Экономическая психология и экономическая теория нацелены на изучение экономического поведения, но данная сопричастность характерна лишь для западного варианта обеих наук. Использовавшаяся в СССР марксистская школа политической экономии объявляла психологический аспект в экономическом анализе антинаучным субъективизмом. Принятый же в мире подход показывает: различия в анализе экономического поведения в курсах экономической теории и экономической психологии определяются лишь исходной точкой зрения. Одним из важных теоретических подходов в экономической теории является принцип рациональности, в экономической психологии принцип когнитивизма (т.е. познавательности).
Между экономической теорией и экономической психологией наблюдается сближение в последней трети двадцатого столетия. Такое взаимодействие могло проявиться и в более ранний период. Предпосылки для этого были очевидны (близкий предмет исследования), но реальное сближение затруднялось склонностью к разным методологическим подходам. Считалось, что при анализе макроэкономических явлений психологические переменные не будут играть особой роли. Накапливающиеся в ходе экономической эволюции проблемы, неопределенности, а порой и непредсказуемости свидетельствуют: без более глубокого постижения законов психологического поведения людей искать варианты успешного экономического развития невозможно.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логика – теоретический анализ, метод моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент. Зарождение такой сравнительно новой науки, как экономическая наука, вызвано не только интересами самих ученых, но и нуждами современного человеческого общества.
Экономическим поведением обычно называется поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельностью хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.
Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (мотивационно-волевые) компоненты. Рассмотрим их.
Когнитивные факторы. Здесь рассматриваются познавательные компоненты и факторы экономического поведения, обращается внимание на рациональное и иррациональное в экономическом поведении, выявляются субъективные составляющие экономических оценок, объясняются причины и факторы экономического выбора.
В экономике, которая изучает отношения людей по поводу хозяйствования, эти отношения описываются прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Экономическая наука длительное время опиралась на концепцию «экономического человека» – рационального, имеющего стабильные предпочтения и стремящего максимизировать собственную выгоду в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Современная экономическая наука стремится преодолеть упрощенную схему «экономического человека». И в этом ей помогает экономическая психология.
Принятие экономических решений. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.
Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.
Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен за это отдать?» Отсюда выбор между тем или этим, «сейчас» или «потом». Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами «лучше, чем», «хуже, чем», или «такой же».
Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме «жадности», представленной в теории спроса: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б».
Экономистам свойственна тенденция преувеличения абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального последовательного, главная цель которого – выгода, а основной принцип деятельности – ее максимизация.
Психологические затраты. Экономическое поведение определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рациональное поведение, рациональный выбор – это только один из вариантов поведения. Экономисты – представителями институциональных теорий фирмы и потребительского спроса – стремятся учитывать влияние психологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы «экономического человека».
Экономическое поведение как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Это связано с инерционностью экономической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в экономической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.
Анализ моделей экономического поведения позволил сделать и другие существенные поправки к традиционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, пришли к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты. Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы, утверждающей, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирующей функции. В процессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условиях недостаточности или ограниченности информации выбор делается не в пользу максимального варианта, а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «поиск-удовлетворение» сегодня признана экономической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Американские экономисты показали, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбирают варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы.
Вместо модели максимизации часто используется модель оптимизации, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логического мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.
Но экономическое решение может быть принято на основании эмоции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется менее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во времени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных актов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т.е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при расчете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, поскольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнергетических затрат, чем восприятие и эмоция.
Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.
Важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или выполнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее меньшее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптимальность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.
Как ни странно, дополнительные психологические затраты по принятию экономического решения могут снизить его эффективность. Так, интересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убедились в существовании эффекта «бремени победителя». Как правило, он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рассмотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший.
Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказывают влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимодействием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей – партнеров, конкурентов включаются различные механизмы атрибутирования. Атрибуция – это приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бывает неточным и ошибочным..
Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказывается от сотрудничества, а вы приписываете ему своекорыстие, эгоистический интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительной ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в ответ, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.
Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается экономистами и психологами. Если раньше нерациональное поведение рассматривалось экономикой как исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение – это только один из вариантов принятия решения.