В настоящее время практически каждый школьник имеет доступ к средствам массовой информации. Подростки максимально используют средства массовой информации различного содержания и для различных целей. Абсолютно любой молодой человек любознателен по своей природе, каждый хочет быть в курсе происходящих в мире событий [10, с. 200]. Поэтому подрастающее поколение может использовать прессу, радио, телевидение и интернет, как во благо, так и во вред.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время СМИ имеют огромное влияние на подростков, меняя их сознание и жизненные ценности и все это ведет к нездоровой психике, которая еще и так не успела сформироваться. Поэтому так необходимо исследование в данной области.
Но как показывает педагогический опыт, существую некоторые наработки решения проблем. Так, например, можно попытаться проанализировать телевизионные программы на предстоящую неделю, обсудить в классе какую-либо проблему, поднятую в телепередаче, использовать средства массовой информации в учебном процессе.
Как известно, средства массовой информации являются одним из влиятельных институтов в современном обществе. СМИ являются наиболее доступным, популярным, распространенным средством развлечения и получения информации. Современные средства массовой информации несут многообразную, разноплановую информацию, по большей части, без учета особенностей аудитории [4, с. 4]. Все активнее внедряется в быт семьи различная видеотехника, регулярно покупаются глянцевые журналы, газеты.
На сегодняшний день большинство исследователей говорит о том, что средства массовой информации оказывают определяющее влияние на развитие подрастающего поколения, а, следовательно, и на здоровье, как психическое, так и физическое. Многочисленные исследования доказали, что средства массовой информации могут повлиять на поведение и даже сознание [8, с. 181]. Поэтому средства массовой информации занимают лидирующее место в жизни подрастающего поколения и даже выступают в роли агентов воспитания.
Касаясь вопросов воспитания, так же следует обратиться к такому понятию, как «социализация». Социализация- это становление личности, которое происходит в результате усвоения опыта и ценностных ориентаций в обществе. В процессе социализации человек учится выполнять определенные социальные роли [7, с. 79]. И так же учится вести себя в соответствии, например, с такими ролями как: ребенок, студент, супруг, родитель и т.д. Но при этом подросток начинает воспринимать все эти роли не только из окружающей жизни, но и из средств массовой информации. В этот самый момент и важно насколько правильно будут донесены до формирующейся личности определенные ролевые ориентиры. Ведь именно в этом возрасте, человек начинает интересоваться материалами средств массовой информации, предназначенными не только для детей, но и для взрослых. Как известно, подростки любят брать пример с взрослых, поэтому информация, предназначенная для взрослой аудитории, становится весьма привлекательной [3, с. 99]. А это чревато тем, что ребенок может усвоить информацию пока еще не подходящую для этого возраста.
Таким образом, нами была поставлена задача, изучить может ли СМИ (на примере интернета) повлиять на формирование жизненных ценностей. В исследовании приняли участие 25 учеников 11 класса. Методический инструментарий включал в себя следующие методики: Авторская анкета «Зависимость от интернета», тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич), тест «Самооценка личности», тест «Индекс отношения к здоровью»(С.Дерябо-В.Ясвин).
По результатам полученных данных, выяснилось, что компьютер есть у каждого ученика. При ответе на вопрос «Сколько времени ученик проводит за компьютером?», школьники в основном выбирали вариант ответа «более 3 часов»- 48%. «30 мин-1 час» выбрали 28% респондентов, 12% затруднялись ответить и 8% проводят за компьютером более 2 часов. В анкете присутствовал следующий вопрос «Как часто сидит ученик за компьютером?».76% респондентов выбрали вариант ответа «ежедневно», 12% школьников ответили «2-4 раза в неделю» и 8% выбрали вариант «1 раз и реже». Полученные данные позволяют сказать, что школьники проводят достаточно много времени за компьютером. Мы полагаем, что такая ситуация могла сложиться в результате занятости родителей. Потому как, современные родители не уделяют слишком много времени своим детям, вследствие загруженности на работе, школьник часто заменяют реальное общение виртуальным миром. Там они могут продемонстрировать себя с наилучших сторон, самореализоваться. К тому же и сами родители не прочь провести время в интернете. Данное поведение подростки берут за основу.
