О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Битюцкая Л.Н. 1, Артюхова С.И. 1
1Омский государственный технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается технология разработка биопродукта. Питание играет важнейшую роль в жизни человека. Оно является источником жизненной энергии человека, основой становления и поддержания его здоровья, одним из важнейших факторов его интеллектуальной деятельности. Поэтому в настоящее повысилось внимание к производству и качеству продуктов питания для школьников.

Сегодня, как и раньше, вопрос о качестве питания детей школьного возраста остается актуальным, так как это период повышенных умственных нагрузок. Особенно, если принимать во внимание современные программы школьного образования, которые в большинстве своем имеют повышенный уровень сложности.

Новый напряженный режим дня, уроки и домашние задания, посещение секций, библиотек и кружков, конфликты с родителями, одноклассниками и учителями, все это предъявляет совсем другие потребности к физико-эмоциональному состоянию ребенка, а значит к его рациону и режиму питания.

Часто родители недоумевают, почему их чудесный ребенок становится грубым, раздражительным, не хочет выполнять домашние задания и с недовольством посещает школу. Ведь еще буквально вчера, малыш светился от радости и ждал начала учебного года, а сегодня, считает дни до ближайших каникул.

В большинстве случаев в этом винят все что угодно - школу, учителей, плохое влияние друзей, переходный возраст. Все, кроме питания школьника, а ведь это самая реальная причина такого поведения ребенка.

В связи с этим вопросы питания школьников напрямую связаны и с уровнем утомляемости, и с вопросами здоровья учащихся, и даже с их успеваемостью в рамках программы обучения.

Какие должны быть продукты в школьном питании в настоящее время?

Прежде всего, питание школьников должно быть сбалансированным. Меню непременно должно быть разнообразным и включать в себя как базовый набор продуктов, так и дополнительные источники витаминов. Разнообразие потребляемых продуктов может достигаться как в рамках ежедневного меню, так и в пределах недельного рациона.

В школьном питании обязательно должны содержаться продукты, богатые белками, углеводами, липидами. Причем их соотношение по отношению друг к другу должно составлять примерно 1:1:4. Доля растительных жиром в питании школьников должна быть не менее 30% (исходя из общего количества жира). Количество пищевых волокон в питании школьника должно рассчитываться исходя из нормы в 15 – 20 г суточной дозы.

Школьный завтрак должен включать в себя до 25% суточной потребности в питательных веществах (белки, жиры, углеводы) и калориях, а обед – до 35%. При этом поступление питательных веществ должно находиться в соответствии с возрастными запросами детского организма, с его физиологическими потребностями в развитии.

Основу школьного рациона обычно составляет набор продуктов, специально определенный для учебных заведений каждого типа. В школьном меню не допускается дублирование блюд, подаваемых к столу в смежные дни. Школьное меню обязательно обсчитывается на предмет калорий и наличия основных питательных веществ.

При составлении меню следует ориентироваться в среднем на обеспечение нормы потребления продуктов (в расчете на одного ребенка) в течение десяти дней. Причем продукты, входящие в состав каждого конкретного блюда, должны быть совместимы друг с другом. Одновременно они должны сохранять свою питательность и качество.

Следует учитывать, что в процессе длительного хранения, а также при тепловой обработке продуктов при приготовлении блюд часть полезных веществ теряется. Эта потеря витаминов должна компенсироваться путем включения в рацион школьников свежих фруктов и овощей. При этом важно подбирать виды конкретной продукции в соответствии с регионом проживания и сезонностью их потребления.

В сезонные периоды важно включать в рацион школьного питания салаты из свежих овощей, десерты и компоты из фруктов.

На вопрос, какими должны быть продукты в школьном питании лучше всего ответить так: свежими, полезными, разнообразными. Ведь питание школьника должно вполне соответствовать его реальным энергозатратам. Оно должно помочь ребенку восстановить силы и поддержать организм в здоровом состоянии.

Понятно, что продукты в школьном питании должны быть богаты витаминами и микроэлементами. Для этого в их число включают различные овощи и фрукты. Важно при этом соблюдать сезонность в использовании тех или иных продуктов. Хорошо бы не использовать консервированные овощи и фрукты.

Питание школьников обязательно должно быть регулярным. Для детей, посещающих группу продленного дня, организуют двухразовое питание (полноценный завтрак и обед). Для остальных школьников питание ограничивается только завтраком. При этом в идеале школьный рацион должен быть дифференцирован еще и по возрасту учащихся (на практике это соблюдается не всегда).

