УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА

Растопчинова И.Л. 1
1Юго-Западный государственный университет Курск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях становление рыночных отношений явилось причиной возникновения социально-экономических проблем, на решение которых должны быть ориентированы методология и организация государственных финансов.

Необходимым условием жизнеспособности региона является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам региона отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве, при этом затрагивается проблема неэффективного использования денежных средств бюджета региона. Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующую задачу: рассмотреть консолидированные бюджеты областей Центрально-Черноземного экономического района, провести оценку финансового состояния консолидированного бюджета Курской области в сравнении с субъектами Российской Федерации.

Качество управления региональными финансами - фактор, имеющий критическое значение для кредитоспособности региона. От качества управления региональными финансами зависит, сможет ли регион реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную бюджетную и долговую политику, противостоять негативным воздействиям внешней среды и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей, поэтому проблема данного проекта носит актуальный характер в современных условиях.

В настоящее время единой комплексной методики оценки бюджетов регионов не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах.

Оценка состояния местных бюджетов может быть проведена в соответствии с предлагаемой системой показателей (рис. 1).

Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) занимает центральное положение в черноземной полосе, и включает Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую области.

Проанализируем консолидированные бюджеты областей Центрально-Черноземного экономического района. Анализ консолидированного бюджета Белгородской области представленный в Приложении А, показывает, что всего доходы области в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 1114,50 млн. руб. (или на 1,96%) за счет того, что в бюджет поступило меньше денежных средств, а именно налога на прибыль организации (-12774,70 млн. руб.) и на доходы физических лиц (-176,70 млн. руб.). Однако в 2010 году по отношению к 2009 году доходы возросли на 7774,60 млн. руб. (то есть на 13,95%), все рассматриваемые показатели доходов консолидированного бюджета выросли, кроме безвозмездных поступлений (-3081,50 млн. руб.). В 2011 году по сравнению с 2010 годом все рассматриваемые показатели имеют положительную динамику. Расходы Белгородской области с каждым годом увеличиваются, о чем свидетельствуют расчеты в Приложении Б, в 2009 году расходы на общегосударственные вопросы снижаются на 202,30 млн. руб. (5,66%), а также на здравоохранение, физическую культуру и спорт (-1059,50 млн. руб.). В 2010 году отрицательную динамику имеют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (-1933,50) и также на здравоохранение (-784,60 млн. руб.). В 2011 году все показатели имеют положительную динамику, кроме расходов на социальную политику (-1419,40 млн. руб.).

Анализ консолидированного бюджета Воронежской области представлен в Приложении Б, из него видно, что доходы и расходы имеют положительную динамику, в 2011 году доходы составили 77324,1 млн. руб., что на 6088,8 млн. руб. (или 8,55%) больше по сравнению с 2010 годом, расходы – 79522,7 млн. руб.

Анализ консолидированного бюджета Курской области представлен в Приложении В. Доходы и расходы области имеют положительную динамику, о чем свидетельствуют данные расчеты. В 2009 году по отношению к 2008 году налог на прибыль организации уменьшился на 3747,1 млн. руб., в 2010 году снизились безвозмездные поступления на 3,77%. В 2011 году все показатели имеют положительную динамику.

Анализ консолидированного бюджета Липецкой области представлен в Приложении Г, доходы области в 2009 году снизились на 3530,1 млн. руб. (то есть на 8,82%). В 2011 году доходы составили 42544,3 млн. руб., что больше по сравнению с 2010 годом на 3986,7 млн. руб. (или на 10,34%). Расходы области с каждым годом увеличиваются и в 2011 году составляют 44704,2 млн. руб.

Анализ консолидированного бюджета Тамбовской области представлен в Приложении Д, доходы и расходы области имеют положительную динамику. В 2010 году по сравнению с 2009 годом безвозмездные поступления уменьшились на 4,97%. В 2011 году снизились расходы на 14,60 млн. руб., а также на социально-культурные мероприятия, а именно на социальную политику (5,98 %). Однако расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт возросли на 3845,70 млн. руб.

Таким образом, наибольшие доходы и расходы в 2011 году имеют следующие области: Белгородская (81394,9 и 83780,3 млн. руб. соответственно) и Воронежская (77324,1 и 79522,7 млн. руб.); наименьшие – Тамбовская (38511,7 и 38311,4 млн. руб.).

