Наблюдения и исследования в данной области показывают, что школьник часто аффективно и эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе. Неудовлетворенность в общении с членами группы сказывается и в поведении ребенка, оказывает отрицательное влияние на успеваемость, толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки.
Наряду со школой, решать задачи воспитания, образования и развития детей призваны и другие институты социального воспитания. Отдельную и весьма значимую нишу в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей, которые необходимы для того, чтобы полнее включать ребенка в воспитательный и образовательный процессы во внеурочное время. Их целью не является дополнить те знания, которые получает ребенок в школе, а скорее через реализацию программ дополнительного образования и организацию познавательного досуга детей, способствовать разносторонности и гармоничности их развития и воспитания.
Дополнительное образование детей на современном этапе представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, содействуя процессам самореализации и социализации личности. Поэтому среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором может развиваться самодостаточная личность и обеспечивая тем самым «ситуацию» успеха для каждого воспитанника.
В связи со спецификой набора детей в различные кружки и секции разновозрастной подход к формированию детских групп в учреждениях дополнительного образования реально присутствует, в отличие от традиционных школ, где учебно-воспитательный процесс строится на работе с детьми одного возраста.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные, волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные нормы и ценности общества. Рассматривая разновозрастное сообщество подростков, можно говорить о том, что на развитие этой подсистемы влияет целый комплекс факторов. Данный комплекс представляет собой интеграцию как внешних (социальных), так и внутренних (личностных и внутригрупповых) условий. Такая интеграция образует специфическую среду, которая может оказывать позитивное влияние на развитие сообщества, а может, наоборот, способствовать его распаду и тогда необходимо применение определенных действий для улучшения межличностных отношений в данной конкретной группе.
Надо учесть, что данная проблема не является актуальной для всех учреждений дополнительного образования, в связи с тем, что в некоторых учебных заведениях форма работы с детьми индивидуальная, несмотря на то, что классы формируются из детей разного возраста. О проблеме оптимизации межличностных отношений в разновозрастных группах можно говорить в контексте учреждений проводящих групповые занятия. Особенно остро данная проблема проявляется в театральных студиях, хореографических и художественных школах, где дети проводят достаточно длительное время вместе и участвуют в коллективной работе.
Наиболее часто разновозрастные группы встречаются в детских художественных школах (ДХШ), это связано с разным уровнем подготовки детей поступающих в ДХШ.
Изучив литературу, проанализировав современную ситуацию в области дополнительного художественного образования, выявлено, что учебный план работы с детьми в детской художественной школе способствует в первую очередь освоению изобразительной грамоты, реализации образовательных стандартов и не направлен на улучшение взаимоотношений подростков в группе.
В связи с этим есть реальная необходимость в создании программы направленной на оптимизацию межличностных отношений в разновозрастной группе подростков
Программа целью которой является создание дружного творческого коллектива, повышение уровня взаимопонимания в классе, выявление индивидуальных особенностей, интересов и способностей у учащихся была применена в ДМШ №2 на отделении Изобразительного искусства г.Красноярска.
Общее число занятий: 10, один раз в неделю в течение двух месяцев.
Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.
Количество детей в группе: 13 человек.
Представленный тематический план занятий показывает, что общая направленность программы на освоение подростками творческой деятельности, навыкам групповой работы и эмоционального единения.
Тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
Количество занятий |
Тип занятия |
1 |
Проведение занятия «В мире творчества» |
1 |
Коллективная работа |
2 |
Знакомство с творчеством современных художников - пейзажистов |
1 |
Посещение выставки |
3 |
«Прекрасный сад» |
1 |
Коллективная работа |
4 |
Коллаж «Дом Дружбы». |
1 |
Коллективная работа |
5 |
«Рисунок на спине» |
1 |
Коллективная работа |
6 |
«Имя друга» |
1 |
Индивидуальная работа |
7 |
Групповой портрет класса |
1 |
Коллективная работа |
8 |
«Многообразие цветов» |
1 |
Коллективная работа |
9 |
«Рисуем имя» |
1 |
Коллективная работа |
10 |
«Дружба разных» |
1 |
Коллективная работа |
Конспекты проведенных занятий разработаны на материале из собственного опыта автора – педагога детской музыкальной школы, отделения Изобразительного искусства
После применения данной программы были достигнуты ожидаемые результаты
• улучшение знаний и представлений подростков о себе и своих сверстниках;
• подростки эффективно взаимодействуют в группе;
• создался эмоционально-положительной фон общения с педагогами, сверстниками и родителями.
• видны проявления социальной активности, чувства ответственности в учебной и социально-значимой деятельности.
На основании количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования был получен вывод, что применение коллективно-творческих форм работы, направленных активизацию знаний и представлений подростков о себе и своих сверстников и обучение навыкам взаимодействия в группе подростков способствует оптимизации межличностных отношений.
Практическая значимость заключается в возможности применения в практике работы преподавателей учреждений дополнительного образования детей и педагогов – психологов средней общеобразовательной школы результатов исследования межличностных отношений разновозрастной группы подростков. Разработанная развивающая программа может стать методическим обеспечением учреждений дополнительного образования.
Библиографический список
Дейч Б.А. Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования Дис. д-ра пед. наук. Новосибирск, 2000. – 146 с.
Ермакова А.А. Творческое разновозрастное объединение как фактор социализации подростков в системе дополнительного образованияДис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. -203с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Учебное пособие для студентов Вузов. Издание второе, дополненное. Минск: Тетра Системс, 2000.
Лопухова И.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного исскуства. Изобразительное искусство в школе. № 2 – 2005.
Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под редакцией А.А. Бодалева. Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2004.