УРОВЕНЬ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ Г. НИЖНЕКАМСКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ Г. НИЖНЕКАМСКА

Ушакова А.С. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые люди лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодёжь это и будущее общества и реальная сила сегодняшнего дня, обеспечивающая функционирование всех сфер общественной жизни. Молодёжь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы.

Д.А. Давыденко рассматривает молодёжь как большую социально-демографическую группу социализирующихся индивидов в возрасте от 15 до 30 лет, специфическим образом репродуцирующая социальную и этническую структуру общества и призванная инновационно решать его проблемы1.

Выделение молодёжи в социально-демографическую группу позволяет акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи в значительной степени социально обусловлен.

В Стратегии государственной молодёжной политики в РФ изложены приоритеты и меры, направленные на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности2.

Однако поведение молодежи, реализуется не только в виде позитивных, но и негативных моделей. Положительная модель основывается на активной творческой позиции молодых людей, которые принимают непосредственное участие в жизнедеятельности учебной организации, трудового коллектива и территориального сообщества. Другими словами, направляют свою энергию в созидательное русло.

Негативные модели формировались в результате смещения напряженности в сторону от оптимального уровня и проявляются в росте подростковой преступности, молодежном экстремизме, безработице, участии молодежи в массовых акциях протеста (забастовки, демонстрации, митинги, пикеты), миграционной активности и т.п. Негативное состояние социальной напряженности, называемое социальной гипотонией, наблюдается в росте суицидального поведения, увеличении нервных срывов молодых людей, массовой наркотизации, токсикомании, алкоголизации подрастающего поколения. Для эффективной борьбы с такого рода явлениями и отклонениями в молодежной среде необходимо исследовать истоки и причины происходящего.

Наиболее общей предпосылкой роста негативных явлений в молодёжной среде выступают: рассогласование между потребностями, интересами, ожиданиями молодых людей и степенью их удовлетворения, приводящее к накоплению недовольства, росту агрессивности, нарастанию психологической усталости и раздражительности3. Кроме того, индикаторами социального самочувствия молодежи являются ценностные ориентации, степень удовлетворенности потребностей и интересов, социальная активность, готовность молодежи приобщиться к социально позитивным или негативным явлениям в обществе. Для изучения этих индикаторов, характеризующих состояние молодёжи г. Нижнекамска кафедрой государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента было проведено социолого-психологическое исследование, в котором участвовали и студенты.

Представительная выборка отражала структуру учащейся молодежи дневной формы обучения в возрасте от 15 до 20 лет. Формирование выборочной совокупности носило комбинированный характер, использовался многоступенчатый отбор с применением квотной и случайной выборок.

На первом этапе велся отбор учебных заведений с учетом их типа, статуса, места расположения, структуры контингента обучающихся. Было отобрано таким путем 10 школ и гимназий, 7 колледжей, расположенных в городе и в поселке Камские Поляны.

На втором этапе отбирались учебные группы, классы. При этом учитывались возраст, год обучения, пол. В группах проводился сплошной опрос респондентов. Объем выборки составил 1100 человек. После «выбраковки» для обработки было оставлено 1084 анкеты.

Структура выборочной совокупности выглядит следующим образом: учащиеся школ (9-11 классы) – 48%, учащиеся колледжей – 43%, поселок Камские Поляны – 9%, в возрасте 14-16 лет – 63%, в возрасте 17-20 лет – 35%, татары – 48%, русские – 44% и другие национальности – 8%. Девушки составили 54%, юноши – 46%. 79% опрошенных подростков проживали в полных семьях, 15% – с одним родителем, 3% – с родственниками и 2% жили самостоятельно.

Целью исследования было изучение уровня проблематизации жизни учащихся подростков г. Нижнекамска с тем, чтобы разработать рекомендации для муниципальных органов власти по улучшению социального самочувствия этой категории населения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • выявление приоритетности проблем учащейся молодежи и способностей решать эти проблемы;

  • выявление интересов и ценностных ориентации юношей и девушек города Нижнекамска;

  • выявление их способности к рекреации и интересов в области досуга;

  • выявление политической активности подростков;

  • определение профессиональной направленности молодого поколения;

  • определение уровня психоэмоционального состояния;

  • определение состояния межнациональных отношений в подростковой среде;

  • определение уровня законопослушности подростков;

  • выявление качества отношений с окружающими.

В данной статье рассмотрим только результаты, полученные в ходе решения задачи, выявления приоритетности проблем учащейся молодежи.

Динамичность развития современного общества обусловливает особую остроту ряда молодежных проблем. Не снижается неудовлетворенность молодежи, связанная с основными показателями качества жизни, – занятость, получение качественного образования, организация досуга, материальные и жилищные условия, социальная защита,процесссоциального расслоения общества.

Одним из важнейших факторов социальной напряженности выступает безработица. В результате безработицы присущий молодежи оптимизм сменяется тревогой, безразличием, отчаянием и возмущением. Это признаки эскалации социальной напряженности между молодежью и новым российским истеблишментом, что ведет к дальнейшему росту социальной нестабильности4.

Таким образом, в результате неопределенности жизненных перспектив социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Представляется интересным проследить содержательную сторону этих изменений и их влияние на подрастающее поколение г. Нижнекамска.

В анкете подросткам был предложен набор из 12 возможных жизненных проблем для определения наиболее важных и значимых с их точки зрения. Выяснилось, что больше всего молодежь волнует вопрос будущего. И это понятно, ведь они оканчивают учебные заведения и им необходимо определиться, что же делать дальше.

