К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ

Шиляева Л.Б. 1
1Уральский Гуманитарный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных и зарубежных социологов и психологов. Однако, понятие «ценности» не имеет однозначного толкования в науке. «Ценность» в психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы. Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью» для личности; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями». По мнению Г. Оллпорта, ценность - это некий личностный смысл. Человек осознает ценность тогда, когда смысл имеет для него принципиальную важность, т.е. когда ценность выступает в категории «значимости», а не в категории «знания». Ценности, будучи личной «категорией значимости», всегда имеют принципиальное значение и включены в структуру «Я» и поэтому больше всего прочего привлекают внимание.

Изучение ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время представляет собой важную область исследования. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

С.Л. Рубинштейн замечал, что ценность – это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

М. Рокич определяет ценности, как очень влиятельные позиции личности. По мнению ученого, ценность представляют собой устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее, с личной или социальной точек зрения. В свою очередь, противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования, приведут к неудовлетворяющим личность результатам. Значит, ценности открывают человеку возможности сделать не только осознанный выбор средств, способов самовыражения, но и получить удовлетворение от полученного результата. Согласуясь с внутренним миром личности и с общественными нормативами, ценностные ориентации очень тонко и неповторимо формируют весь набор жизненных ориентиров, а следовательно и перспектив личности.

Число ценностей, с точки зрения Рокича, которыми человек руководствуется в своей деятельности, невелико. Учёный приводит свою, очень известную типологию ценностей:

• Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.

• Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Инструментальные ценности подразделяются на группы:

• этические, ценности общения, ценности дела;

• индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

• самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Мнение А. Ю. Огородникова согласуется с идеей дифференцирования ценностей. Вся совокупность ценностей разделена автором на три категории: ценности-идеалы (социальные, нравственные, эстетические), … ценности-цели (наслаждение, общение, когнитивные ценности, соблюдение традиций, творчество, власть), … ценности-средства достижения целей (интеракционные, культурные, материальные). В культуре самовыражения ценности-идеалы определяют общее направление самопрезентации и содержание самораскрытия. Ценности-цели демонстрируют то, чего субъект ждет от самовыражения, что хочет получить в результате. Ценности-средства характеризуют выбор личностью способов, средств, применяемых для самовыражения.

Осознавая важность ценностных ориентаций в построении жизненного пути личности, вызывает естественный интерес их природа. С точки зрения отечественных и зарубежных психологов, ценности берут свое начало в культуре, обществе и личности. Первые задаются человеку культурой, вторые – социальным окружением, а третьи он создает сам, исходя из индивидуальных особенностей, предпочтений, стремлений, желаний. Так как степень значимости той или иной ценности для разных людей может быть различной, как и для одного и того же человека она может меняться в разные периоды времени, то и выражать себя человек будет в разное время, в разных, хотя и сходных ситуациях, по-разному. Отсюда возникает большое разнообразие вариантов самовыражения и характеристик, присущих культуре самовыражения, что позволяет сделать вывод о динамичности самовыражения и культуры самовыражения субъекта.

Набор ценностей у каждого человека свой. Он формируется, исходя из имеющегося у субъекта опыта. По мнению Т. С. Мексичевой, индивидуальный набор ценностей является в достаточной степени упорядоченным и представляет собой индивидуальную матрицу ценностей. Матрица – это ранжированный ряд ценностей, который является крайне подвижным и может меняться под воздействием ситуации. Следовательно, будут изменчивыми и характеристики культуры самовыражения личности. Эта матрица индивидуальна, «но ее отдельные части могут быть схожи у индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Ценности в ней, как утверждает автор, упорядочены от высоких до относящихся к среднему уровню и затем до преходящих. Ценность меняет свое место в матрице при возникновении актуализации определенной потребности и возвращается на прежнюю позицию после того, как потребность удовлетворена. Этим создается основа для разнообразия характеристик самовыражения и культуры самовыражения человека.

Ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции: с одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, с другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражает то, что является для него важным и обладает личностным смыслом.

Сложная и неоднородная структура ценностных ориентаций, двойственность источников их развития и др. определяют и наличие множества классификаций ценностных образований, которые различаются критериями, положенными в их основе.

Продолжая теоретический анализ проблемы роли ценностных ориентаций, следует обратиться к взглядам выдающегося отечественного психолога Д. А. Леонтьева, который так же выделил три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности.

По словам В. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главных критериев построения типологии личности. Одной из них является классификационная модель Э. Шпрангера, который выделяет шесть типов личности: теоретический человек (цель - поиск истины), экономический человек (важность практичных ценностей), эстетический человек (наивысшая ценность-гармония), социальный человек (любовь ко всему человечеству), политический человек (личная власть, влияние), религиозный человек (поиск смысла жизни, высшей духовной силы).

Типология социальных характеров социолога Д. Рисмена построена на преобладании внутреннего или внешнего источника ценностных ориентаций личности. В качестве основных типов он описывает " ориентированного на себя" - такая личность является более целеустремленной, динамичной, и "ориентированного на другого" - личность определяется не собственными принципами, а ценностями окружающих.

А.И. Донцов указывает, что ценности направляют и корректируют процесс целеполагания человека, т.е. ценностные ориентации существуют в качестве ориентиров для постановки целей самопрезентации, для определения степени самораскрытия и, как следствие, для возможности задавать цели самовыражения субъекта.

Н. Ф. Наумова также, объясняя возможность ценностных ориентаций выступать механизмом целеполагания, пишет: «Ценности ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира». Этот же автор отмечает наличие в ценностных ориентациях оснований для выбора человеком из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», т. е. ценности не только регулируют, но и направляют эти действия.

В работах Е. А. Климова, В. Ф. Сержантова, В. Д. Шадрикова и др. ценностные ориентации также выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. С их точки зрения, ценности в процессе социализации интериоризируются индивидом и становятся «внутренними» регуляторами его поведения, в то же время, детерминация поведения «внешними» социальными регуляторами, в свою очередь, сама определяется «внутренними», психологическими особенностями человека, например, его потребностями, мотивами, склонностями и уже усвоенными ценностями.

А. Г. Здравомыслов полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентаций «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться», позволяя складываться тем или иным особенностям самовыражения человека, т. к. самовыражение является одной из потребностей, к удовлетворению которых стремится личность и которая должна быть обязательно удовлетворена.

По мнению М. С. Яницкого, регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека, что касается и его самоорганизуемой деятельности, являющейся основой культуры самовыражения.

Я. Гудечек выделил ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей. и т.д., которые существуют независимо от субъективных оценок людей, и ценности в смысле субъективной значимости.

В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности в две категории - материальные и духовные.

В исследовании, проведенном под руководством Ю. А. Токаревой, установлена положительная связь между имеющимися у человека ценностями и стратегией жизненного пути. Ученым доказано, что ценностные ориентации личности напрямую обусловливают жизненные ориентиры и достижения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ценностная сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека, регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностные ориентации прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. Детерминируя поведение личности, ценностные ориентации влияют на социальную и личностную успешность.

Литература:

  1. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. 1993. - №5. с. 130-160.

  2. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999. - №4 с. 117-121.

  3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.

  4. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. /Под. ред. В.С. Мухиной. М., Мысль 1989.

  5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.

  6. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.

  8. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100 (статья).

  9. Социология молодежи/под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов н/Д.-Феникс, 2001.-570с.

  10. Токарева Ю.А. Психология детско-родительского взаимодействия : монография. – М. : ИРИС ГРУПП. – 2011 – 512 с.

  11. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1750с.

  12. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.

  13. Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1982.

  14. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.

  15. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.

  16. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979.- 142с.

Просмотров работы: 4178