ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Еремин М.Ю. 1, Седашкина Т.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Потребительский рынок это рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.

Потребительский рынок играет огромную роль в экономике. Здесь производители продают свою продукцию и получают прибыль. А потребители покупают товары и услуги, необходимые для удовлетворения их многочисленных потребностей. От спроса и предложения на потребительском рынке зависит уровень производства и потребления благ, качество жизни людей, а также устойчивость национальной валюты и политического строя.

Экономическая ситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что в настоящее время очень актуальна проблема продовольственной безопасности. Только в октябре 2013 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 24 922,1 млн. долларов США и по сравнению с сентябрем 2013 года вырос на 7,8 %. На долю импорта приходится более трети от всего продовольственного фонда страны. При этом импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 22,1 % до 3 344,0 млн. долларов США. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился импорт овощей на 84,6 %, рыбы – на 39,0 процентов, алкогольной и безалкогольной продукции – на 33,5 %, фруктов – на 32,5 %, табака – на 20,1 %, молочных продуктов – на 17,2 %, зерновых культур – на 13,9 %, сахара – на 12,0 %, мяса и субпродуктов – на 3,2 %. При этом стоимостной объем ввоза масла растительного в октябре 2013 года по сравнению с аналогичным показателем за сентябрь текущего года уменьшился на 2,6 %, свинины – на 4,2 % и мяса птицы – на 6,3 %.

В числе непродовольственных товаров увеличился импорт в 2012 году доли чулочно-носочных изделий в их товарных ресурсах – 85 %, в 2005 году это значение равнялось 61 %. В том же году доля импорта мебели выросла до 49,5 %, кожаной обуви до 75 %. Ни в одной развитой стране мира подобная ситуация невозможна. Государство в этих странах тщательно отслеживает происходящие рыночные процессы путем использования системы самых разнообразных механизмов, не давая выйти из-под контроля и перейти определенную границу, за которой могут последовать социальные потрясения или потеря экономической безопасности.

Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутренних рынков конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение ими импортных. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, привлечению инвестиций в экономику регионов. Все это не решить без поддержки государства.

Недостаточная конкуренция на потребительском рынке приводит к всеобщей монополии на цены, вследствие чего потребительские товары и услуги становятся менее доступными для обычного среднестатистического покупателя. И поэтому для решения данного нюанса необходимо осуществлять более качественную работу антимонопольных служб, а также усилить контроль со стороны государства в сфере ценообразования.

Но вместе с тем появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания.

Региональный потребительский рынок это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка – спрос, предложение, цена, конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства, так как региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.

В настоящее время на потребительском рынке Республики Мордовия можно выделить наличие следующих проблем:

Низкий показатель оборота оптовой и розничной торговли.

Среди регионов Приволжского федерального округа в 2012 году, Республика Мордовия имела один из самых низких показателей оборота оптовой торговли и находилась на 13 месте. На первом месте была Республика Татарстан, с оборотом оптовой торговли – 93,2 млрд. руб. По индексу роста физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия находилась также на 13 месте (102,1 %), самый высокий показатель у Ульяновской области – 7 % (таблица 1).

Таблица 1 Динамика оборота оптовой торговли в Республике Мордовия за 2007 - 2012 гг.

Годы

Оборот оптовой торговли

из него оборот организаций оптовой торговли

млн. руб.

индекс физического объема, в % к предыдущему году

млн. руб.

индекс физического объема, в % к предыдущему году

1

2

3

4

5

2007

22571,2

121,2

16278,0

146,8

2008

23453,2

97,7

14082,9

81,4

2009

32140,5

138,7

19425,2

139,6

2010

39101,7

113,9

24166,0

116,4

2011

50865,6

117,3

25876,4

95,4

2012

56258,4

106,0

41594,2

153,5

Оптовое звено в республике представлено 158 общетоварными складами площадью 56,1 тыс. кв. метров, распределительными холодильниками объемом на 3,6 тыс. тонн, хранилищами для картофеля, овощей и фруктов на 7,3 тыс. тонн. Инфраструктура складов в республике давно устарела. По уровню обеспеченности именно современными складскими площадями Республика Мордовия уступает Пензенской области, Чувашской Республике. Только 45 % организаций республики имеют собственные складские помещения, 55 % арендуют, при этом нередко арендуемые помещения не пригодны для такого рода операций.

На территории республики в 2012 г. находилось 4617 торговых точек, из них 1346 (29 %) продовольственных магазинов, 1581 (34 %) непродовольственных, 1369 (30%) смешанных, 335 (7 %) нестационарных торговых объектов. В сравнении с 2011 г. их количество возросло на 42 торговых точки, из-за увеличения количества непродовольственных и смешанных объектов торговли. Сворачивание деятельности ряда торговых объектов нестационарной сети (около 48 ед.) в 2012 году произошло из-за нерентабельности данного бизнеса и изменением архитектуры города Саранск. Это касалось в основном мелких индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, в связи с их неконкурентоспособностью на потребительском рынке.

Недостаточная обеспеченность торговыми площадями.

По сравнению с 2011 г. размер торговых площадей увеличился на 12,3 % и составляет 405,1 кв.метров, что по прежнему не дотягивает до нормативного значения в 410,9 кв.м на 1000 человек. Если сравнивать этот же показатель с г. Москва, то там его значение 743 кв. м. на 1000 жителей.

Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.

Продовольственная безопасность и низкий уровень заработной платы.

Продовольственная безопасность является важным звеном Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 537.

Одним из самых важных критериев достижения продовольственной безопасности выступает и уровень самообеспеченности регионов основными продуктами питания. Не менее актуальна проблема улучшения состояния продовольственного самообеспечения населения региона и применительно к условиям Республики Мордовия.

Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 21-З «О потребительской корзине в Республике Мордовия» в целях повышения качества питания увеличена пищевая и биологическая ценность потребительской корзины за счет увеличения объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и т.д. (таблица 2).

Таблица 2 – Норма потребления продуктов питания на 2013 год

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

 

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

Как видно из таблицы 3, фактическое потребление яиц, овощей, бахчевых, кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в республике ниже нормы потребления, т.е. ниже того минимума продуктов, который физически необходим для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.

Недоедание – это питание, при котором не хватает необходимого для нормального развития минимума калорий, протеина и других питательных веществ.

Недоедание особенно распространено в странах с низким уровнем доходов на душу населения. Стандарты питания которые являются нормой определяются национальными и международными специальными учреждениями, в том числе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ФАО (Международной продовольственной организацией).

Таблица 3 – Потребление продуктов питания (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; на члена домохозяйства в год; килограммов)

Вид продукта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Хлебные продукты

123

104

102

103

99

Картофель

57

57

55

57

50

Овощи и бахчевые

68

69

76

77

74

Мясо и мясопродукты

69

65

66

71

68

Яйца (штук)

188

166

181

179

175

Рыба и рыбопродукты

19

18

21

20

21

Сахар и кондитерские изделия

50

36

38

36

36

Масло растительное и другие жиры

12

11

10

11

9

Молоко и молочные продукты

243

237

246

239

244

Еще в далеком 1953 г. в США определили стандарт нормального питания для среднего мужчины и равнялся он 3200 килокалорий в сутки. Сейчас, этот показатель равен 2700 килокалорий в сутки. В России это 2385 килокалорий в сутки на человека. Лица, потребляющие 2150 ккал и менее, находятся на грани голода и недоедания, а население, потребляющее 1500 ккал и менее, относятся к категории голодающих.

Основная причина недоедания – низкий уровень средней заработной платы. Средняя заработная плата в Республике Мордовия за 2013 год составила 16 744 рубля. Это самая низкая средняя заработная плата среди регионов ПФО, первое место по данному показателю заняла Республика Татарстан (23 321 рубль), второе – Пермский край (21 901,5 рублей), третье – Самарская область (21 764 рубля). В Нижегородской области средняя зарплата составила 21 615,9 рублей.

Прожиточный минимум в РФ в расчете на душу населения во 2-м квартале 2013 года составлял 7372 рубля, в том числе стоимость потребительской корзины – 6843 рубля.

В Мордовии в среднем на душу населения стоимость потребительской корзины во 2-м квартале 2013 года составляла 6 281 рубль, у трудоспособного населения – 6 718 рублей, для детей – 6 307 рублей, пенсионерам – 5 152 рубля.

Общая стоимость потребительской корзины по РМ равна – 5830 рублям, что на 15 % ниже средне российского показателя.

Товары ненадлежащего качества.

Одним из определяющих показателей торговли на потребительском рынке является именно качество тех товаров, которые на него поступают. В 2011 году изъято большое количество некачественных товаров различного происхождения. В числе данных товаров оказались: колбасные изделия – изъято 19,9 % от объема проверенных товаров соответствующими органами инспекции, яиц птицы – 100 %, рыбной продукции – 20,1 %, швейных изделий – 88,9 %, чулочно-носочных изделий – 27,3 %, кожаной обуви – 99,6 %.

Неразвитость приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Для Республики Мордовия особо актуальна проблема развития животноводства. За период 2009 - 2012 гг. в Мордовию завезено только по импорту более 2000 голов племенного молодняка мясных пород (гереордской, абердин-ангусской и лимузинской). Основной целью завоза импортного поголовья является формирование племенной базы мясного скота. В настоящее время в республике функционируют два племенных репродуктора: по герефордской породе – ООО «Племенное хозяйство «Герефордресурс», по лимузинской – ООО «АПО «Сабаево».

Хочется отметить, что важным аспектом формирования продовольственного фонда региона является обеспечение населения продуктами животного происхождения, которые западные аграрники-экономисты именуют защитными. Включение продуктов животного происхождения в рацион питания является важнейшим принципом организации оптимального здорового питания. Развитие в республике эффективного производства свинины, говядины, мяса птицы высокого качества может сделать в перспективном будущем регион самообеспечиваем и собственная продукция вытеснит импортную.

Итак, по нашему мнению, для нормального и эффективного функционирования потребительского рынка Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:

  • развивать и оказывать всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству для создания добросовестной конкуренции, обеспечение достаточным количеством торговых площадей;

  • устранить пробелы законодательства и развивать систему защиты прав потребителей;

  • поднять уровень доходов населения, тем самым увеличить количество платежеспособного населения;

  • сформировать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития регионального рынка;

  • создать условия для развития региональных продовольственных рынков и повышения эффективности их функционирования;

  • разработать единую экономическую и техническую политику развития региональных продовольственных рынков;

  • скоординировать работу всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по безопасности и повышению качества потребительских товаров, как самих регионов, так и страны в целом;

  • осуществлять мероприятия по регулированию потребительских цен на продукты питания;

  • создать наиболее благоприятный экономический климат в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов (в том числе из регионов ПФО);

  • осуществлять государственное регулирование развития сельского хозяйства в республике Мордовия;

  • сделать рынки доступными для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

  • поддерживать процессы формирования и развития среднего класса, использовать экономические рычаги государственного регулирования (такие, как цены, кредитные ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др.) и административные методы регулирования продовольственного рынка, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.

Список использованных источников

  1. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 277 с.

  2. Республиканская целевая программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы

  3. Российский статистический ежегодник./Федеральная служба государственной статистики , 2012. – 444 с.

  4. Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2013. – 464 с.

  5. Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы»

 

Просмотров работы: 2508