АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ВУЗАХ

Бедер А.А. 1, Макат Ж.К. 1
1Актюбинский Региональный Государственный Университет им.К.Жубанова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы уделяется много внимания построению информационных систем управления в системе образования с использованием компьютерных технологий. Однако, ограниченность по разработке информационных систем вузов, обусловленная коммерческими причинами, не позволяет выполнить весь комплекс работ по автоматизации учебного процесса.

Эффективное управление учебным процессом является одной из важнейших управленческих задач в вузе, которая охватывает большое количество лиц, вовлеченных в этот процесс - студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала, и прямо влияет на условия их работы и учебы. При этом нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность, оставляют большой простор при их реализации в условиях конкретного вуза. Учет всех имеющихся возможностей и их эффективная реализация требуют значительных трудозатрат со стороны управленческого персонала.

Очевидно, что проведение мероприятий по информатизации процедур управления учебным процессом в принципе способно существенно улучшить качество управления и сократить его трудоемкость. В настоящее время имеется большое количество систем управления учебным процессом, представляющих собой как инициативные, так и коммерческие разработки. Чаще всего они направлены на решение следующих основных задач:

  • зачисление, перевод и отчисление студентов («контингент»);

  • контроль академической успеваемости студентов («сессия»);

  • формирование рабочих учебных планов;

  • распределение учебной нагрузки между факультетами, кафедрами и преподавателями;

  • формирование штатного расписания;

  • составление и корректировка расписаний занятий и экзаменов.

Мы расматривая последнюю задачу, создали программный продукт, который автоматизирует процесс создания расписаний занятий и экзаменов. Создания расписаний занятий является последним этапом управления учебным процессом. Здесь должны учитываться аудиторный фонд, занятость ППС, нагрузки преподавателей и т.д.

Программа создана в интегральной среде Delphi с использаванием технологий ADO. База данных создана в Microsoft Access. Связь между таблицами можно представить в виде следующей схемы:

День_недели

Время

Дата_пров

Аудитория

Т_Ф

Группа

Предмет

Лекция

Практика

Лаборатория

СРСП

Преподаватель

Каф_препод

Семестр

Экзамен

Группа

День_недели

Время

Предмет

Дата_пров

Преподаватель

Вид_урока

Аудитория

День_недели

Время

Дата_пров

Преподаватель

Т_Ф

Аудитория Расписание Нагрузка преподавателя Преподаватель

Группа

Время

Предмет

Дата_пров

Преподаватель

Аудитория

Аудитория Расписание экзаменов График экзаменов

День_недели

Время

Дата_пров

Аудитория

Т_Ф

Группа

Предмет

Дата_пров

Время

Аудитория

Программа состоит из трех основных модулей. Модули представлены в виде меню: Файл, Расписание и Настройка. В меню Файл расматриваются следующие возможности:

  • экспорт данных в Microsoft Excel;

  • найти свободную аудиторию;

  • найти свободное время преподавателя;

  • посмотреть расписание преподавателя.

В меню Расписание расматриваются:

  • создание расписания уроков;

  • создание расписания экзаменов;

  • изменение расписании.

В меню Настройка можно войти только с помощю пароля. Потому что, здесь можно очистить базу, добавить нагрузку преподавателей, назначить группам аудиторий и т.д. Также здесь можно изменить пароль на новый.

Рисунок 1. Основное окно.

Программа позволяет экспортировать данные в программу Microsoft Excel где их можно редактировать и распечатывать.

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Я. Архангельский. Программирование в Delphi, Бином-Пресс, 2007

  2. В. Понамарев. Базы данных в Delphi 7, Питер, 2003

  3. В.Е.Кошелев. Access2007. Бином-Пресс. 2009

Просмотров работы: 2717