В современных условиях становление рыночных отношений явилось причиной возникновения социально-экономических проблем, на решение которых должны быть ориентированы методология и организация государственных финансов.
Необходимым условием жизнеспособности региона является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам региона отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве, при этом затрагивается проблема неэффективного использования денежных средств бюджета региона. Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующую задачу: рассмотреть консолидированные бюджеты областей Центрально-Черноземного экономического района, провести оценку финансового состояния консолидированного бюджета Курской области в сравнении с субъектами Российской Федерации.
Качество управления региональными финансами - фактор, имеющий критическое значение для кредитоспособности региона. От качества управления региональными финансами зависит, сможет ли регион реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную бюджетную и долговую политику, противостоять негативным воздействиям внешней среды и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей, поэтому проблема данного проекта носит актуальный характер в современных условиях.
В настоящее время единой комплексной методики оценки бюджетов регионов не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах.
Оценка состояния местных бюджетов может быть проведена в соответствии с предлагаемой системой показателей (рис. 1).
Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) занимает центральное положение в черноземной полосе, и включает Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую области.
Проанализируем консолидированные бюджеты областей Центрально-Черноземного экономического района. Анализ консолидированного бюджета Белгородской области представленный в Приложении А, показывает, что всего доходы области в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 1114,50 млн. руб. (или на 1,96%) за счет того, что в бюджет поступило меньше денежных средств, а именно налога на прибыль организации (-12774,70 млн. руб.) и на доходы физических лиц (-176,70 млн. руб.). Однако в 2010 году по отношению к 2009 году доходы возросли на 7774,60 млн. руб. (то есть на 13,95%), все рассматриваемые показатели доходов консолидированного бюджета выросли, кроме безвозмездных поступлений (-3081,50 млн. руб.). В 2011 году по сравнению с 2010 годом все рассматриваемые показатели имеют положительную динамику. Расходы Белгородской области с каждым годом увеличиваются, о чем свидетельствуют расчеты в Приложении Б, в 2009 году расходы на общегосударственные вопросы снижаются на 202,30 млн. руб. (5,66%), а также на здравоохранение, физическую культуру и спорт (-1059,50 млн. руб.). В 2010 году отрицательную динамику имеют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (-1933,50) и также на здравоохранение (-784,60 млн. руб.). В 2011 году все показатели имеют положительную динамику, кроме расходов на социальную политику (-1419,40 млн. руб.).
Анализ консолидированного бюджета Воронежской области представлен в Приложении Б, из него видно, что доходы и расходы имеют положительную динамику, в 2011 году доходы составили 77324,1 млн. руб., что на 6088,8 млн. руб. (или 8,55%) больше по сравнению с 2010 годом, расходы – 79522,7 млн. руб.
Анализ консолидированного бюджета Курской области представлен в Приложении В. Доходы и расходы области имеют положительную динамику, о чем свидетельствуют данные расчеты. В 2009 году по отношению к 2008 году налог на прибыль организации уменьшился на 3747,1 млн. руб., в 2010 году снизились безвозмездные поступления на 3,77%. В 2011 году все показатели имеют положительную динамику.
Анализ консолидированного бюджета Липецкой области представлен в Приложении Г, доходы области в 2009 году снизились на 3530,1 млн. руб. (то есть на 8,82%). В 2011 году доходы составили 42544,3 млн. руб., что больше по сравнению с 2010 годом на 3986,7 млн. руб. (или на 10,34%). Расходы области с каждым годом увеличиваются и в 2011 году составляют 44704,2 млн. руб.
Анализ консолидированного бюджета Тамбовской области представлен в Приложении Д, доходы и расходы области имеют положительную динамику. В 2010 году по сравнению с 2009 годом безвозмездные поступления уменьшились на 4,97%. В 2011 году снизились расходы на 14,60 млн. руб., а также на социально-культурные мероприятия, а именно на социальную политику (5,98 %). Однако расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт возросли на 3845,70 млн. руб.
Таким образом, наибольшие доходы и расходы в 2011 году имеют следующие области: Белгородская (81394,9 и 83780,3 млн. руб. соответственно) и Воронежская (77324,1 и 79522,7 млн. руб.); наименьшие – Тамбовская (38511,7 и 38311,4 млн. руб.).
