АНАЛИЗ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ

Романкин Н.Н. 1, Красникова Д.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях все большую актуальность приобретают вопросы управления транспортными потоками с целью обеспечения безопасности участников дорожного движения, снижения нагрузки на улично-дорожную сеть, улучшения экологической обстановки в городах. С решением вышеперечисленных проблем в зарубежных странах успешно справляются телематические или интеллектуальные транспортные системы. Под телематическими системами понимается интегрированное управление транспортной инфраструктурой с помощью информационных технологий.

Создание телематических систем, как систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой крупных городов позволяет решить ряд проблем при организации дорожного движения: улучшить характеристики улично-дорожной сети, усовершенствовать дислокацию технических средств организации дорожного движения, оптимизировать процесс управления транспортными потоками на всех фазах движения, уменьшая транспортные задержки и повышая безопасность движения [1].

Исследования в данной области являются актуальными, поскольку в последнее время все чаще в управлении транспортной инфраструктурой крупных городов применяются технологии интеллектуальных транспортных систем или транспортной телематики.

Сфера использования телематических систем в мировой практике варьируется от решения проблем общественного транспорта, существенного повышения безопасности дорожного движения, ликвидации заторов в транспортных сетях, повышения производительности интермодальной транспортной системы (включая автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской транспорт) до экологических и энергетических проблем [2].

В России до настоящего времени используются лишь элементы или некоторые подсистемы интеллектуальных систем. По оценкам некоторых специалистов, объем мирового рынка интеллектуальных транспортных систем составляет около 315 млрд. евро, а доля России в нем 0,3 млрд. евро. С одной стороны, эти показатели говорят о значительном отставании России в области применения интеллектуальных транспортных систем, с другой же стороны, наличие большого количества разработок в данной области и опыт зарубежных стран позволят России преодолеть эти трудности за несколько ближайших лет.

Особое внимание следует уделить использованию средств транспортной телематики с целью повышения привлекательности городского общественного транспорта.

Из ряда рекомендаций, поддерживающих применение транспортной телематики в данной области, можно отметить следующие:

• повышение качества и доступности услуг городского пассажирского транспорта и повышение его способности оперативно реагировать на изменения транспортных потребностей населения;

• регулирование использования автомобилей при решении проблемы ликвидации заторов с помощью средств транспортной телематики;

• создание системы транспортного обслуживания населения «от двери до двери», используя транспортную сеть как единую систему.

Основной задачей является предоставление пользователям общественного транспорта достаточной безопасности не только путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, но и обеспечение личной безопасности во время пользования транспортом. В транспортных средствах общественного транспорта все чаще применяют видеоконтроль, автоматическую регистрацию нахождения транспортного средства на маршруте и различные виды связи с городским центром управления.

Одним из направлений телематики является управление работой систем обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта на перекрестках, оборудованных светофорами, для обеспечения условий соблюдения заданных графиков движения транспортных средств и для их контроля в системах городского общественного транспорта, оперативно реагирующих на спрос пассажиров и оказания помощи инвалидам и пассажирам пожилого возраста.

Понятие «приоритет проезда транспортных средств общественного транспорта» означает, что им предоставляется определенное преимущество на перекрестках со светофором, изменяющее режим работы сигналов светофора так, чтобы данные транспортные средства могли как можно быстрее проехать через перекресток. Однако режим движения данных транспортных средств отличается от режима движения легковых автомобилей. Благодаря посадке и высадке пассажиров и большей степени воздействия со стороны других транспортных средств, например, более медленных автомобилей, средняя скорость транспортных средств общественного транспорта является низкой и имеет существенный разброс по сравнению с автомобилями. Низкая скорость означает, что автобусы трудно включить в расчеты координации, которые осуществляются для относительно компактных групп автомобилей. Автобус может начать свое движение в группе автомобилей, проезжающих на зеленый сигнал светофора, но благодаря остановке между перекрестками приезжает на следующий перекресток во время красного сигнала.

Задержка у светофоров сказывается больше всего на общей задержке маршрута движения транспортных средств городского общественного транспорта, на которую можно повлиять техническими средствами. Задержка, вызванная наличием светофора, достигает значения 10-30 % от общей задержки.

Ликвидация таких задержек позволит снизить не только общее время проезда, но и повысит скорость движения, в результате чего общественный транспорт становится более привлекательным, одновременно позволяя уменьшить количество транспортных средств для обеспечения тех же самых интервалов движения по расписанию. С другой стороны, высокий уровень приоритета проезда транспортных средств общественного транспорта может негативно повлиять на остальной транспорт, особенно, на пересечении двух главных магистралей или при предоставлении абсолютного преимущественного права проезда отдельным транспортным средствам.

Анализ зарубежного опыта проектирования и развития телематических систем при управлении транспортными потоками в различных транспортных ситуациях позволяет сделать вывод о целесообразности использования интеллектуальных транспортных систем на автомобильном транспорте для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения комфорта участников транспортного процесса в России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Михеева Т.И. Структурно-параметрический синтез интеллектуальных транспортных систем. – Самара: Самар. науч. центр РАН, 2008. – 380 с.

  2. Пржибыл П., Свитек М. Телематика на транспорте / Пер. с чешского О. Бузека и В. Бузковой. Под ред. проф. В.В.Сильянова. – М.: МАДИ (ГТУ), 2003. – 540 с.

Просмотров работы: 2753