Согласно опросу, основным видом работы за компьютером у большинства школьников является «общение в социальных сетях» -76%. Используют компьютер для подготовки к занятиям 12%. 8% используют компьютер для просмотра фильмов и 4%-для игр (рис.1).
Рисунок 1. «Основной вид работы за компьютером»
Для современных подростков характерно общение в социальных сетях. В настоящее время социальные сети привлекают внимание подростковой аудитории тем, что можно познакомиться, есть доступ к домашним видео фото, раскованностью в общении. Для большинства общение в сети складывается гораздо проще, чем в реальной жизни. Скорее всего, это связано с тем, что подросток стремится утвердиться в глазах своих сверстников. И по средствам социальных сетей, школьник может этого добиться, получая удовлетворение от полученного результата [5, с. 124]. Так же согласно анкетированию, мы сделли вывод, что средний возраст родителей учеников 40-45 лет. По классификации Э.Эриксона, данный возраст можно отнести к «средней взрослости». В этом возрасте человеку работа является одной из главных составляющих в жизни. Поэтому чаще всего для работы активно используются средства массовой информации. Современное общество устроено так, что большинство работников обязаны владеть элементарными навыками работы за компьютером, уметь работать в интернете [12, с. 300]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что родители, используя для работы компьютерные технологии и интернет ресурсы, демонстрируют своим детям определенное поведение. Подростковый возраст связан с вхождением во взрослую жизнь, поэтому, подросток копирует поведение взрослого человека, старается быть похожим на взрослого [14, с. 185]. Именно поэтому, в большинстве семей, где средний возраст родителей колеблется в пределах от 40-45 лет, подростки наиболее активно пользуются Средствами массовой информации.
Так же, исходя из полученных данных проведенного анкетирования, можно получить информацию о том, что практически всем участникам тестирования 16 лет. Как известно, в этом возрасте человек переживает кризис. Большинство 16-летних школьников ориентируются на продолжение образования. Образование имеет большую ценность, которая дается порой с большим трудом, поэтому возрастает эмоциональное напряжение. Помогают адаптироваться в данной ситуации: поддержка семьи и уверенность в себе
Согласно результатов теста «Самооценку личности». У 36% учащихся высокая самооценка, у 44%-средняя и у 20%-низкая самооценка. (рис 2)
Рисунок 2.
Высокая самооценка-это половина успеха в любом деле. Высокая самооценка позволяет решиться на действия, на которые люди с низкой самооценкой никогда не отважатся. Следовательно, ученики с высокой самооценкой конкурентно способнее, чем ученики с низкой самооценкой. Изучив анкетные данные можно сказать, что большинство учеников с низкой самооценкой ежедневно проводят время в социальных сетях. То есть можно сделать вывод о том, подростки с низкой самооценкой пытаются заменить реальное общение, виртуальным. По-видимому, данная ситуация складывается из-за неуверенности в себе и в собственных силах. Школьники с низкой самооценкой для пополнения своих потребностей в общении полностью погружаются в виртуальный мир, тем самым еще более усугубляя свое положение.
В добавлении к этому, исходя из анкетных данных, можно сказать, что у большинства подростков с низкой самооценкой, время провождение в социальных сетях гораздо больше, чем у тех учащихся, которые имеют высокую самооценку. Полученный результат позволяет предположить, что тем самым подростки заменяют реальное общение. Соответственно, и уровень коммуникации будет снижаться.
Следующим этапом нашего исследования, было изучение жизненных ценностей подростков. В списке терминальных ценностей 44% респондентов поставили на первое место пункт «Здоровье». Но в данном случае это не совсем так, это становится понятно благодаря тесту «Индекс отношения к здоровью», которые будет описан далее.
Пункты «Любовь», «Развитие», «Счастливая семейная жизнь» выбрали 12% респондентов. 8% поставили пункт «Интересная работа». И 4% опрошенных выбрали приоритетными такие пункты как: «Творчество», «Уверенность в себе» и «Материально обеспеченная жизнь». Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков здоровье является важной составляющей. Можно было бы предположить, что для человека, стоящего на пороге нового этапа в жизни - окончание школы и поступление в университет, важна интересная работа.
