Потребительский рынок это рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребительский рынок играет огромную роль в экономике. Здесь производители продают свою продукцию и получают прибыль. А потребители покупают товары и услуги, необходимые для удовлетворения их многочисленных потребностей. От спроса и предложения на потребительском рынке зависит уровень производства и потребления благ, качество жизни людей, а также устойчивость национальной валюты и политического строя.
Экономическая ситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что в настоящее время очень актуальна проблема продовольственной безопасности. Только в октябре 2013 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 24 922,1 млн. долларов США и по сравнению с сентябрем 2013 года вырос на 7,8 %. На долю импорта приходится более трети от всего продовольственного фонда страны. При этом импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 22,1 % до 3 344,0 млн. долларов США. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился импорт овощей на 84,6 %, рыбы – на 39,0 процентов, алкогольной и безалкогольной продукции – на 33,5 %, фруктов – на 32,5 %, табака – на 20,1 %, молочных продуктов – на 17,2 %, зерновых культур – на 13,9 %, сахара – на 12,0 %, мяса и субпродуктов – на 3,2 %. При этом стоимостной объем ввоза масла растительного в октябре 2013 года по сравнению с аналогичным показателем за сентябрь текущего года уменьшился на 2,6 %, свинины – на 4,2 % и мяса птицы – на 6,3 %.
В числе непродовольственных товаров увеличился импорт в 2012 году доли чулочно-носочных изделий в их товарных ресурсах – 85 %, в 2005 году это значение равнялось 61 %. В том же году доля импорта мебели выросла до 49,5 %, кожаной обуви до 75 %. Ни в одной развитой стране мира подобная ситуация невозможна. Государство в этих странах тщательно отслеживает происходящие рыночные процессы путем использования системы самых разнообразных механизмов, не давая выйти из-под контроля и перейти определенную границу, за которой могут последовать социальные потрясения или потеря экономической безопасности.
Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутренних рынков конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение ими импортных. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, привлечению инвестиций в экономику регионов. Все это не решить без поддержки государства.
Недостаточная конкуренция на потребительском рынке приводит к всеобщей монополии на цены, вследствие чего потребительские товары и услуги становятся менее доступными для обычного среднестатистического покупателя. И поэтому для решения данного нюанса необходимо осуществлять более качественную работу антимонопольных служб, а также усилить контроль со стороны государства в сфере ценообразования.
Но вместе с тем появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания.
Региональный потребительский рынок – это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка – спрос, предложение, цена, конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства, так как региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.
В настоящее время на потребительском рынке Республики Мордовия можно выделить наличие следующих проблем:
Низкий показатель оборота оптовой и розничной торговли.
Среди регионов Приволжского федерального округа в 2012 году, Республика Мордовия имела один из самых низких показателей оборота оптовой торговли и находилась на 13 месте. На первом месте была Республика Татарстан, с оборотом оптовой торговли – 93,2 млрд. руб. По индексу роста физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия находилась также на 13 месте (102,1 %), самый высокий показатель у Ульяновской области – 7 % (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика оборота оптовой торговли в Республике Мордовия за 2007 - 2012 гг.
Годы |
Оборот оптовой торговли |
из него оборот организаций оптовой торговли |
||
млн. руб. |
индекс физического объема, в % к предыдущему году |
млн. руб. |
индекс физического объема, в % к предыдущему году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2007 |
22571,2 |
121,2 |
16278,0 |
146,8 |
2008 |
23453,2 |
97,7 |
14082,9 |
81,4 |
2009 |
32140,5 |
138,7 |
19425,2 |
139,6 |
2010 |
39101,7 |
113,9 |
24166,0 |
116,4 |
2011 |
50865,6 |
117,3 |
25876,4 |
95,4 |
2012 |
56258,4 |
106,0 |
41594,2 |
153,5 |
Оптовое звено в республике представлено 158 общетоварными складами площадью 56,1 тыс. кв. метров, распределительными холодильниками объемом на 3,6 тыс. тонн, хранилищами для картофеля, овощей и фруктов на 7,3 тыс. тонн. Инфраструктура складов в республике давно устарела. По уровню обеспеченности именно современными складскими площадями Республика Мордовия уступает Пензенской области, Чувашской Республике. Только 45 % организаций республики имеют собственные складские помещения, 55 % арендуют, при этом нередко арендуемые помещения не пригодны для такого рода операций.
