Целью данной работы является изучение показателей физического развития мальчиков 8 – 11 лет, обучающихся в образовательных школах г. Набережные Челны.
Для оценки физического развития было обследовано 400 мальчиков младшего школьного возраста в возрасте 8 – 11 лет, по 100 мальчиков в каждой возрастной группе.
Анализ полученных данных показал, что показатель массы тела у 78,75% мальчиков не имеет отклонений от возрастной нормы, у 12,25% - имеют дефицит массы тела и 9% страдают избыточной массой тела. Выявлено, что показатели длины тела у 71,25% обследуемых мальчиков не имеют отклонений от возрастной нормы, 15,75% мальчиков имеют рост выше среднего, и лишь 13% мальчиков имеют рост ниже среднего показателя. По показателю окружности грудной клетки (ОГК) выявили, что у 75% мальчиков средние показатеели, при этом 14% имеют показатель ОКГ выше средней оценки по группе и лишь 11% имеют показатель ОГК ниже среднего по группе.
Далее нами был проведен сравнительный анализ показателей физического развития мальчиков 8 – 11 лет за 1987 и 2013 гг. Наибольший прирост антропометрических показателей мальчиков наблюдается в возрасте 8 – 9 лет. Более высокими темпами происходит увеличение длины тела, массы тела и ОГК. Это можно объяснить тем, что возраст 8 - 9 лет является критическим периодом развития (скачкообразные моменты развития, как целого организма, так и отдельных органов).
В работе также нами была проведена оценка типов телосложения (соматической конституции) по классификации М. В. Черноруцкого. Показатель индекса соматического типа среди мальчиков в возрасте 8 – 11 лет по гиперстеническому типу составил 21,5% , т.е у детей наблюдается относительное преобладание поперечных размеров над продольными. Показатель индекса соматического типа по нормостеническому критерию был выявлен у 37,75% мальчиков, характеризующимся хорошим развитием мышечной массы, пропорциональностью длины и поперечных размеров тела, длины конечностей. Показатель индекса соматического типа по астеническому критерию был выявлен у 40,75% мальчиков.
Таким образом, можно увидеть совокупность индивидуальных и относительно устойчивых морфологических признаков, сформированных на основе приобретенных свойств организма и генотипа. Данные признаки влияют на развитие и динамику показателей АД, ЧСС, и мышечной силы мальчиков младшего школьного возраста.