Для сохранения конкурентоспособности и повышения эффективности сельского хозяйства в условиях глобального открытого рынка, уже сегодня необходим поиск новых форм поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции.
Вступление России в ВТО согласно большинству прогнозов приведет к серьезнейшим проблемам на рынке свинины и говядины. На птицеводстве вступление в ВТО скажется в меньшей степени. Импортная квота была снижена с 350 тыс. тонн в 2011 году до 250 тыс. тонн в 2012 году и останется на этом уровне до 2020 года. При этом импортная пошлина на ввоз птицы в рамках квоты остается прежней на уровне 25%, в то время как пошлина на ввоз сверх квоты понижается с 95% до 80%.
По оценкам Мясного союза России, отечественный рынок почти полностью обеспечивает собственные потребности в мясе птицы, что ограничивает возможности дальнейшего повышения цен и вынуждает производителей искать возможности для выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью. Текущая ситуация также ограничивает возможности для импортных поставок, поскольку с учетом стоимости транспортировки и уплаты всех пошлин иностранные производители не смогут поставлять продукцию по более низким ценам, хотя они и будут пытаться. И все же, очевидно, что отрасль птицеводства в России столкнется с определенными проблемами, которые впрочем, будут вполне решаемы.
В первую очередь эксперты предсказывают замедление темпов развития индустрии птицеводства. В период между 2007 по 2011 год, когда отрасль птицеводства в стране переживала настоящий бум прирост показателей составил порядка 50%. Однако с учетом насыщения отечественного рынка и вступления России в ВТО, как это продемонстрировано в таблице 1 среднегодовой темп прироста в период с 2013 по 2020 год не превысит показатель в 4% в год
Таблица 1- Прогноз отечественного производства мяса птицы в хозяйствах различных категорий РФ (тыс. тонн убойной массы)
Показатели
2013 г
2014 г
2015 г
2016 г
2017 г
2018 г
2019 г
2020 г
Итого все категории хозяйств
3 500
3 700
3 900
4 100
4 200
4 300
4 400
4 500
Сельхозпредприятия (птицефабрики)
3 180
3 380
3 570
3 770
3 860
3 960
4 050
4 150
из них:
бройлеры
2 731
2 901
3 022
3 162
3 197
3 240
3 278
3 319
технологическая выбраковка кур яичных и мясных кроссов
170
175
180
187
193
198
200
206
индейки
252
268
332
382
431
482
532
585
утки
23
32
32
33
33
33
33
33
гуси
4
4
4
6
6
7
7
7
Несколько лучше обстоит ситуация с производством яиц, где рынок сможет сохранить темпы развития на уровне 4―6% в год после вступления в ВТО, как это продемонстрировано в таблице 2. Здесь также следует отметить, благоприятные темпы роста индюшачьих яиц, число которых в период с 2013 по 2020 год должно вырасти более чем в два раза.
Таблица 2- Прогноз производства яиц в хозяйствах различных категорий РФ (млн. штук)
Показатели
2013 г
2014 г
2015 г
2016 г
2017 г
2018 г
2019 г
2020 г
Все категории хозяйств
44 000
45 000
46 000
47 000
47 500
48 000
49 000
50 000
Сельхозпредприятия (птицефабрики), всего
34 200
35 200
36 100
37 100
37 500
38 000
39 000
40 000
из них: яичные
30 917
31 756
32 571
33 512
33 859
34 269
35 232
36 210
племенные мясные
3 193
3 346
3 423
3 467
3 497
3 567
3 596
3 608
индейки
31
33
40
48
55
62
69
78
утки
48
54
55
61
77
89
90
91
гуси
11
11
11
12
12
13
13
13
Как и раньше основной фактор выбора мяса птицы это цена. Это свидетельствует о низком платежеспособном спросе большинства населения региона, а также что доля рыночного сегмента, ориентированного на повышенное качество мяса птицы, остается низкой и варьирует в пределах 25-30 %.
