Сpедствa мaссoвoй инфopмации прочно вошли в жизнь каждого человека. Уже с раннего возраста дети начинают смотреть телевизор. А многие дошкольники являются активными пользователями компьютера и интернета.
Средства массовой информации - это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам[4,с.23].
Доступ к средствам массовой информации сегодня – это неотъемлемое условие формирования всесторонне развитой личности. Но поток информации, поступающих с экранов телевизоров, из интернета, со страниц печатных изданий может оказывать негативное воздействие на молодое поколение.
Исследования данной проблемы различными учеными дают противоречивые результаты[2,с.183]. Но то, что СМИ имеют негативное влияние на человека неоспоримо. Изучение воздействия масс-медиа началось в США еще со времен Первой мировой войны. Это было связано с военной пропагандой. Уже тогда появились первые упоминания о крайне сильном воздействии СМИ. Общественность разделяла данное мнение. Суть такого воздействия заключалась в «реакции на образование общества изолированных индивидов, подвергающихся воздействию схожей информации через средства массовой коммуникации»[1,с.56]. Наибольший интерес к данной проблеме возрос к середине XX века, когда появились неоспоримые доказательства существенного воздействия СМИ на основе статистических методов. Причем первенство в воздействии перешло к небумажным средствам массовой коммуникации, а к кино и телевидению.
Однако, даже на современном этапе, отсутствие единых данных относительно воздействия СМИ приводит к выводу о том, что воздействие может измеряться от очень незначительного до довольно сильного, в зависимости от конкретных ситуаций и сложившихся обстоятельств в обществе.
Д. Брайант и С. Томпсон утверждают, что «на протяжении всей истории научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких фильмов и других телепередач ведет к проявлениям насилия»[2,с.204].
Важным аспектом данной проблемы является то, что использование компьютера детьми негативно влияет на психические процессы, в частности, на мышление. Специалисты отмечают, что компьютер искажает мышление ребенка, учит его мыслить технически, а не творчески. Это приводит к программированию мышления ребенка. Он теряет способность к состраданию, человечности[3,c.408].
Таким образом, вывод о том, что телевидение и компьютер, как средство медианасилия, могут нанести непоправимый вред адаптации ребенка в социуме, здоровью ребенка, в особенности, его психологическому здоровью, очевиден. Отрицательное влияние СМИ искажает формирующуюся личность младшего школьника, способствует ее распаду, подавляет свободу мировоззренческого выбора. Экран телевизора и компьютера деформирует картину мира в детском неразвитом сознании, тем самым изменяя детскую психику, а также подменяет нравственные и моральные ценности на искусственно созданные.
Теоретический анализ научных источников позволяет утверждать, что и телевидение, и интернет не всегда благоприятно влияют на развитие ребенка. Соответственно, нами была поставлена цель изучить, насколько младший школьник зависит от современных СМИ.
Для исследования влияния СМИ на младших школьников, использовались следующие методики:
Тестирование «Зависимость от телевидения»[5];
Тестирование «Зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость» на основе методики Кимберли Янг[6];
Тестирование «Определение уровня и характера тревожности» Филипса[7].
Исследование проводилось в декабре 2013 года. В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 2-4х классов в возрасте от 8 до 11 лет в количестве 50 человек.
Результаты тестирования на зависимость младших школьников от экранов телевидения.
Обработка данных проведенного теста дала следующие результаты: 65% опрошенных проводят перед телевизором более трех часов. И лишь 35% уделяют просмотру телевизионных передач менее трех часов в сутки.
70% респондентов указали, что просмотр телевизора является для них средством отдыха.
60% отметили, что часто проводят время перед телевизором «от нечего делать», переключая каналы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в младшем школьном возрасте дети не умеют правильно организовывать свой досуг. Времяпрепровождение перед экранами телевизоров более трех часов в день и просмотр телепередач не всегда проконтролированного взрослым может повлечь за собой отклонения в психологическом развитии ребенка .
Результаты тестирования на зависимость младших школьников от интернета и компьютерных игр.
Результаты тестирования показали следующие результаты.
У 60% опрошенных отклонений при работе за компьютером не наблюдается.
35% младших школьников имеют проблемы связанные с увлечением компьютерными играми и интернетом.
5% респондентов имеют прямую зависимость от компьютера и интернета, требующую помощь специалиста психотерапевта (рис.1)
Рис.1. Зависимость младшего школьника от компьютера и интернета.
При этом 40% тестируемых отметили, что часто раздражаются, если кто-то пытается отвлечь их от работы за компьютером.
25% считают, что жизнь без интернета скучна и безрадостна,
а 30% опрошенных проводят за компьютером более трех часов в день. Тревожным является и тот факт, что более половины младших школьников (55%) предпочитают компьютерные игры, содержащие в себе элементы насилия и убийства (рис. 2).