Продукты, используемые в школьном меню, могут быть самые разные. Однако в их числе не должно быть скоропортящихся элементов, которые могут привести в массовым отравлениям. В число запрещенных для школьного меню блюд входят студни, мясные и рыбные паштеты, блинчики с мясным фаршем, макароны по-флотски, зельц. Также запрещено использовать изделия, приготовленные во фритюре. Исключаются из меню детей морсы, кремы, приготовленные на школьном пищеблоке кисломолочные продукты (например, творог, кефир). Категорически запрещены любые блюда из грибов (во избежание вероятных пищевых отравлений). Кроме того, в школьном питании не используют некипяченое молоко (особенно из фляг и бочек). Творог обязательно подвергается термической обработке. Не применяют при приготовлении блюд различного рода консервы.

Состав продуктов должен включать в себя мясные и рыбные блюда, молочные продукты, яйца. Обязательно использование сливочного и растительного масел, хлеба и выпечки. Главными источниками витаминов по-прежнему остаются фрукты и овощи. Их также важно в полной мере использовать в школьном питании.

Современная диетология более снисходительно относится к, еще недавно не рекомендованным школьникам, копченым деликатесам и колбасным изделиям, но делает упор совсем на других продуктах.

Первое на что надо обратить внимание в питании учащихся это на снабжение необходимой энергией клеток мозга. Среди родителей бытует мнение, что для мозга полезно сладкое, и они с утра стараются "упаковать" им ребенка. На самом деле, хотя для работы мозга и востребована глюкоза, но полученная из быстрых углеводов, она быстро усваивается и быстро выводится из крови. Такой метод еще способен помочь перед экзаменом, но для полноценного школьного дня совсем не подходит.

Поэтому утром, перед школой, ребенок должен получить порцию сложных углеводов, которые постепенно усваиваясь способны длительное время подпитывать головной мозг. Каши на основе круп (лучшая - овсянка, худшая - манка) и макаронных изделий из твердых сортов пшеницы, цельнозерновой хлеб - лучшие кандидаты на включение в завтрак школьника.

То же самое касается школьных завтраков. Соки, содержащие много сахара, следует заменять фруктами, а столь любимые детьми чипсы и шоколадные батончики бутербродом с ветчиной или сыром. Еще лучше будет, если ребенок во время школьной перемены съест йогурт, простоквашу или кефир, так как кисломолочные продукты являются не только любимыми продуктами школьников, но и рассматриваются в качестве основы функционального питания человека и способствуют профилактике ряда заболеваний.

Необходимость потребления молочной продукции продиктовано самой природой человеческого развития. Питание новорожденного начинается с употреблением материнского молока, в котором находятся β-казоморфины, являющиеся фрагментами β-казеина. Они могут давать гексапептиды и более мелкие пептиды, обладающие свойствами иммуномодуляторов, т. е. веществ, стимулирующих развитие иммунных систем новорожденного. Во взрослом периоде жизни человека, молоко и молокосодержащие продукты - это источник полноценных белков и жиров. В настоящее время ассортимент молочных продуктов, отвечающих современным медико-биологическим и физиологическим нормам, предназначенных для детей школьного возраста, практически не сформирован. В сложившейся структуре питания, как взрослого, так и детского населения России выявлен недостаток животного белка и микронутриентов - витаминов и минеральных веществ.

Одной из острых проблем являются участившиеся случаи дисбактериоза и нарушение работы желудочно-кишечного тракта, связанные с чрезмерно широким применением антибиотиков и ухудшением экологической обстановки. Широкое распространение дисбактериозов является одним из важных факторов, определяющих увеличение частоты и тяжести острых и хронических заболеваний. Эффективное купирование дисбактериозов может быть достигнуто включением в рацион питания профилактических продуктов с использованием пробиотических микроорганизмов.

В связи с этим, является актуальным разработка специализированных биопродуктов для школьников, обогащенных защитными факторами, обладающих иммуномодулирующими свойствами и отвечающих требованиям функционального питания.

При выборе сырья, необходимо учитывать научные и технологические принципы разработки функциональных продуктов питания: безопасность и безвредность продукта, нормы потребления ингредиентов для подростков, взаимодействие компонентов между собой и их реакцию на технологический процесс, удовлетворение организма заявленными веществами не менее чем на 25 %, органолептические и физико-химические показатели, себестоимость готового продукта. На основании вышеизложенного, необходимо приложить все усилия, чтобы школьники как можно чаще употребляли современные биопродукты с пробиотическими и функциональными свойствами.

Просмотров работы: 1465