Каждый человек в нашем мире сталкивается с множеством трудностей, встающим перед ним. Взрослые люди в состоянии справиться с возникающими проблемами, но дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, зачастую, беспомощны и бессильны перед этим. На сегодняшний момент в нашей стране существует очень острая проблема социализации детей, оставшихся без родительского попечения. Эта проблема не является новой для нашего общества, для её решения используются разные способы защиты прав несовершеннолетних детей. Такую деятельность осуществляют, как правило, учреждения, где дети находятся на попечении государства, такие как детские дома и социальные приюты.
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами в обычном понимании этого слова. Такое явление называют «социальным сиротством». Сам термин «социальное сиротство» означает, что у ребенка, живущего в интернатном учреждении, есть живые родственники, а часто – жив один из родителей. По данным статистики, Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (первые две были после Гражданской и Великой Отечественной войн). Даже после Великой Отечественной войны сирот во всем Советском Союзе было меньше (600 тысяч), чем сейчас в России (более 800 тысяч) [3]. М. А. Дмитриева считает, что к причинам возникновения социального сиротства относится «нарушение прав ребёнка (разрушение и подавление его индивидуальности, безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми), конфликты в семье, алкоголизм и употребление наркотиков родителями, ухудшение материального положения значительной части населения, и многие другие причины» [1]. Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия [2].
В настоящее время немалая роль отводиться социализации ребенка, который по каким либо причинам не имеет возможности жить в семье, поэтому государство взяло на себя функцию защиту прав несовершеннолетних детей, воспитывающихся в социальных приютах. Учёные вносят свой вклад в разработку вопросов защиты прав несовершеннолетних, этому свидетельствует появление новых методов, форм, технологий работы с такими детьми, которые играют не последнюю роль в становлении личности ребенка и защите его прав. Но, в то же время, ощущается нехватка грамотно составленных программ правовой защиты и правового воспитания несовершеннолетних детей в социальных приютах.
Основываясь на изучении опыта защиты прав несовершеннолетних в таких учреждения как социальные приюты, детские дома, реабилитационные центры можно сказать, что работа по правовой защите ведется, но не охватывает в целом все, что необходимо ребенку, нуждающегося в защите своих прав. При рассмотрении деятельности этих учреждений можно выделить следующие технологии правовой защите несовершеннолетних детей:
- содействие органам опеки и попечительства;
- правовая подготовка родителей воспитанников;
- помощь в определении социально-правового статуса воспитанников;
- обеспечение прав и законных интересов воспитанников.
Таким образом, изучив научно-методическую литературу по данной теме и обобщив весь полученный материал, можно сделать вывод, что в нашей стране правовая защита несовершеннолетних детей в социальных приютах развита, но имеет свои недостатки, одним из самых главных которых является – отсутствие или несовершенство программ по правовому воспитанию детей. Правовое воспитание должно играть базовую роль в правовой защите ребенка, находящегося в социальном приюте, так как несовершеннолетний воспитанник, зная свои права, в состоянии сам себе помочь. А это как раз очень важно по отношению к таким детям, так как несовершеннолетние воспитанники социальных приютов очень уязвимы в нашем обществе и очень часто сталкиваются с такими ситуациями, в которых они не могут рассчитывать на помощь и защиту, не на кого, кроме самих себя.
Низкое правосознание несовершеннолетних детей может повлечь за собой, с одной стороны, совершение правонарушений, асоциальных действий, с другой стороны – недостаточный уровень развития таких качеств, как достоинство и самоуважение. Поэтому одним из направлений работы социального работника (социального педагога) в социальном приюте должно являться - правовое воспитание несовершеннолетних детей.
В базовую часть программ по правовому воспитанию должно входить: изучение Конституции РФ (изучение основных прав и обязанностей граждан); ознакомление с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав ребенка; ознакомление с различными отраслями права: административного, трудового, брачно-семейного, трудового; вовлечение воспитанников в участие в правоохранительной деятельности по поддержанию дисциплины в учреждении, в котором находится ребенок; выработка навыков правового поведения в обществе; регулирование самооценки ребенка; помощь в социализации ребенка; формирование у ребенка собственного мнения.
Мы считаем, что в таких учреждениях, как социальные приюты, не хватает программы по правовому воспитанию воспитанников, которая бы в комплексе смогла помочь детям получить правовые знания, навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни при достижении совершеннолетнего возраста, а также необходимые для человека качества личности, которые должны прививаться ребенку в семье родителями, бабушками и дедушками. Поэтому, мы разработали программу по правовому воспитанию детей, находящихся в социальных учреждениях «Дерево права».
Данная программа рассчитана для возраста от 7 до 14 лет
Целью программы является содействие правовому просвещению воспитанников социальных приютов, получение ребенком правовых знаний, способствующих формированию социальной активности и возможности социализации.
Данная программа будет применяться на базе Бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Родниковского комплексного центра социального обслуживания населения» социального приюта для детей и подростков.
Программа по правовому воспитанию «Дерево права» будет включать в себя все основные направления, относящиеся защите прав ребенка, которые были перечислены выше, но в зависимости от возраста детей (7-14 лет) все будет представлено в игровой, постановочной форме.
В результате, мы планируем, что воспитанники социального приюта приобретут все необходимые знания своих прав, научатся высказывать свое мнение, разовьют в себе такие качества, как достоистство и самоуважение, повысят свою самооценку, научатся ориентироваться в обществе и смогут защитить себя в сложной ситуации, которая для таких детей будет не редкой.
Литература:
Дмитриева М. А. Причины социального сиротства / М. А. Дмитриева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 353-355.
Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (Дата:.07.01.2014 время: 17:34).
Феномен социального сиротства [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mordoviya.opekaweb.ru/page.php?id=377 (Дата: 16. 07 время 15:05).