На территории республики в 2012 г. находилось 4617 торговых точек, из них 1346 (29 %) продовольственных магазинов, 1581 (34 %) непродовольственных, 1369 (30%) смешанных, 335 (7 %) нестационарных торговых объектов. В сравнении с 2011 г. их количество возросло на 42 торговых точки, из-за увеличения количества непродовольственных и смешанных объектов торговли. Сворачивание деятельности ряда торговых объектов нестационарной сети (около 48 ед.) в 2012 году произошло из-за нерентабельности данного бизнеса и изменением архитектуры города Саранск. Это касалось в основном мелких индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, в связи с их неконкурентоспособностью на потребительском рынке.
Недостаточная обеспеченность торговыми площадями.
По сравнению с 2011 г. размер торговых площадей увеличился на 12,3 % и составляет 405,1 кв.метров, что по прежнему не дотягивает до нормативного значения в 410,9 кв.м на 1000 человек. Если сравнивать этот же показатель с г. Москва, то там его значение 743 кв. м. на 1000 жителей.
Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.
Продовольственная безопасность и низкий уровень заработной платы.
Продовольственная безопасность является важным звеном Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 537.
Одним из самых важных критериев достижения продовольственной безопасности выступает и уровень самообеспеченности регионов основными продуктами питания. Не менее актуальна проблема улучшения состояния продовольственного самообеспечения населения региона и применительно к условиям Республики Мордовия.
Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 21-З «О потребительской корзине в Республике Мордовия» в целях повышения качества питания увеличена пищевая и биологическая ценность потребительской корзины за счет увеличения объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и т.д. (таблица 2).
Таблица 2 – Норма потребления продуктов питания на 2013 год
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг |
126,5 |
98,2 |
76,6 |
Картофель |
кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
Овощи и бахчевые |
кг |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
Фрукты свежие |
кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
Рыбопродукты |
кг |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
Мясопродукты |
кг |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
Яйца |
штука |
210,0 |
200,0 |
201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
Как видно из таблицы 3, фактическое потребление яиц, овощей, бахчевых, кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в республике ниже нормы потребления, т.е. ниже того минимума продуктов, который физически необходим для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.
Недоедание – это питание, при котором не хватает необходимого для нормального развития минимума калорий, протеина и других питательных веществ.
Недоедание особенно распространено в странах с низким уровнем доходов на душу населения. Стандарты питания которые являются нормой определяются национальными и международными специальными учреждениями, в том числе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ФАО (Международной продовольственной организацией).
Таблица 3 – Потребление продуктов питания (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; на члена домохозяйства в год; килограммов)
Вид продукта |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Хлебные продукты |
123 |
104 |
102 |
103 |
99 |
Картофель |
57 |
57 |
55 |
57 |
50 |
Овощи и бахчевые |
68 |
69 |
76 |
77 |
74 |
Мясо и мясопродукты |
69 |
65 |
66 |
71 |
68 |
Яйца (штук) |
188 |
166 |
181 |
179 |
175 |
Рыба и рыбопродукты |
19 |
18 |
21 |
20 |
21 |
Сахар и кондитерские изделия |
50 |
36 |
38 |
36 |
36 |
Масло растительное и другие жиры |
12 |
11 |
10 |
11 |
9 |
Молоко и молочные продукты |
243 |
237 |
246 |
239 |
244 |
Еще в далеком 1953 г. в США определили стандарт нормального питания для среднего мужчины и равнялся он 3200 килокалорий в сутки. Сейчас, этот показатель равен 2700 килокалорий в сутки. В России это 2385 килокалорий в сутки на человека. Лица, потребляющие 2150 ккал и менее, находятся на грани голода и недоедания, а население, потребляющее 1500 ккал и менее, относятся к категории голодающих.
