АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.

Федотова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова Ульяновск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы отклонений от социальных норм несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлись предметом внимания социально-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Сегодня в условиях социально-экономического кризиса в России усугубляется и социальное расслоение общества, увеличивается «расстояние» между людьми, имеющими разный социальный статус, что, безусловно, оказывает негативное влияние на несовершеннолетних, сказывается на условиях социализации различных групп детей, их поведении, которое часто характеризуется девиациями. Поэтому, в условиях современного общества проблема отклонений от социальных норм в поведении подростков очень актуальна.

Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет – это трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время подростки сталкиваются с многочисленными проблемами: конфликты в отношениях с родителями, построение взаимоотношений со сверстниками, становление полноценной личности, формирование духовно-нравственных ценностей - это далеко не полный список трудностей, с которыми приходится сталкиваться юношам и девушкам. Социальный работник, социальный педагог может помочь разобраться в данных проблемах и найти пути их решения.

В настоящее время психотерапия активно развивается, происходит освоение её новых форм и методов. Одно из таких психотерапевтических направлений – это терапия искусством или арт-терапия. Данное направление может послужить эффективным методом социальной работы с подростками. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве и творческой деятельности. Для нашей страны слово «арт-терапия» сравнительно новое, только с 1990-х годов происходит более глубокое внедрение различных форм и методов арт-терапии в образовательные и медицинские учреждения, а само направление получает развитие как область научного знания.

На современном этапе развития общества возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений. Использование арт-терапии основывается на том, что состояние внутреннего «Я» человека отражается в продуктах его творчества. Рисуя, подросток получает возможность не только снять возбудимость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Отклонения от социальных норм в поведении подростка часто называют девиантным или асоциальным поведением. Девиантное поведение (от лат. deviatio – отключение) - отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления, те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые характерны для данного феномена.

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, существующим законам, правилам, традициям или социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Арт-терапия, как один из методов социальной профилактики, призвана устранить признаки девиантного поведения у подростка. Среди позитивных феноменов использования арт-терапии выделяют:

1. Положительный эмоциональный настрой в группе.2. Облегчение процесса коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.3. Укрепление культурной идентичности подростка, преодоление языкового барьера, особенно в многонациональных школах.4. Обращение к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.5. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

6. Творческое самовыражение, развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

7. Повышение адаптационных способностей человека к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением.8. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

Таким образом, арт-терапия способствует снижению девиантного поведения, положительно влияет на становление личности подростка.

Список используемой литературы

  1. Арт-формат [Электронный ресурс] ( http://artterapya.ru/ ) Проверено 08.01.2013.

  2. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2000. – 444с.

  3. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.

Просмотров работы: 2831