? // Российское предпринимательство. – 2012. - №5. – С.38-43.