ЭМУЛЯЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ВИРТУАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭМУЛЯЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ВИРТУАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА

Фарафонова О.А. 1, Фарафонова О.А. 1, Оленькова М.Н. 1
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Виртуальный собеседник (англ. chatterbot) – это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями. По отношению к виртуальным собеседникам употребляется также название программа-собеседник.

Одним из первых виртуальных собеседников была программа Элиза, созданная в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». Позднее были созданы более совершенные программы-собеседники PARRY, A.L.I.C.E. и др.

Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека. Проблемой искусственного интеллекта является познание процессов функционирования человеческого разума, а не просто имитация его работы. Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти тест Тьюринга. Суть теста Тьюринга в следующем: «человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы – ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор». Однако, несмотря на успехи данных программ-собеседников, ни одна из существующих не смогла пройти полный вариант теста Тьюринга.

Современные программы-собеседники – лишь попытки имитировать разумный диалог с машиной. Даже наиболее успешные программы этого класса не могут логически мыслить подобно человеку, осуществлять операции мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстракции, обобщения, конкретизации информации, которая заложена в ее базе знаний.

Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний. В простейшем случае она представляет собой наборы возможных вопросов пользователя и соответствующих им ответов. Наиболее распространённые методы выбора ответа в этом случае следующие:

  • Реакция на ключевые слова.

  • Совпадение фразы. Имеется в виду похожесть фразы пользователя с теми, что содержатся в базе знаний.

  • Совпадение контекста. Для корректного ответа некоторые программы могут проанализировать предыдущие фразы пользователя и выбрать подходящий ответ.

Возникает вопрос, зачем нужны программы-собеседники. В первую очередь, для общения. Каждому человеку не лишним является умение общаться. Ведь немногие могут похвастаться навыками ораторского искусства. Кроме того, такие программы могут исполнить функции психолога, то есть терпеливо выслушать пациента, невзирая на нестабильное душевное состояние и отрицательные эмоции. Программы-собеседники также могут выполнять обучающую функцию, то есть дополнять учителя предметника или частично заменять его.

Понятно, что нереально создать совершенную программу-собеседник, реализующую элементы искусственного интеллекта, с помощью возможностей языка программирования Pascal, но вполне возможно создать ее эмуляцию. Эмуляция (англ. emulation) – воспроизведение программными или аппаратными средствами либо их комбинацией работы других программ или устройств. В отличие от программы, реализующей искусственный интеллект, написание программы эмулятора искусственного интеллекта проще. Чем же эмулятор отличается от искусственного интеллекта? В первую очередь тем, что программа на основе искусственного интеллекта обучаема, а эмулятор не возможно обучить. Эмулятор можно усовершенствовать путем расширения и усовершенствования базы знаний.

Какой вклад можно внести, в данном случае, при создании программ-собеседников? В первую очередь, это тщательное продумывание вопросов и ответов для базы знаний. Причем подход должен быть двусторонний (со стороны пользователя и со стороны программы), с различными вариантами исхода ответа на тот или иной вопрос. Кроме того, в программе можно реализовать эмоциональное состояние, то есть хорошее или плохое настроение. Если в базе знаний не найден ответ на вопрос пользователя, то необходимо запастись различными нейтральными ответами типа «у меня нет определенного мнения на этот счет», «это хороший вопрос». Во-вторых, среди имеющихся программ-собеседников много программ на английском языке, которые требуют перевода и адаптации на русский диалог, соблюдая синтаксис, пунктуацию и стилистику текста.

Литература

  1. Программы-собеседники [Электронный ресурс]: сайт – URL: http://netnotes.narod.ru/talkerus/index.html

  2. Универсальная энциклопедия. Виртуальный собеседник [Электронный ресурс]: сайт – URL: http://omop.su/107552.html

 

 

 

Просмотров работы: 4177