Доходы и расходы консолидированного бюджета Курской области сгруппируем согласно методике сводного стандартизированного показателя, рассчитанного на основе четырнадцати бюджетных коэффициентов, входящих в систему критериев для оценки финансового состояния консолидированного бюджета. Как таблица 1, так и таблица 2 содержат сгруппированные суммы не только по консолидированному бюджету Курской области, но и по всем консолидированным бюджетам Российской Федерации.
Суммы совокупных расходов и доходов будут использованы для того, чтобы перейти от индивидуальных к стандартизированным бюджетным коэффициентам.
Таблица 1 – Структура доходов бюджетов Курской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2011 год
Введенное обозначение группы доходов |
Наименование группы доходов |
Сумма доходов, тыс. руб. |
|
консолидированного бюджета Курской области |
консолидированных бюджетов субъектов РФ |
||
ННнД |
Налоговые и неналоговые доходы |
30567984 |
20653203094 |
НД |
Налоговые доходы |
27336165 |
11006476134 |
НДф |
Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов |
11798038 |
109446395,6 |
НДрм |
Налоговые доходы от региональных и местных налогов |
15538127 |
3153973750 |
НнД |
Неналоговые доходы |
3231819 |
9646726961 |
НнДпредпр |
Неналоговые доходы от осуществления предпринимательской деятельности |
1598671 |
4179214600 |
НнДприн |
Неналоговые доходы от применения мер принуждения, прочие неналоговые доходы |
1633148 |
5467512361 |
БП |
Безвозмездные поступления |
11642777 |
15322126805 |
БПФП |
Финансовая помощь из федерального бюджета |
3167668 |
76610634,23 |
БПдот |
Финансовая помощь в виде дотаций из федерального бюджета |
3167668 |
38305317,12 |
БПсубс |
Финансовая помощь в виде субсидий |
4467587 |
111930311,19 |
БПсубв |
Компенсации дополнительно возникших расходных обязательств в виде субвенций |
2359450 |
1023807 |
БПтр |
Безвозмездные поступления от третьих лиц |
11133023 |
36057402,07 |
Д |
Доходы |
42210761 |
25575796335 |
Для определения финансового состояния консолидированного бюджета субъекта РФ необходимо рассчитать индивидуальные бюджетные коэффициенты, характеризующие степень реальной (де)централизации управления в сфере бюджетных доходов (группа коэффициентов финансовой (не)зависимости):
Коэффициент чистой финансовой независимости:
Кчфн=(НДрм+НнД+БПтр)/(ННнД+БПтр)= =(15538127+3231819+11133023)/( 3231819+11133023)=0,7171
Коэффициент чистой налоговой независимости:
Кчнн=НДрм/НД=15538127/27336165=0,5684
Коэффициент прямой финансовой зависимости:
Кпфз=(БПдот+БПсубс)/Д=(3167668+4467587)/ 42210761=0,1809(27)
Коэффициент общей финансовой зависимости:
Кофз=(НДф+БПдот+БПсубс)/Д= =(11798038+3167668+4467587)/42210761)=0,4604
Показатель качества финансовой помощи:
Пкфп=БПсубсБПдот+БПсубс=446758/(3167668+4467587)=0,5851
Таблица 2 - Структура расходов бюджетов Курской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2011 год
Введенное обозначение группы доходов |
Наименование группы доходов |
Сумма доходов, тыс. руб. |
|
консолидированного бюджета Курской области |
консолидированных бюджетов субъектов РФ |
||
РФупр |
Расходы на содержание органов власти и управления |
2546447 |
1518588446 |
РФсоц |
Расходы социального характера |
2448726 |
6512222565 |
Р |
Общая сумма расходов бюджета |
46448002 |
19994644767 |
РЭТ |
Текущие расходы |
44946935 |
15995715814 |
Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих направленность бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов:
Вес текущей части бюджета:
Втчб=РЭТ/Р=44946935/46448002=0,9677
Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти:
Ксовл=РФупр1/Р=2546447/46448002=0,0548
Коэффициент социальной ориентированности бюджета:
Ксо=РФсоц/Р=2448726/46448002=0,0527
Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих соотношение элементов доходной и расходной частей консолидированного бюджета (группа коэффициентов бюджетной устойчивости):
Коэффициент собственной налоговой устойчивости:
Ксну=НДрм/РЭТ=15538127/44946935=0,3457
Коэффициент общей налоговой устойчивости:
Кону=НД/РЭТ=27336165/44946935=0,6082
Коэффициент собственной финансовой устойчивости:
Ксобфу=ИСД/РЭТ=(27336165+3231819+11133023)/44946935=
=0,9278
Коэффициент текущей финансовой устойчивости:
Ктфу=(ННнД+БПтр)/РЭТ=(30567984+11133023)/44946935=0,9278
Коэффициент совокупной финансовой устойчивости:
Ксовфу=Д/РЭТ=42210761/44946935=0,9391
Коэффициент общего покрытия расходов:
Копр=Д/Р=42210761/46448002=0,9088
Рассчитаем стандартизированные бюджетные коэффициенты (СБК) для Курской области, рост которых означает улучшение финансового состояния региона. Формула для расчета зависит от характера влияния j-го индивидуального бюджетного коэффициента на финансовое состояние субъекта РФ.
