ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Бугаева А.С. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ранее, в докризисный период, рынок алкогольной продукции в России имел тенденцию к бурному росту и развитию, но в последние пять лет ситуация кардинально поменялась. Это связно с некоторыми направлениями экономической политики алкогольной отрасли России.

На рынок алкогольной продукции влияют многие факторы, так как сама эта система функционирует в определенной среде, которая характеризуется постоянно меняющимися факторами.

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на алкогольный рынок, являются акцизы. Известно, что в 2013-2015 гг. правительство будет последовательно индексировать акцизы на алкоголь и табачную продукцию – это является частью социальной политики, направленной на ограничение потребления потенциально опасных товаров. Вторая причина индексации ставок акцизов – это эффективное пополнение бюджета. В 2013 году пополнение бюджета по статье «акцизы» составило почти 60 миллиардов рублей (по данным Федерального казначейства), в 2014 ожидается порядка 80 миллиардов рублей, а к 2015 году эта цифра составит по прогнозной оценке порядка 120 миллиардов рублей. Конечным плательщиком этого налога являются потребители, так как акциз уже заключен в цене товара, следовательно, цены на алкоголь будут расти вслед за акцизами, отсекая сравнительно недорогие виды и сорта винно-водочной продукции, которые становятся менее рентабельными.

В таблице 1 приведены ставки акцизов на некоторые виды алкогольных товаров в странах-членах Таможенного союза.

Таблица 1 – Ставки акцизов на некоторые виды алкогольных товаров (II полугодие 2013 года) в странах-членах таможенного союза

Виды подакцизных товаров

Ставки акцизов (в евро)

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

Спирт этиловый, л.

1,79

0,30

0,96

Вина, л.

0,12

0,18

0,15

Пиво, л.

0,15

0,14

0,53

Таким образом, мы видим, что в соседней республике Беларусь ставки зачастую ниже, чем в России. Кроме того, с июля по декабрь 2013 года товарооборот между этими странами в рамках таможенного союза вырос в 3,1 раза. На фоне этого активизировался импорт белорусского алкоголя, который реализуется в России по ценам зачастую в 2-3 раза меньше цен на российское спиртное.

Было подсчитано, сколько бы стоили популярные в России сейчас марки алкоголя, если к ним применить проиндексированные ставки акцизов. Данные расчета приведены в таблице 2. Этот расчет нельзя назвать полноценным прогнозом цен, так как для составления такого прогноза необходимо привлечь довольно большое количество факторов (в том числе учесть рост издержек, инфляцию).

Таблица 2 – Индексированные значения цен на алкоголь в 2012-2015 гг.

 

Индексированные значения цен на алкоголь в 2012-2015 гг.

Марки

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Крепкий алкоголь (цена (руб.) за один литр)

«Парламент»

490

540

580

620

«Путинка классическая»

440

490

530

570

«Столичная»

450

500

540

580

«Зеленая марка кедровая»

370

420

460

500

«Nemiroff Особая»

350

400

440

480

«Русский стандарт»

720

770

810

850

Коньяк «Киновский» (0,5 литра)

330

380

420

460

«Старый Кенигсберг» (0,5 литра)

440

490

530

570

Коньяк «Арарат» (0,5 литра)

360

410

450

490

 

Пиво (цена (руб.) за 0,5 литра)

«Жигулевское»

20

21,7

23,5

24,5

«Клинское»

25

26,7

28,5

29,5

«Балтика»

50

51,7

53,5

54,5

«Tuborg»

40

41,7

43,5

44,5

«Сибирская корона»

37

38,7

40,5

41,5

Согласно исследованию, проведенному организацией «Ренессанс Капитал», к 2015 году из-за роста налогов потребление алкоголя упадет до 8 литров на человека в год, хотя еще в 2011 это число составляло 11,9 литра.

С 2008 по 2013 годы наблюдается ежегодное сокращение выпуска спиртосодержащих напитков с более чем 19 миллиардов литров в год до 14,7 миллиардов литров в год – это падение всех объемов производства примерно на 21,1 % . Максимальное снижение производства российский рынок алкоголя показал в 2012 году, когда объем производства по сравнению с 2011 годом сократился на 9,8%. Наибольший уровень снижения производства можно отметить в сегменте с винами, слабоалкогольными напитками и пивом.

Росалкогольрегулирование совместно с министерством здравоохранения разработало проект приказа, согласно которому нижняя граница цены на бутылку водки, объемом 1,5 л. должна установиться на отметке 300 рублей. Такое повышение цены оправдывается мерами социальной профилактики и защиты граждан. Однако занимающиеся реализацией крепкого алкоголя оптовые производители считают, что стремительным ростом цен остановить или снизить приобретение алкоголя населением невозможно. Доля качественного спиртного на отечественном рынке падает такими же стремительными темпами, какими растут цены на него. По данным Росстата производство легальной водки за последнее полугодие упало на 29,3%, а прочего крепкого алкоголя (свыше 25 градусов) – на 27%. Неудивительно, что контрафактная продукция появляется на рынке все чаще и чаще.

Государство стремится контролировать рынок алкогольной продукции в России не только повышая цены на спиртные напитки, но и борясь с нелегалами. Уже ужесточились требования к предпринимателям и торговым точкам, реализующим спиртосодержащую продукцию, были повышены пошлины (в том числе и за ввоз продукции из-за рубежа, что должно приостановить поток дешевого алкоголя из соседней Беларуси). Намерения правительства заключаются в полном контроле легальной реализации спиртных напитков.

В настоящее время в Государственной Думе также подготовили законопроект, по которому любые алкогольные напитки будут продаваться лишь по безналичному расчету. Разработчики законопроекта уверены, что предложенная инициатива очень актуальна. Во-первых, если купить алкогольную продукцию можно будет только с помощью банковской карты, то количество потенциальных покупателей заметно уменьшится, т.к малая часть несовершеннолетних или людей, которые не имеют стабильного дохода, имеют счета в банке и пластиковые карты. Во-вторых, таким образом разработчики инициативы хотят усложнить процесс реализации спиртных напитков небольшим магазинам и киоскам, которые чаще всего, по мнению чиновников, нарушают законодательство, продавая спиртное в ночное время суток или несовершеннолетним. Повсеместное использование банковских карт позволит властям гораздо эффективнее держать под контролем алкогольный рынок страны.

Кроме того, постепенно каждый магазин, который торгует спиртным, планируется включить в общий реестр единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), который должен будет фиксировать реализацию каждой бутылки. Специальный шрих-код на акцизной марке будет содержать всю информацию о производителе напитка. Считается, что введенные меры помогут взять под контроль реализацию алкоголя на всей территории страны и бороться с нелегальным алкоголем.

Просмотров работы: 7734