Доходы и расходы консолидированного бюджета Курской области сгруппируем согласно методике сводного стандартизированного показателя, рассчитанного на основе четырнадцати бюджетных коэффициентов, входящих в систему критериев для оценки финансового состояния консолидированного бюджета. Как таблица 1, так и таблица 2 содержат сгруппированные суммы не только по консолидированному бюджету Курской области, но и по всем консолидированным бюджетам Российской Федерации.

Суммы совокупных расходов и доходов будут использованы для того, чтобы перейти от индивидуальных к стандартизированным бюджетным коэффициентам.

Таблица 1 – Структура доходов бюджетов Курской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2011 год

Введенное обозначение группы доходов

Наименование группы доходов

Сумма доходов, тыс. руб.

консолидированного бюджета Курской области

консолидированных бюджетов субъектов РФ

ННнД

Налоговые и неналоговые доходы

30567984

20653203094

НД

Налоговые доходы

27336165

11006476134

НДф

Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов

11798038

109446395,6

НДрм

Налоговые доходы от региональных и местных налогов

15538127

3153973750

НнД

Неналоговые доходы

3231819

9646726961

НнДпредпр

Неналоговые доходы от осуществления предпринимательской деятельности

1598671

4179214600

НнДприн

Неналоговые доходы от применения мер принуждения, прочие неналоговые доходы

1633148

5467512361

БП

Безвозмездные поступления

11642777

15322126805

БПФП

Финансовая помощь из федерального бюджета

3167668

76610634,23

БПдот

Финансовая помощь в виде дотаций из федерального бюджета

3167668

38305317,12

БПсубс

Финансовая помощь в виде субсидий

4467587

111930311,19

БПсубв

Компенсации дополнительно возникших расходных обязательств в виде субвенций

2359450

1023807

БПтр

Безвозмездные поступления от третьих лиц

11133023

36057402,07

Д

Доходы

42210761

25575796335

Для определения финансового состояния консолидированного бюджета субъекта РФ необходимо рассчитать индивидуальные бюджетные коэффициенты, характеризующие степень реальной (де)централизации управления в сфере бюджетных доходов (группа коэффициентов финансовой (не)зависимости):

  1. Коэффициент чистой финансовой независимости:

Кчфн=(НДрм+НнД+БПтр)/(ННнД+БПтр)= =(15538127+3231819+11133023)/( 3231819+11133023)=0,7171

  1. Коэффициент чистой налоговой независимости:

Кчнн=НДрм/НД=15538127/27336165=0,5684

  1. Коэффициент прямой финансовой зависимости:

Кпфз=(БПдот+БПсубс)/Д=(3167668+4467587)/ 42210761=0,1809(27)

  1. Коэффициент общей финансовой зависимости:

Кофз=(НДф+БПдот+БПсубс)/Д= =(11798038+3167668+4467587)/42210761)=0,4604

  1. Показатель качества финансовой помощи:

Пкфп=БПсубсБПдот+БПсубс=446758/(3167668+4467587)=0,5851

Таблица 2 - Структура расходов бюджетов Курской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2011 год

Введенное обозначение группы доходов

Наименование группы доходов

Сумма доходов, тыс. руб.

консолидированного бюджета Курской области

консолидированных бюджетов субъектов РФ

РФупр

Расходы на содержание органов власти и управления

2546447

1518588446

РФсоц

Расходы социального характера

2448726

6512222565

Р

Общая сумма расходов бюджета

46448002

19994644767

РЭТ

Текущие расходы

44946935

15995715814

Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих направленность бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов:

  1. Вес текущей части бюджета:

Втчб=РЭТ/Р=44946935/46448002=0,9677

  1. Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти:

Ксовл=РФупр1/Р=2546447/46448002=0,0548

  1. Коэффициент социальной ориентированности бюджета:

Ксо=РФсоц/Р=2448726/46448002=0,0527

Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих соотношение элементов доходной и расходной частей консолидированного бюджета (группа коэффициентов бюджетной устойчивости):

  1. Коэффициент собственной налоговой устойчивости:

Ксну=НДрм/РЭТ=15538127/44946935=0,3457

  1. Коэффициент общей налоговой устойчивости:

Кону=НД/РЭТ=27336165/44946935=0,6082

  1. Коэффициент собственной финансовой устойчивости:

Ксобфу=ИСД/РЭТ=(27336165+3231819+11133023)/44946935=

=0,9278

  1. Коэффициент текущей финансовой устойчивости:

Ктфу=(ННнД+БПтр)/РЭТ=(30567984+11133023)/44946935=0,9278

  1. Коэффициент совокупной финансовой устойчивости:

Ксовфу=Д/РЭТ=42210761/44946935=0,9391

  1. Коэффициент общего покрытия расходов:

Копр=Д/Р=42210761/46448002=0,9088

Рассчитаем стандартизированные бюджетные коэффициенты (СБК) для Курской области, рост которых означает улучшение финансового состояния региона. Формула для расчета зависит от характера влияния j-го индивидуального бюджетного коэффициента на финансовое состояние субъекта РФ.

Индивидуальные бюджетные коэффициенты по Российской Федерации рассчитываются аналогично, как и по Курской области, результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Индивидуальные бюджетные коэффициенты по РФ

п/п

Наименование коэффициента

Полученное значение

1

Коэффициент чистой финансовой независимости

0,6205

2

Коэффициент чистой налоговой независимости

0,2866

3

Коэффициент прямой финансовой зависимости

0,0019

4

Коэффициент общей финансовой зависимости

0,0062

5

Показатель качества финансовой помощи

0,2261

6

Вес текущей части бюджета

0,8000

7

Коэффициент относительной стоимости содержания органов власти

0,0759

8

Коэффициент социальной ориентированности

0,3257

9

Коэффициент собственной налоговой устойчивости

0,1972

10

Коэффициент общей налоговой устойчивости

0,6881

11

Коэффициент собственной финансовой устойчивости

1,2934

12

Коэффициент текущей финансовой устойчивости

1,2934

13

Коэффициент совокупной финансовой устойчивости

1,5989

14

Коэффициент общего покрытия расходов

1,2791

СБКчфн=Кчфн/КчфнРФ=0,7171/0,6205=1,1557

СБКчнн=Кчнн/КчннРФ=0,5684/0,2866=1,9836

СБПкфп=Пкфп/ПкфпРФ=0,5851/0,2261=2,5876

СБКсну=Ксну/КснуРФ=0,3457/0,1972=1,7533

СБКсо=Ксо/КсоРФ=0,0527/0,3257=0,1619

СБКсобфу=Ксобфу/КсобфуРФ=0,9278/1,2934=0,7173

СБКону=Кону/КонуРФ=0,6082/0,6881=0,8839

СБКтфу=Ктфу/КтфуРФ=0,9278/1,2934=0,7173

СБКсовфу=Ксовфу/КсовфуРФ=0,9391/1,5989=0,5874

СБКопр=Копр/КопрРФ=0,9088/1,2791=0,7105

Рассчитаем стандартизованные бюджетные коэффициенты для Курской области, соответствующие таким индивидуальным коэффициентам, рост которых означает ухудшение финансового состояния субъектов РФ.

СБКпфз=КпфзРФ/Кпфз=0,0019/0,1809=0,0107

СБКофз=КофзРФ/Кофз=0,0062/0,4604=0,0135

СБКсовл=КсовлРФ/Ксовл=0,0759/0,0548=1,3853

СВтчб=ВтчбРФ/Втчб=0,8000/0,9677=0,8267

Расчет укрупненных стандартизованных показателей для Курской области по каждой из трех групп стандартизованных бюджетных коэффициентов:

  1. Укрупненный стандартизованный показатель (УСП) финансовой (не)зависимости

УСП1=СБКчфн+СБКчнн+СБКпфз+СБКофз+СБПкфп=

=1,1557+1,9836+0,0107+0,0135+2,5876=5,7511

  1. Укрупненный стандартизованный показатель направленности бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов

УСП2=СВтчб+СБКсовл+СБКсо=0,8267+1,3853+0,1619=2,3739

  1. Укрупненный стандартизованный показатель направленности бюджетной устойчивости

УСП3=СБКсну+СБКону+СБКсобфу+СБКтфу+СБПопр+СБКсовфу=

=1,7533+0,8839+0,7173+0,7105+0,5873=5,3696

Расчет свободного стандартизованного показателя (ССП) для Курской области:

ССП=УСП1+УСП2+УСП3=5,7511+2,3739+5,3696=13,4946

Так как финансовое состояние первого класса присваивается при ССПi≥18; второго класса - 18≥ССПi≥13,5; третьего класса - ССПi

Просмотров работы: 2000