На последнее место большинство респондентов, а именно 28%, поставили пункт «Красота природы и искусства». По 12% набрали такие пункты как: «Развитие», «Развлечения» и «Продуктивная жизнь». На третьем месте по выбору были пункты «Интересная работа», «Творчество», «Жизненная мудрость» и «Активная деятельная жизнь» - 8%. И 4% набрал пункт «Познание». Исходя из полученных данных, можно сказать, что подростковую аудиторию не слишком интересуют такие ценности как красота природы и искусства. Возможно, это связано с современным воспитанием и менталитетом общества. Полученные результаты отражены на рисунке 3
Терминальные ценностиРисунок 3.
1-активная деятельная жизнь, 2-жизненная мудрость, 3-здоровье, 4-интересная работа, 5-красота природы, 6-любовь, 7-материально обеспеченная жизнь, 8-наличие хороших друзей, 9-общественное призвание, 10-познание, 11-продуктивная жизнь, 12-развитие, 13-развлечение, 14-свобода, 15-счастливая семейная жизнь, 16-счастье других, 17-творчество, 18-уверенность в себе.
Таким образом,мы видим, что на первом месте у подростоков пункты: «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». В то время как на последнем месте «красота природы», «счастье других», «познание». Можно проследить некое противоречие. То есть, подростки ставят на первое место такие ценности как любовь и счастливая жизнь, но одновременно с этим их не интересует счастье других людей. Тогда можно сказать, что у подростков сформировано потребительское отношение к таким понятиям как «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
В списке инструментальных ценностей на первое место большинство опрашиваемых поставили пункт «Честность»- 28%. Пункт «Воспитанность» поставили на первое место 12% респондентов. По 8 % было отдано за пункты «Независимость», «Самоконтроль», «Ответственность», «Твердая воля». Так же встречаются такие варианты как: «Аккуратность», «Образованность», «Жизнерадостность» и «Чуткость»- 4% респондентов определили данные пункты первыми.
Судя по результатам, можно сказать, что для подростков важен такой аспект, как честность. Данный факт можно связать с тем, что средний возраст опрашиваемой аудитории 16 лет. В возрастной психологии возраст 16 лет связан с кризисом [2, с. 100]. Ребенок стоит на пороге новой жизни, испытывает множество переживаний за свое будущее, поэтому для него так важно, чтобы окружающие были честны по отношению к нему. Так же можно предположить, что у подростков уже был определенный опыт, когда они столкнулись с «нечестностью», сделав выводы, ребенок пришел к выводу, что для него приоритетным становится именно это качество.
На последнее место 28% школьников определили такой пункт как «Высокие запросы». 24% опрошенных поставили на последнее место «Нетерпимость к недостаткам». По 12% набрали следующие пункты: «Твердая воля» и «Исполнительность». Так же можно встретить такие ответы как «Терпимость», «Рационализм», «Эффективность в делах» и «Чуткость»- по 4%. Изучив данные результаты, можно сказать, что высокие запросы являются наименее приоритетными. Возможно, это связано с тем, что современное общество навязывает в какой-то степени идею, что необходимо всего добиваться самостоятельно, и имеют ценность личностные качества. Диаграмма «Ценностные ориентации». Следует проследить полученную картину (рис. 4)
Таким образом, мы видим, что на первое место подростки определили следующие пункты: «честность», «воспитанность», и «жизнерадостность». На последнем месте оказались такие пункты как: «непримиримость к недостаткам», «высокие запросы», «исполнительность». Здесь также можно проследить противоречие.
Рисунок 4. Инструментальные ценности
1-аккуратность,2-воспитанность,3-высокие запросы, 4-жизнерадостность, 5-исполнительность, 6-независимость, 7-непримиримость к недостаткам,8- образованность, 9-ответственность, 10-рационализм, 11-самоконтроль, 12-смелость, 13-твердая воля,14- терпимость, 15-широта взглядов, 16-честность, 17-эффективность в делах, 18-чуткость
Подростки указывают, что для них важен такой пункт как «воспитанность», но при этом, на последнее место они ставят пункт «непримиримость к недостаткам». Таким образом можно сказать, что и здесь прослеживается потребительское отношение по отношению к окружающим. Подростки хотят, чтобы окружающие были воспитанными, но при этом они не могут смириться с их недостатками.
