Характерной чертой современного образования является резкое увеличение объема информации, необходимую усвоить учащемуся в процессе обучения. Уровни усвоенияучебной информации – это мера овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками [2]. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации.
Понимание – это нулевой уровень, при котором учащийся способен понимать новую для него информацию.
Узнавание – первый уровень усвоения, при котором обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку или намек.
Воспроизведение – второй уровень, при котором обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях.
Следующий уровень усвоения это применение – способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях.
Высшим (четвертым) уровнем усвоения является творчество – когда учащиеся демонстрирует умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельности в непредвиденных ситуациях[1].
В сентябре 2012 г. на базе МАОУ СОШ № 6 г. Тобольска нами было проведено исследование с целью определению уровня усвоения учебной информации по информатике учащимися 9-х классов. Результаты эксперимента показали, что ни один учащийся не достиг уровня творчества, при этом 52% ребят имеют нулевой уровень, 27% – первый уровень, 15% – второй уровень, 6% – третий уровень. Результаты педагогического эксперимента, анализ педагогической литературы, свидетельствует о том, что уровень усвоения учебной информации по информатике школьниками не высокий.
Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение интерактивных методов обучения. На сегодняшний день в образовательных учреждениях недостаточно используется интерактивные методы. Е.А. Марон считает, что основной причиной является отсутствие адекватных методик применения и массового опыта использования интерактивных методов обучения как средства развития самостоятельности.
Под «интерактивными методами» понимаются методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между обучаемыми и преподавателем, и способствующие более активной и творческой работе учеников, раскрывающей их потенциалы [3]. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Как показывает педагогический опыт, наиболее часто при обучении информатике применимые такие интерактивные методы, как: метод проектов, работа в малых группах, эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, синквейн или медленное погружение, микрофон, конкурсы практических работ с их обсуждением и др. В таблице 1 представлены интерактивные методы обучения, которые можно применять при проведении уроков по информатике в девятом классе (по учебнику Н.Д. Угринович).
Таблица 1
Интерактивные методы обучения информатике (9 класс)
Тема урока |
Методы обучения |
Техника безопасности в кабинете информатики |
Синквейн, микрофон |
Кодирование текстовой информации |
Мозговой штурм |
Создание документов в текстовых редакторах |
Микрофон |
Ввод и редактирование документа |
Мозговой штурм |
Сохранение и печать документов |
Деловая игра |
Таблицы |
Синквейн |
Представление числовой информации с помощью систем счисления |
Мозговой штурм |
Перевод чисел в системах счисления |
Метод визуализации |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
Деловая игра, микрофон |
Электронные таблицы |
Метод проектов |
Построение диаграмм и графиков |
Метод визуализации |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Мозговой штурм |
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB |
Микрофон |
Растровая и векторная графика |
Синквейн |
Графические редакторы |
Метод проектов |
Растровая и векторная анимация. Анимация в презентациях |
Баскет-метод |
GIF –анимация |
Метод визуализации |
Кодирование и обработка звуковой информации |
Микрофон |
Цифровое фото |
Метод проектов |
Цифровое видео |
Метод проектов |
При изучении темы «Графические редакторы» мы использовала метод проектов. Учащимся на выбор были предложены темы: «Растровый или векторный графические редакторы», «Инструменты рисования растрового или векторного графических редакторов». В рамках выполнения проекта учащиеся изучали теоретический материал, составляли реферат, в ходе зашиты проектов учились отставить свою точку зрения, вести дискуссию.
А так же на уроках информатики целесообразно использовалась интерактивные доски и предлагать учащимся задания творческого характера. Например, восстановить на интерактивной доске интерфейс графического редактора (тема «Графические редакторы»). Используя инструмент «Произвольный выбор» собрать основные элементы графического редактора.
В конце учебного года мы снова определили уровни усвоения учебной информации по информатике девятиклассниками школы № 6 г. Тобольска. В контрольной группе (уроки проводились по традиционной форме) результаты фактически остались прежними. В контрольной же группе прослеживается повышение уровня усвоения учебной информации: количество учащихся, освоивших высший уровень увеличилось на 29%; количество учащихся, владеющих первым (низшем) уровнем уменьшилось на 37%.
Как показали результаты проведенного нами исследования, систематическое использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе способствует повышению уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.
Литература:
1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. – М.: Народное образование, 2008 г.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3.Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. – М.: Просвещение, 2005 г.