Итак, успокаивающим на данный момент является тот факт, что 60% детей фактически никак не зависят от интернета и сопутствующих ему видов деятельности. Однако, тревожным является то, что из оставшихся 40 % детей более половины предпочитают наблюдать и играть в игры со сценами жестокости, и уже почти половина испытывает раздражение в ответ на регламентирование времени в работе с компьютером. Полученные данные могут измениться не в лучшую сторону, потому как уже в подростковом возрасте взрослые и родители на смогут достаточно контролировать свободное время ребенка.
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что чувства и эмоции, которые ребенок испытывает в момент игры, он впоследствии может перенести в реальную жизнь и использовать в отношениях с окружающими его людьми.
Рис.2. Отношение младших школьников к интернету и компьютерным играм и их предпочтения.
Результаты тестирования уровня тревожности младших школьников (методика Филипса)
Согласно полученным данным удалось выявить следующие результаты.
У 60% респондентов фиксируется расхождение с допустимым уровнем тревожности.
Из них у 50% был отмечен повышенный уровень проявления тревожности.
А у 10% опрошенных зафиксирован высокий уровень проявления тревожности.
При определении характера тревожности по каждому синдрому нами были получены следующие результаты:
Общая тревожность в школе наблюдается у 60% школьников.
Переживание социального стресса затронуло 55% опрошенных.
Фрустрация потребности в достижении успеха наблюдается у 15% респондентов.
Страх самовыражения выявлен у 24% учащихся.
Страх ситуации проверки знаний испытывают 56% школьников.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих отмечен у 30% опрошенных.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу выявлена у 65% респондентов.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают 70% школьников (рис. 3).
Рис.3. Характер тревожности младших школьников.
Потому как в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, то и тревожность, испытываемая детьми в основном должна фиксироваться вокруг вопросов учебной ситуации. В нашем исследовании наибольшую тревожность младшие школьники испытывают в отношениях с учителями (70%). Это нормально, так как в этом возрасте для ребенка статус учителя выше, чем родителя. Если учитель будет слишком требовательным, то это может отрицательно сказаться на психологическом здоровье младших школьников. Также более половины опрошенных обладают низкой физиологической сопротивляемостью стрессу (65%), что повышает вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды. Ситуация проверки знаний беспокоит 56% учащихся. Это объясняется переживанием тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, особенно если это происходит публично. Переживанию социального стресса и страху самовыражения подвержены соответственно 55% и 25% участников исследования. Это также является нормой для младших школьников, ведь им приходится формировать межличностные отношения со сверстниками и учителями. Наличие у младшего школьника страха не соответствовать ожиданиям окружающих и фрустрация в потребности достижения успеха зависят от исходного функционального и эмоционального состояния и способности ученика к адаптации. Уровень этих факторов будет выше в том случае, если у ребенка высока ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. В нашем исследовании эти характеристики находятся на уровне 30% и 15% соответственно
Следующим этапом нашей работы было проведение корреляционного анализа, по результатам которого обнаружились взаимосвязи на уровне значимости 0,05 между следующими показателями:
зависимость от интернета – фрустрация в потребности достижения успеха,
зависимость от интернета – страх самовыражения.
По результатам исследования уровня тревожности младших школьников, фрустрация в потребности достижения успеха наблюдается у 15%, страх самовыражения – у 25%.. А именно эти качества – фрустрация в потребности достижения успеха и страх самовыражения – могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии, которое ученики пытаются заглушить, погружаясь в зависимость от интернета и компьютерных игр.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Психика младших школьников в возрасте 8-11 лет крайне не устойчива и еще не до конца сформирована. Поэтому воздействие на нее таких видов раздражителей, как телевидение, интернет и компьютерные игры в чрезмерных количествах и неконтролируемом потоке информации пагубно сказываются на социальную адаптацию, поведение младших школьников.
2. СМИ (интернет и телевидение) деформирует детское восприятие целостной картины мира, подменяя реальную жизнь на придуманную.
3. У большей части испытуемых так или иначе наблюдаются психологические проблемы. Это говорит о том, что необходимо принять определенные меры уже на данном этапе, чтобы стабилизировать психологическое состояние младших школьников.
4. Основываясь на результатах тестирований, приведенных выше, была установлена взаимосвязь между результатами на определение зависимости от телевизора, Интернет - зависимости и проявлением тревожности у младших школьников.. Таким образом, мы можем говорить о действительном влиянии средств массовой информации, которое отражается на поведении и психологическом состоянии младших школьников.
Список использованной литературы:
Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / О. Березкина, Н. Обозов, Р.Харрис. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 442 с.
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. – М.: Вильямс, 2004. – 432 с.
Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г С. Никифоров. — СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации / О.Г. Филатова. – М.: Гардарики. - 2006. - 304 с.
Интернет – ресурсы:
Тест на зависимость от телевидения [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 8.12.2008. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/kit1000.html Проверено 10.12.2013
Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость[Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 17.03.2009. – Режим доступа: http://www.nervos.ru/kompyuternaya-zavisimost-1 Проверено 10.12.2013
Тест на выявление уровня и характера тревожности [Электронный ресурс] –
Режим доступа http://testoteka.narod.ru/lichn/1/36.html Проверено 10.12.2013