В настоящее время хоровое искусство стоит не на самом первом месте среди музыкального исполнительства. Наиболее популярно сейчас овладение музыкальным инструментом, вокалом, то есть сольным видом деятельности, что позволяет продемонстрировать в обществе свою индивидуальность. И современный человек начинает забывать об истоках музыки в России, что свидетельствует о его духовной деградации.
С древних времен люди пели, особенно много пели коллективно. Еще не так давно наши бабушки и родители, представители самых разных профессий с удовольствием пели в семейном кругу, знали и знают до сих пор большое количество песен. Им не нужно было иметь для этого специального музыкального образования. Сегодня среди молодежи традиция хорового пения практически утрачена. Встает вопрос: как вернуть к культуре хорового пения молодых людей? Особенно остро данная проблема обозначается среди студентов технических вузах, то есть тех специальностей, которые наиболее «удалены» от музыкального искусства. Интересует ли их музыкальное творчество? Чем занимается современная молодежь, изучающая точные науки и технику в свободное от учебы время? Или ее привлекают только масскультура и дискотека?
На эти вопросы помог ответить мониторинг студентов Петербургского университета путей сообщения. Мониторинг состоялся в октябре 2013 года. В нем приняли участие 48 студентов 2 курса факультета «Мосты и тоннели». Целью мониторинга являлось определить отношение современной «технической» молодежи к хоровому искусству, выявить их знания об истории хорового исполнительства в нашей стране и желание заниматься хоровым исполнительством.
Студентом было предложено ответить на 12 вопросов. В том числе в большинстве случаев были даны варианты ответов:
1. Имеете ли Вы музыкальное образование?
Да Нет
Начальное музыкальное образование
Среднее профессиональное образование
Свой вариант ответа___________________________________________
2. Занимались ли Вы раньше каким-либо видом музыкального творчества?
Да Нет
Каким?
Осваивал(а) музыкальный инструмент;
Пробовал(а) сочинять музыку;
Участвовал(а) в музыкальных спектаклях;
_____________________________________________________________
3. Пели ли Вы когда-нибудь в хоре?
Да Нет
4. Занимаетесь ли Вы сейчас музыкальным творчеством?
Да Нет
Пою в хоре
Играю на музыкальном инструменте
Занимаюсь вокалом в студии
Свой вариант ответа__________________________________________
5. Вы поете в хоре?
Да Нет
В каком?
_____________________________________________________________
6. Что Вам давали (дают) занятия музыкальным творчеством?
________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы (думали ли) заняться музыкальным творчеством в ближайшее будущее?
Да Нет
В этом году
В следующем году
По обстоятельствам
Свой вариант______________
Нет времени
Не знаю каким
Лень
Не вижу смысла
7. Хотели бы Вы петь в хоре?
Да Нет
Это интересно
А в каком?
Хочу, но не знаю как
Нет времени
Не умею и не хочу учиться
Не привлекает
8.Любите ли Вы хоровую музыку, и какие произведения (композиторов) могли бы назвать?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Знаете ли Вы что-нибудь об истории хорового пения в России?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
10.Знаете ли Вы о существовании каких-либо хоровых коллективов (профессиональных, самодеятельных – независимо от возраста)?
Да Нет
Каких?
______________________
______________________
______________________
______________________
11. Каковы Ваши музыкально-жанровые предпочтения (какую музыку Вы любите?)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12. Что, на Ваш взгляд, дает человеку хоровое звучание и пение в хоре?
_______________________________________________________________
Из всех опрошенных 81,25% не имеют музыкального образования. Из них 40 % осваивали музыкальный инструмент, сочиняли музыку, участвовали в музыкальных спектаклях и других видах творческой деятельности. 50% не занимались никаким видом музыкального творчества. Из них 14 % ребят желает в ближайшем будущем вновь обратиться к какому-либо виду музыкальной деятельности. Остальные либо не видят в этом смысла, либо у них «нет времени».
У 19% опрошенных студентов есть образование, полученное в музыкальной школе.
Эти данные отражены в диаграмме №1, представленной ниже.
Диаграмма №1
От выявления общего музыкального образования попытаемся выявить знания студенческой молодежи о хоровом искусстве. Никто из опрошенных студентов этого технического вуза ничего не знает об истории хорового пения в России, в том числе даже те, кто получил начальное музыкальное образование. Этот факт может служить объяснением того, почему так мало современной молодежи мы видим сейчас на хоровых (и вообще на академических) концертах и почему они не желают заниматься коллективной музыкальной деятельностью. 79% опрошенных объясняют это одной из следующих причин: отсутствием времени, нежеланием научиться, непривлекательностью этого вида музыкального творчества. В диаграмме № 2 наглядно представлено процентное соотношение желающих заниматься хоровым искусством и причины нежелания петь в хоре.
Диаграмма №2
У 90% анкетированных отмечается равнодушное отношение к хоровому искусству, отсутствие знаний о существующих хоровых коллективах. Но есть и те, кто все-таки интересуется хоровым искусством, участвует в хоровых коллективах или занимается другими видами музыкальной деятельности (см. диаграмму №3).
Диаграмма №3
Несмотря на индифферентное отношение к хоровому и музыкальному искусству, студенты, когда-то прикоснувшись к музыке, все-таки отмечают ее воздействие на человека. Причем разнообразие ответов, свидетельствует об индивидуальном мыслительном подходе. Итак, музыка:
развивает, помогает выделиться из толпы;
дает отдых, наслаждение;
приносит удовольствие, помогает самоутвердится;
создает внутреннюю гармонию с самим собой, приносит душевное удовлетворение, наслаждение от игры на музыкальном инструменте;
способствует самореализации, утверждению;
успокаивает, умиротворяет;
помогает почувствовать себя;
создает приятное времяпрепровождение;
помогает остаться человеком среди инженерного безумия;
расширяет кругозор;
творчески само выражает, успокаивает, расслабляет;
позволяет завести новые знакомства;
отдых от учебных предметов.
Уже сам факт понимания молодежью воздействия хорового исполнительства на человека, говорит о необходимости введения хоровой практики в технический вуз.
На наш взгляд, хоровое пение должно быть введено в учебные планы технических вузов, хотя бы в качестве факультативной, но лучше обязательной общеобразовательной дисциплины. По истечении времени молодежь сама не захочет расставаться с хором. Как показывает практика, люди, когда-либо занимавшиеся хоровым музицированием, продолжают петь в других коллективах. Но даже если студент в будущем не оставит хоровую деятельность (в силу профессиональной загруженности, семейных обстоятельств и др.), тем не менее он получит знания и умения в этой области. И в этом случае можно будет говорить о таком выпускнике не только как о профессионале в технической сфере, но и как о разносторонне развитой личности.
Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы, касающиеся не только эстетического, духовного воспитания студентов в техническом вузе, но и о состоянии хоровой культуры в целом. Оно находится ныне почти в забвении. Результаты анкетирования подтверждают, что хоровое искусство следует популяризировать. Именно неосведомленность об этом жанре музыкального исполнительства порождает и нежелание заниматься им. Ребята, не приобщенные к хоровому пению, обеднены духовно. Они никогда не придут на хоровой концерт. В результате искусство постепенно теряет публику, что неминуемо приведет его к упадку.
Образование — это целостное пространство, в котором осуществляется процесс профессионального и духовного становления творческой личности. А следовательно, специалист, выходящий из стен вуза, в том числе технического, должен не только свободно владеть профессией, но быть творчески активной, эстетически развитой, духовно состоявшейся личностью.