Логично, что на второе место у всех групп опрашиваемых, кроме учащихся профессиональных учебных заведений, вышла проблема приобретения профессии. Для старшеклассников выбор профессии – всегда трудный жизненный этап, а в нынешней ситуации дополнительным актуализирующим фактором при решении этой проблемы является массовое сокращение учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Личная жизнь и здоровье членов семьи заняли общее третье место. Озабоченность интимными переживаниями традиционно связана с возрастными особенностями подростков. К тому же личная жизнь больше всего волнует девушек, склонных уделять своему внутреннему миру особое внимание.

Представляет собой интерес обеспокоенность учащейся молодежи здоровьем своих близких. Можно предположить, что в психологии детей произошло определенное качественное изменение оценки значимости семьи и родителей. Если раньше родители стремились создать детям в семье тепличные условия, оградить их от бытовых и материальных проблем, то сегодня подростки больше включены в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи. Здоровье членов семьи больше волнует школьников и юношей.

Личные денежные трудности вышли на четвертое место у юношей, а у девушек эта проблема заняла 8 место. Причина этого расхождения в том, что стремление к независимости и самостоятельности, которые, по мнению подростков, определяются деньгами, свойственно, прежде всего, молодым людям. Подчеркивание мужественности определяет тягу юношей к курению и спиртным напиткам, а на это также требуются деньги. Пятое место занимает проблема денежных трудностей семьи, шестое – отношение с родителями и только на седьмом месте стоят трудности усвоения учебного материала, да и то только за счет школьников. Учащиеся других учебных заведений ставят эту проблему на девятое место. Ну а отношения с педагогами занимают в этом списке одно из последних мест. Из этого следует, что учащиеся в основном мало значения придают самому процессу обучения.

На девятом месте стоит проблема свободного времени, на десятом – отношения между родителями (13% подростков отметили эту проблему как значимую для них). И на последнем месте – отсутствие фирменных вещей (этот вопрос волнует 6% девушек и 1% юношей).

В 2004 году институт социологии РАН провел подобное обследование старшеклассников Москвы и Московской области с целью определить, как идет процесс адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям. На рисунке1 приводится сравнение результатов этих двух исследований.

Рисунок 1 - Сравнительный анализ проблем, волнующих учащуюся

молодежь г. Нижнекамска, г. Москвы и Московской области

Дополнительно нижнекамские подростки выделили ряд проблем, которые можно условно назвать:

  • проблемы трудоустройства и образования, например, безработица, платные вузы и т.д.;

  • проблемы службы в армии;

  • проблемы взаимоотношений с окружающими и внутриличностного конфликта, например, самосовершенствование, отношения с подругой, любовь, отношения в коллективе и т.д.;

  • проблема преступности в городе;

  • семейные проблемы (плохо без отца);

  • разные проблемы, например, надоело все, проблемы с милицией, волнует экология города, как удачно выйти замуж, как бросить курить и т.д.

Ответы на вопросы показали, что жизнь подростков насыщена проблемами и страхами. Эту ситуацию можно объяснить тем, что молодежь еще недостаточно адаптирована к условиям повседневной жизни. Подростки еще не обрели себя профессионально и в повседневной жизни очень зависимы от взрослых. Они недостаточно хорошо приспосабливаются к требованиям социальной среды и пока еще не имеют четких жизненных ориентиров.

Сегодня практически все специалисты подчеркивают сложность процессов, происходящих в молодежной среде, и признают заметное ухудшение ее социального, экономического и духовного состояния, характеризуют его как нестабильное и не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения подрастающего поколения.

Однако, несмотря на кризисы во всех сферах общественной жизни, молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды на светлое будущее. Исследования показывают, что молодежь пытается самостоятельно выбрать модели своего поведения в новых условиях, считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени движущей силой коренных преобразований в обществе.

Психологическая проективная методика, которая использовалась параллельно с анкетным опросом, показала, что 21% подростков, проживающих в городе, и 15%, проживающих в пгт Камские Поляны, характеризуются полной раскрепощенностью, осознанием собственной власти над всем, что происходит с ними, наличием главных ориентиров и целей и способностью активно и самостоятельно решать проблемы.

31% подростков демонстративно отвергает жизненные проблемы. Они стараются не замечать того, что происходит вокруг, и оказываются в позиции страуса, прячущего голову в песок. В Камских Полянах эта категория составляет 11%.

И, наконец, 46% учащейся молодежи города и 74% поселковых ребят характеризуются полным подчинением, ограничивающим нормам, официальным и неофициальным предписаниям. Они теряются перед натиском проблем, поэтому не способны справиться с обстоятельствами самостоятельно, и подвержены влиянию извне более сильных и властных личностей.

1

 Давыденко Д.А. О понятии «молодёжь» // Проблемы обществоведения: Материалы V межрегиональной научной конференции. – Красноярск, 2004. – С. 64.

2

 Стратегия государственной молодёжной политики. Министерство спорта, уризма и молодёжной политики РФ [Электронный ресурс]. - http://youth.minstm.gov.ru/ 12.11.2011

3Губина Н.В. Социальная напряжённость в монопрофильном городе: опыт социологического исследования: монография / Н.В. Губина. – Казань. : РИЦ «Школа», 2007. – С. 182.

4 Чупров, В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В.И. Чупров // Социологические исследования. – 1998. – №3. – С. 98.

Просмотров работы: 1611