Следует отметить, что российским птицеводам уже сейчас пора задумываться о будущем. По прогнозу Союза Птицеводов России уже к 2014 году рынок в стране достигнет своего насыщения, после чего увеличивать объемы производства страна сможет только за счет наращивания экспортных поставок. В ином же случае в России может возникнуть кризис перепроизводства, что приведет, в конечном счете, к обвалу цен. Вступление в ВТО может стать тем фактором, благодаря которому Россия сможет нарастить экспортный потенциал птицеводства.
В поисках повышения эффективности сельского хозяйства в условиях глобализации интересно изучить опыт ряда стран, использующих разнообразные формы поддержки сельского хозяйства вне рамок и условий ВТО. Одна из таких стран, где наряду с наиболее высокими в ЕС государственными субсидиями широко применяется и внебюджетная поддержка сельского хозяйства, - это Германия. В этой стране на протяжении 30 лет функционирует Центральный фонд поддержки сбыта (ФПС) аграрных продуктов. Главная задача ФПС заключается в централизованном содействии производству и сбыту продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Финансовые средства ФПС получает от предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли в зависимости от объемов реализуемой аграрной продукции в виде взносов, определенных федеральным законом. ФПС старается использовать собранные средства в тех отраслях, откуда они получены, однако в короткие периоды средства могут направляться туда, где их использование в данный момент считается наиболее целесообразным.
Создание в России фонда поддержки сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием опыта Германии, могло бы значительно поднять уровень помощи сельскохозяйственным организациям без привлечения бюджетных средств, повысить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, что особенно важно в условиях вхождения в ВТО и увеличения открытости аграрного рынка. Основой деятельности фонда может стать принятие ряда законодательных актов, утвержденных на федеральном уровне, обеспечивающих его финансирование, как за счет средств сельскохозяйственных организаций, так и за счет перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию организаций.
В рамках реализации государственной концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 годов на развитие птицеводства выделяются значительные средства. Использование высокопродуктивных кроссов, новых ресурсосберегающих технологий, оптимизированных рационов кормления позволяет получать высокие приросты живой массы бройлеров и яйценоскости кур.
В условиях жесткой конкуренции приоритетным условием успешной сбытовой деятельности птицеводческих предприятий является конкурентоспособность продукции за счет повышения ее качества, а также расширения ассортимента с применением глубокой переработки. Если в 1985 г. уровень такой переработки составлял 9,3%, то в настоящее время – более 50%. Практически каждая птицефабрика может повысить сортность тушек на 10%, а это дополнительная выручка до 10 тыс. руб. за тонну мяса птицы; расчленение тушек и изготовление фарша обеспечивают рост стоимости продукции на 10%.
В то же время в отрасли имеются большие неиспользуемые резервы по увеличению объемов производства высококачественной продукции. В отдельных регионах имеются различия не только в уровне производства и эффективности продукции птицеводства, но и в уровне потребления мяса и яиц.
Таким образом, в обеспечении стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции огромная роль принадлежит следующим направлениям: концентрация основного объема производства птицеводческой продукции на специализированных предприятиях; повышение качества и расширение ассортимента птицеводческой продукции; совершенствование племенного дела в России; улучшение кормовой базы; снижение себестоимости продукции и др. Кроме этого требуются и меры государственной поддержки отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бобылева Г.А. Перспективы развития птицеводства России // АПК: экономика, управление. 2010. № 8. С. 15-20.
2. Евдохина О.С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции / Концепт: научно-методический электронный журнал. 2013. №5 (май). Электронный ресурс URL: http://www.covenok.ru/koncept/article/1123/2013_may_art13114.html (дата обращения 17.01.2014)
3. Малышева Е.Н., Завгороднева О.В. Факторы повышения эффективности производства продукции птицеводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 3. С. 31-35.
4. Нуралиев С.У. Конкурентоспособность продукции АПК в условиях глобализации и либерализации экономических отношений на мировом рынке // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2009. - №1. – С. 14-17.