Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества.
В связи с этим было проведено исследование по выявлению склонностей к лидерству. Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» на студентах специальности менеджеры по УП. В исследовании приняло участие 70 человек в возрасте 18-20 лет.
В ходе исследования применялась такая методика, как тест « Диагностика лидерских способностей » Е. Жариков, Е. Крушельницкий. Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. В данной методике определяется на сколько выражены качества лидера: слабо, средне, сильно или человек склонен к диктату.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер?
Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Настойчив, умеет разумно рисковать.
Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
Надежен, держит слово, на него можно положиться.
Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
При подсчёте результатов мы выявили, что: у 21 человека склонность к лидерству малая; 35 человек со средней склонностью к лидерству; с высокой склонностью 14 человек.
Таким образом, уровень склонности к лидерству в процентном выражении выглядит следующим образом:
Диаграмма 1. Склонность к лидерству у студентов
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у большего процента, а именно 50%, средняя склонность к лидерству. То есть мы можем сказать на основе этого, что эти студенты могут подавать какие – то идеи. В некоторых ситуациях они могут быть лидерами и вести всю команду за собой, но это те ситуации, когда эти ребята чувствуют себя уверенно и понимают, что справятся. 30% испытуемых с низкой склонностью лидерства. Они не пытаются быть лидерами в группе, то есть у них нет склонности быть во главе всех и вести за собой. Видимо эти студенты в силе отвечать только за себя и нет никакого желания брать на себя ответственность за других. Оставшиеся 20 % с высоким уровнем выраженности лидерских качеств. О чём это говорит? Это говорит о том, что эти студенты склонны быть лидерами, им нравится, когда их выслушивают и делают так, как они говорят. Но так как мы знаем, что в группе есть один формальный лидер – это староста, то эти студенты если и являются лидерами, то только неформальными. Например, в круге своих друзей в группе.
Не все из нас склонны к лидерству, а те кто обладают этими, так сказать способностями, должны уметь ими управлять и совершенствовать. Результативный лидер сконцентрирован на достижении результатов. Формула проста: Эффективный лидер = личные качества лидера × результаты.
Из уравнения следует, что лидеры должны пытаться достичь совершенства по обоим направлениям: и демонстрировать все атрибуты лидера, и добиваться результатов. Эти члены уравнения не суммируются - они умножаются друг на друга. Чего не хватает большинству учебников и учений о лидерстве? Внимания к результату. Большинство их фокусируется на корпоративных способностях, таких как подвижность, целостность, ориентация на миссию, ориентация на ценности, или же на компетенциях лидерства, таких как формирование видения, личный характер, доверие, и прочие выдающиеся атрибуты, компетенции и способности. Все это прекрасно, но чего по серьезному всем этим учениям недостает, так это связи между этими важными атрибутами лидерства и результатами. В конечном итоге лидер оценивается не по личным качествам, а по результатам, которых он достигает. Как раз этим и занимается школа результативного лидерства. Она показывает, как эффективно преобразовать корпоративные способности и компетенции лидера в желаемые результаты [1].
Результативное лидерство имеет свои определённые имущества. Результативное лидерство помогает лидерам на всех уровнях добиваться поставленных целей, убирает преграды, созданные иерархией, и ограничения, связанные с формальной позицией лидера, высвобождая, таким образом, потенциал для роста производительности.
Результативные лидеры хорошо понимают свою аудиторию и потребности покупателей. Они постоянно задают себе вопрос: «Чего хотят покупатели?» – и отвечают на него, прежде чем принимать решение о том, как удовлетворять эти потребности [2].
Сотрудники добровольно следуют за результативными лидерами, которые знают как себя самих (свои атрибуты лидера), так и то, куда они идут (намеченные результаты). Такие лидеры вселяют в людей уверенность и внушают доверие своей прямотой, целеустремленностью и последовательностью в действиях.
Результативное лидерство упрощает оценку работы. Без концентрации на результате оценить эффективность лидерства очень сложно. Измерение продуктивности лидера используется организациями в разных вариантах. Некоторые применения включают мониторинг индивидуального роста лидера, сравнение эффективности лидера в различных ролях, прояснение процедуры выбора лидеров и структурирование программ их развития.
Для эффективного проявления лидерства существуют всевозможные тренинги. Тренинги существуют для проработки определённых ситуаций и как результатом является нахождении правильных решений, нахождение компромиссов. Существуют такие тренинги как: « КОД эффективного лидерства», «вертикаль тренинг», «Тренинг личной эффективности Лидерство. Создание команды». Ну так как мы рассматривали лидерство в малых группах, то здесь уместен и будет самым эффективным последний тренинг «Тренинг личной эффективности Лидерство. Создание команды»[3].Целью тренинга является повысить эффективность работы лидеров по созданию и развитию своих команд.
Основные способности, которые предложено развить и которые уже должны в некой степени присутствовать:
субъектность (способность к отстаиванию собственной точки зрения, способность к риску, ориентация на достижение цели и получения результата, ответственность за решение проблем и пр.);
командность (ориентация на взаимодействие и со-организацию ресурсов внутри топ-команды, лидерство (развитие и поддержка подчиненных) и пр.);
гибкость (восприимчивость к новому, способность поддерживать изменения в деятельность и пр.);
проективность (стратегическое мышление, технологии планирования, способность к генерации идей и пр.);
коммуникативная мобильность;
лидерство (лидерские навыки и технологии работы с командой).
Развивая, в процессе обучения навыки лидерства, предполагается рост мотивированности и зрелости участников. Поэтому ведение тренинга имеет целью преодоление пассивности участников и развитие их способности брать на себя ответственность [4].
Таким образом, можно сказать о том, что постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» – это статус человека в группе.
Литература
1. Кричевский Е. Л. Динамика группового лидерства / Е. Л. Кричевский. – М. : 2008. – 73 с.
2. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М. : 2009. – 104 с.
3. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова думка, 2007. – С. 94-113.
4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М. : Изд-во института психотерапии, 2009. – 489с.