Индивидуальные бюджетные коэффициенты по Российской Федерации рассчитываются аналогично, как и по Курской области, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Индивидуальные бюджетные коэффициенты по РФ
№ п/п |
Наименование коэффициента |
Полученное значение |
1 |
Коэффициент чистой финансовой независимости |
0,6205 |
2 |
Коэффициент чистой налоговой независимости |
0,2866 |
3 |
Коэффициент прямой финансовой зависимости |
0,0019 |
4 |
Коэффициент общей финансовой зависимости |
0,0062 |
5 |
Показатель качества финансовой помощи |
0,2261 |
6 |
Вес текущей части бюджета |
0,8000 |
7 |
Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти |
0,0759 |
8 |
Коэффициент социальной ориентированности |
0,3257 |
9 |
Коэффициент собственной налоговой устойчивости |
0,1972 |
10 |
Коэффициент общей налоговой устойчивости |
0,6881 |
11 |
Коэффициент собственной финансовой устойчивости |
1,2934 |
12 |
Коэффициент текущей финансовой устойчивости |
1,2934 |
13 |
Коэффициент совокупной финансовой устойчивости |
1,5989 |
14 |
Коэффициент общего покрытия расходов |
1,2791 |
СБКчфн=Кчфн/КчфнРФ=0,7171/0,6205=1,1557
СБКчнн=Кчнн/КчннРФ=0,5684/0,2866=1,9836
СБПкфп=Пкфп/ПкфпРФ=0,5851/0,2261=2,5876
СБКсну=Ксну/КснуРФ=0,3457/0,1972=1,7533
СБКсо=Ксо/КсоРФ=0,0527/0,3257=0,1619
СБКсобфу=Ксобфу/КсобфуРФ=0,9278/1,2934=0,7173
СБКону=Кону/КонуРФ=0,6082/0,6881=0,8839
СБКтфу=Ктфу/КтфуРФ=0,9278/1,2934=0,7173
СБКсовфу=Ксовфу/КсовфуРФ=0,9391/1,5989=0,5874
СБКопр=Копр/КопрРФ=0,9088/1,2791=0,7105
Рассчитаем стандартизованные бюджетные коэффициенты для Курской области, соответствующие таким индивидуальным коэффициентам, рост которых означает ухудшение финансового состояния субъектов РФ.
СБКпфз=КпфзРФ/Кпфз=0,0019/0,1809=0,0107
СБКофз=КофзРФ/Кофз=0,0062/0,4604=0,0135
СБКсовл=КсовлРФ/Ксовл=0,0759/0,0548=1,3853
СВтчб=ВтчбРФ/Втчб=0,8000/0,9677=0,8267
Расчет укрупненных стандартизованных показателей для Курской области по каждой из трех групп стандартизованных бюджетных коэффициентов:
Укрупненный стандартизованный показатель (УСП) финансовой (не)зависимости
УСП1=СБКчфн+СБКчнн+СБКпфз+СБКофз+СБПкфп=
=1,1557+1,9836+0,0107+0,0135+2,5876=5,7511
Укрупненный стандартизованный показатель направленности бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов
УСП2=СВтчб+СБКсовл+СБКсо=0,8267+1,3853+0,1619=2,3739
Укрупненный стандартизованный показатель направленности бюджетной устойчивости
УСП3=СБКсну+СБКону+СБКсобфу+СБКтфу+СБПопр+СБКсовфу=
=1,7533+0,8839+0,7173+0,7105+0,5873=5,3696
Расчет свободного стандартизованного показателя (ССП) для Курской области:
ССП=УСП1+УСП2+УСП3=5,7511+2,3739+5,3696=13,4946
Так как финансовое состояние первого класса присваивается при ССПi≥18; второго класса - 18≥ССПi≥13,5; третьего класса - ССПi