Основная причина недоедания – низкий уровень средней заработной платы. Средняя заработная плата в Республике Мордовия за 2013 год составила 16 744 рубля. Это самая низкая средняя заработная плата среди регионов ПФО, первое место по данному показателю заняла Республика Татарстан (23 321 рубль), второе – Пермский край (21 901,5 рублей), третье – Самарская область (21 764 рубля). В Нижегородской области средняя зарплата составила 21 615,9 рублей.
Прожиточный минимум в РФ в расчете на душу населения во 2-м квартале 2013 года составлял 7372 рубля, в том числе стоимость потребительской корзины – 6843 рубля.
В Мордовии в среднем на душу населения стоимость потребительской корзины во 2-м квартале 2013 года составляла 6 281 рубль, у трудоспособного населения – 6 718 рублей, для детей – 6 307 рублей, пенсионерам – 5 152 рубля.
Общая стоимость потребительской корзины по РМ равна – 5830 рублям, что на 15 % ниже средне российского показателя.
Товары ненадлежащего качества.
Одним из определяющих показателей торговли на потребительском рынке является именно качество тех товаров, которые на него поступают. В 2011 году изъято большое количество некачественных товаров различного происхождения. В числе данных товаров оказались: колбасные изделия – изъято 19,9 % от объема проверенных товаров соответствующими органами инспекции, яиц птицы – 100 %, рыбной продукции – 20,1 %, швейных изделий – 88,9 %, чулочно-носочных изделий – 27,3 %, кожаной обуви – 99,6 %.
Неразвитость приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Для Республики Мордовия особо актуальна проблема развития животноводства. За период 2009 - 2012 гг. в Мордовию завезено только по импорту более 2000 голов племенного молодняка мясных пород (гереордской, абердин-ангусской и лимузинской). Основной целью завоза импортного поголовья является формирование племенной базы мясного скота. В настоящее время в республике функционируют два племенных репродуктора: по герефордской породе – ООО «Племенное хозяйство «Герефордресурс», по лимузинской – ООО «АПО «Сабаево».
Хочется отметить, что важным аспектом формирования продовольственного фонда региона является обеспечение населения продуктами животного происхождения, которые западные аграрники-экономисты именуют защитными. Включение продуктов животного происхождения в рацион питания является важнейшим принципом организации оптимального здорового питания. Развитие в республике эффективного производства свинины, говядины, мяса птицы высокого качества может сделать в перспективном будущем регион самообеспечиваем и собственная продукция вытеснит импортную.
Итак, по нашему мнению, для нормального и эффективного функционирования потребительского рынка Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:
развивать и оказывать всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству для создания добросовестной конкуренции, обеспечение достаточным количеством торговых площадей;
устранить пробелы законодательства и развивать систему защиты прав потребителей;
поднять уровень доходов населения, тем самым увеличить количество платежеспособного населения;
сформировать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития регионального рынка;
создать условия для развития региональных продовольственных рынков и повышения эффективности их функционирования;
разработать единую экономическую и техническую политику развития региональных продовольственных рынков;
скоординировать работу всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по безопасности и повышению качества потребительских товаров, как самих регионов, так и страны в целом;
осуществлять мероприятия по регулированию потребительских цен на продукты питания;
создать наиболее благоприятный экономический климат в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов (в том числе из регионов ПФО);
осуществлять государственное регулирование развития сельского хозяйства в республике Мордовия;
сделать рынки доступными для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
поддерживать процессы формирования и развития среднего класса, использовать экономические рычаги государственного регулирования (такие, как цены, кредитные ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др.) и административные методы регулирования продовольственного рынка, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.
Список использованных источников
Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 277 с.
Республиканская целевая программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы
Российский статистический ежегодник./Федеральная служба государственной статистики , 2012. – 444 с.
Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2013. – 464 с.
Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы»