ИДЕЯ НЕЗАВИСИМОСТИ В МИФОЛОГИИ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАХСТАНА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИДЕЯ НЕЗАВИСИМОСТИ В МИФОЛОГИИ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАХСТАНА.

Куанышбай Н.Б. 1, Токтарбаева М.Е. 2, Балтабаева Г.С. 3
1Центрально-Азиатский университет . Казахстан, Алматы
2Центрально-Азиатский университет
3Центрально-Азиатский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Единение народа - главная цель всех героических сказаний. Освещая данный вопрос Л. Емельянов, писал следующее: «Мы имеем в виду проблему историзма, и, прежде всего тот ее аспект, который предусматривает изучение отношения фольклора к реальной действительности, к конкретным событиям и фактам истории»,[1] При всем при том в героическом эпосе нетрудно обнаружить и следы этнической истории, которые должны быть изучены с позиции историзма в науке, ибо самосознание эпоса определяется именно этническим процессом. Этническая основа казахского эпоса очевидна. Например, «Книга моего деда Коркута», «Алпамыс», «Кобланды» - сказания против иноземных захватчиков отдельных тюркоязычных племен: огузов, коныратов, кара кипчаков.

Самый древние пласт казахского героического эпоса относится к VIII-X вв. Это была эпоха, когда начинался распад патриархально-родовых отношений и постепенно вызревание патриархально-феодального уклада. С этой эпохой связан эпос об Алпамысе. После завоевания Чингисханом земель, принадлежавших родом кипчаков, канглы и др., сыновья Чингисхана включили их в свои владения. Но завоеванные племена не подчинились чингизидам, не раз восставали они против Золотой Орды. Эти события также нашли отражение в эпосе.

Когда в XV-XVI веках ослабленная междоусобицами Золотая Орда распалась, возникла угроза завоевания от соседней Джунгарии. В начале XVII века джунгары нападали на казахские аулы, захватывая их территории. Поэтому, эпоха героической борьбы с джунгарами и калмыками – время окончательного сложения героического эпоса. Именно к ней приурочено действие большинства казахских эпических произведений, в том числе и тех, которые возникли раньше. К числу которых относятся произведения «Карабеке», «Утеген-батыр» и других произведений, где разрабатывается утвердившаяся тема объединения племен для защиты от калмыко-джунгарсикх нападений. Такая группировка редких по происхождению песен вокруг событий одной эпохи обычна для эпоса: историческая жизнь показана в эпосе обобщенно.

Каждая эпоха, отражая исторические события, выдвигала на арену ярчайших личностей. Кабанбай, Богембай, Жасыбай, Исатай и многие другие батыры являются гордостью казахского народа. Эпическая поэма «Кобланды-батыр» повествует о подвигах Кобланды, о его походах против ханов Казана и Алшагира. Исследователи приблизительно определяют, что эпос «Кобланды-батыр» распространен в двух вариантах – древнем, сложившемся в далеком прошлом, и позднем, существенно дополненном многими явлениями, фактами, связанных примерно с XV веком – с эпохой консолидации сил раздробленных родов, племен и возникновения Казахского ханства.

Смысл жизни Кобланды – в битвах и победах над уничтожителями кипчаков и киятов. Кобланды не страшится численностью перевеса врагов, смело бросается в битву с тысячами захватчиков, топчущих его родную землю. Гнев Кобланды обрушивается на чужеземных властителей, посылавших свои отряды на кипчакские аулы. Он стремится разрушить укрепления врага, отбить скот кипчаков и киятов, захваченный калмыками[9] и кызылбашами. Так Кобланды поступает в походе на Казан хана. Таков же смысл его борьбы с Алшагыром. Кобланды становится во главе пленных кипчаков, чтобы освободить их:

Пусть готовятся люди к борьбе,

Пусть кипчаки в густом лесу

По дубинке срубят себе –

Я народ из неволи спасу.

Борьба Кобланды против завоевателей – это не выступление одиночки, а народная борьба. За батыром идут все кипчаки, от юноши до старика, даже женщины и дети. Борясь за свободу и честь народа, Кобланды защищает и честь своей семьи: Карлыгаш, Кортки, Аналык и Токтарбая, порабощенных Алшагыром. Личное и общественное сливается у Кобланды воедино.

Герой эпоса является идеалом борца за независимость, заступника. Преданность к родным и соратникам сочетаются у Кобланды с ненавистью к врагу:

Кызылбашей счастливую рать

Кобланды заставил бежать.

Он рассек её пополам.

Удивляйтесь его делам!

Тяжелый ратный труд батыра венчается победой, а победа несет независимость, освобождение, мир его народу:

Посмотрел Кобланды – светло,

Победителю счастье взошло.

Выходил, шумя, из ворот

На свободу кипчакский народ.

Таким образом, изображение исторического прошлого в эпосе о Кобланды озарено патриотическими чаяниями народа, его героическими идеалами и несет высокую идею национального освобождения.

В своей многосложной истории казахскому народу приходилось вести постоянную борьбу за сохранение и развитие национального достоинства, за независимость, за государственность, за единство в условиях межродовых усобиц и феодально-колониального гнета, защищать родную землю от нападения иноземных захватчиков. По определению В. Проппа, литература – показатель индивидуального, а фольклор – коллективного сознания. Следовательно, героические эпосы это не только художественный образец, но они просматривается в научных изысканиях таких виднейших ученых, как Н.Авдеев, Ю.Бромлей, М.Варварчук. А.Гуриевич, как сложный исторический источник. Я солидарна с мнением Л.Толстовой о том, что «негативизм по отношению к использованию фольклора в качестве исторического источника (нередко проявляемый, прежде всего фольклористами) объединяет возможности восстановления этногенеза и этнической истории». [2] , Поэтому фольклор казахов, его устное народное творчество выражает думы и чаяния народа, его стремление к ограждению себе от завоевания, к независимости. И то, что в данный момент в рукописном фонде Академии наук Казахстана находится сто семнадцать героических эпопей из ста шестидесяти пяти эпопей и поэм эпических жанров свидетельствует этому. В целом героические эпосы глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели, независимости, единству.

Литература

  1. Емельянов Л.И. О границах метода и "единицах историзма". Русский фольклор ХIХ в. Л., 1979, с.113.2. Толстова Л.С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов. Фольклор и историческая этнография. М., 1993, с.8

Просмотров работы: 1127