Обобщив полученные результаты двух диаграмм «Терминальные ценности» и «Инструментальные ценности», можно сделать следующий вывод: подростки хотят любви и счастливой семейной жизни, но при этом, они не готовы примириться с недостатками других людей. Плюс ко всему их не интересует счастье других. Таким образом, можно сказать, что у подростков сформировалось потребительское отношение к такому социальному институту как «семья».
Так же ученикам был предложен тест на «Индекс отношения к здоровью», который выявил следующие результаты. Предлагалось проранжировать 6 ценностей, которые выстроились следующим образом: на первом месте наиболее значимыми ценностями для подростков оказалось общение с друзьями, на втором месте материальное благополучие и на третьем-здоровье. В числе наименее значимых ценностей были заявлены: духовность и труд.
Таким образом, разграничив по шкалам, можно на первое место поставить практическую шкалу- 13 учеников, на второе - познавательную- 7 учеников, на третье место можно поставить эмоциональную шкалу – 4 ученика. Можно проследить результаты на рисунке (рис.5)
Рисунок 5.Индекс отношения к здоровью» 1 -эмоциональная шкала, 2- познавательная шкала,3- практическая шкала,4- поступочная шкала 5- в целом
Исходя из этих данных видно, что в целом отношение к здоровью у основной массы - низкое. Подростки осознают, что необходимо вести здоровый образ жизни, но при этом, ничего для этого не делают. Таким образом, можно сделать вывод, что подростки имеют ограниченные представления о здоровом образе жизни, и даже эти знания на практике мало используются. Это связано с тем, что вокруг не так уж много людей, которые следят за своим здоровьем, то есть тех, кто является примером для подражания. Таким примером являются для подростов их родители. А родители, возраст которых колеблется в пределах от 40 до 45 лет, проводят достаточно много времени за компьютером. Следовательно, родители показывают поведение своим детям, которое они копируют. Плюс ко всему, оказывает огромное влияние пропаганда нездорового образа жизни в СМИ, а именно - ночной образ жизни и все вытекающие из этого последствия.
Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать общий вывод о том, что средства массовой информации имеют специфическое влияние на подростков.
Конечно же у СМИ есть положительные аспекты: это быстрый доступ к любой информации, так же СМИ позволяют скрасить свой досуг, отвлечь от негативных мыслей [13, с. 85].
В то же время, как показало исследование, школьники достаточно знают о здоровом образе жизни, но, к сожалению, не придерживаются его. В добавление к этому, у подростков сформировалось потребительское отношение к такому социальному институту, как семья-то есть школьники хотят счастливой семейной жизни, но при этом не готовы мириться с недостатками окружающих людей, с их мнением и прочее. Такая ситуация сложилась, скорее всего, под влиянием средств массовой информации, а именно под влиянием интернет ресурсов. Ведь современные подростки проводят достаточно много времени за компьютером, в социальных сетях. Таким образом, они заменяют реальное общение виртуальным. Этому поспособствовала заниженная самооценка у части подростков. Ведь именно в социальных сетях, школьники могут ничего не бояться, вести себя раскрепощено. Замена реального общения на общение в интернете лишает ученика возможности в дальнейшем научиться вести в таком социальном институте, как «семья». Таким образом, можно сказать, что средства массовой информации в большей степени влияют негативно на жизненные ценности подростков. У подрастающего поколения не сформирована ценность любви, семьи, здоровья. А есть лишь потребительское отношение, так как их не интересует счастье других. В то время как между такими жизненными ценностями как «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «счастье других людей», «непримиримость к недостаткам»- существует прямая зависимость.
Так же следует отметить и тот факт, что сами родители подростков немало подвержены влиянию СМИ. Как показали результаты анкетирования, возраст родителей колеблется в пределах от 40-45 лет, то есть это средний возраст, когда для человека важны успехи в карьере. Поэтому чаще всего для работы, активно используются средства массовой информации. Современное общество устроено так, что большинство работников обязаны владеть элементарными навыками работы за компьютером, уметь работать в интернете. Но помимо работы за компьютером, можно заметить, что достаточно многие взрослые люди, зарегистрированы в социальных сетях. Следовательно, можно сделать вывод о том, что родители, используя для работы компьютерные технологии и интернет ресурсы для общения в социальных сетях, демонстрируют своим детям определенное поведение. Подростковый возраст связан с вхождением во взрослую жизнь, поэтому, подросток копирует поведение взрослого человека, старается быть похожим на него.
Следовательно, родители не уделяют должного внимания своим детям, отсюда заниженная самооценка у части школьников. А школьники с заниженной самооценкой проводят много времени в социальных сетях, таким образом, пытаясь заменить реальное общение виртуальным. То есть ребенок свои проблемы в реальном общении, компенсирует общением в социальных сетях, где он может ничего не бояться и вести себя совершенно свободно. Общаясь в социальном пространстве, школьники теряют возможность самореализоваться, то есть не конкурентно способные. В то время как ученики с высокой самооценкой, проводя гораздо меньше времени в социальных сетях, могут добиться в жизни больших успехов. Школьники с низкой самооценкой для пополнения своих потребностей в общении полностью погружаются в виртуальный мир, тем самым еще более усугубляя свое положение. Таким образом формируется некий замкнутый круг-школьник из-за низкой самооценки и проблем в общении погружается в интернет-пространство, при этом проблема все равно не решается, а только лишь еще больше осложняется. Для подростка крайне важно, чтобы его успехи оценили, если этого не происходит, то человек замыкается в себе, погружается в виртуальное пространство и «впитывает» в себя негативную информацию из средств массовой информации. Школьники вбирают в себя информацию, которая негативно влияет на психику. В дальнейшем всю полученную информацию они применяют в реальной жизни. Поэтому очень важно научить подрастающее поколение грамотно пользоваться средствами массовой информации. Любую проблему легче предотвратить на первоначальном этапе, когда ребенок только учится пользоваться компьютером и ориентироваться в социальном пространстве. Именно в этот момент, следует вмешаться в процесс усвоения новых технологий родителям и школьным педагогам, чтобы научить детей извлекать только полезную информацию. Только при взаимодействии нескольких социальных институтов в едином направлении, можно добиться реальных результатов.
Литература
1) Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Э. Гинзбург, Обучение в России, М. - 2006. - № 11, С. 21-34
2) Гиппенрейтер Ю.Б., Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности. / Ю.Б. Гиппенрейтер, М., 1982, 165 с.
3) Гомезо М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости./ М.В.Гомезо – М., 2001, 250с.
4) Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. М. Дубинина, ИКТ в образовании. –М., 2008. - № 14. - С. 4-5.
5) Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова- Кабардино-Балкария, 2002.- 276 с.
6) Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / А.Козырева- Обозреватель, М. – 2003г. - №5. С. 123-128
7) Кравченко А.И. Социология. / А.И. Кравченко Издательская корпорация «Логос», М, 1999. – 368 с.
8) Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг- «Издательский дом «Питер» - СПб, 2005, 238 с.
9) Кузина, С. В.Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина - Власть.М. - 2007. - № 8. С 128-129
10) Немов, Р. С. Психология. 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.-388 с.
11) Романенко Н.М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н.М. Педагогика. М.– 2003г.- №4 С. 99-107
12) Сапогова Е.Е. Психология развития человека /Е.Е.Сапогова- Аспект пресс - М.:, 2001-360с.
13) Смольская Е.П. «Массовая культура»/ Е.П. Смольская: развлечение или политика?» - М., 1986 – 198 с.
14) Фролов Ю.И.. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Ю.И. Фролов- М., 1998- 256 с.
15)Харрис. Р. Психология массовых коммуникаций/ Р. Харрис. – прайм-еврознак. СПб.:, 2001. – 348 с.