ПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ

Сложенкина А.Э. 1, Баландина Е.В. 1, Чмиль С.Н. 1
1ГБОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, в век инновационных технологий и стремительных изменений у людей происходит перестановка, а иногда и полное уничтожение важных ценностей.

Мы все живем. В этой ежедневной суматохе редко обращаем внимание на чужое горе, которое, как правило, застигает врасплох. И именно в этот момент, когда беда захватила нас в свой плен, мы ждем понимания, милосердия и сострадания.

Книга Жана-Доминика Боби «Скафандр и бабочка» - настоящая исповедь, послание миру. В его застывшем навсегда теле двигается только один глаз, следствие бодрствующей комы (locked-in syndrome). Это синдром «запертого человека», который характеризуется параличом, при полной сохранности сознания и чувствительности Этим глазом он моргает один раз, чтобы сказать «да»; два раза, чтобы сказать «нет». Так, из обозначенных взмахом ресниц букв алфавита возникают слова, фразы, целые страницы. Так, из-под стеклянного колпака скафандра, из замкнутого в застывшем теле мозга, в котором порхают бабочки-мысли, он посылает читателям свои послания из мира, в котором не осталось ничего, кроме духа и разума творца за работой.

Это произведение может тихим отголоском грусти отозваться в душе читателя; прикоснуться к сердцу; подарить новый взгляд на насущные проблемы и всколыхнуть мир вокруг, озарив его яркими красками благодарности, веры, понимания и милосердия.

Жан-Доминик Боби являлся главным редактором глянцевого журнала «Elle» и вряд ли когда-либо планировал написать книгу о тяжелой муке больного человека. Его жизнь была похожа на яркие вспышки камеры; она была полна интересных событий и захватывающих приключений.

Он был хорош собой. Множество красивых женщин любили его и желали стать спутницами главного героя по жизни. Как и других людей, Боби окружали друзья, знакомые, коллеги.

Жизнь автора была раскрашена во всевозможные цвета и их немыслимые оттенки, которые так хорошо известны обозревателю моды.

Жан-Доминик Боби строил планы на вечер, на завтра, на дальнейшую жизнь…

Однако, судьба распорядилась иначе. Болезнь, к сожалению, не спрашивает когда ей можно навестить человека; ее не интересует находится ли человек в недавно купленном дорогом автомобиле, как главный герой книги, или же просит милостыню на улице. Болезнь приходит, невзирая на многие обстоятельства и планы на будущее, она меняет жизнь человека навсегда.

Все дальнейшее существование автора составляют стены его палаты, медицинский персонал госпиталя и мрачные будни больного человека. Жан-Доминик, желая рассказать людям о своей «новой» жизни, зовет к себе помощницу, которая каждый раз для написания одной буквы читает ему алфавит. Моргая один раз во время произношения нужной буквы, автор создает свое творение. По несколько часов в день Боби и его помощница трудились над созданием одного абзаца. И вот, книга окончена. Автор отныне может гордиться своим творением. Жан-Доминик Боби скончался через десять дней после выхода книги в свет, так и не узнав, что его «душевная исповедь» будет переведена на множество языков и перевернет сознание многих людей.

Ценность этого произведения не только в том, что были приложены колоссальные усилия для написания книги, что это повествование от первого лица и о реальных событиях; но и в том, что затронута актуальная проблема, которая не должна оставаться незамеченной. Это заболевание, так же, как и многие другие, может застигнуть любого из нас врасплох.

« Шансов угодить в эту дьявольскую ловушку столько же, сколько выиграть суперприз в лото», - пишет Жан-Доминик.

Можно согласиться, что шансы невелики, однако нам не следует забывать, что билеты на игру в лото «между жизнью и смертью» вручаются нам при рождении,и выигрышный билет может оказаться в руках любого из нас.

Личность и болезнь

Человеку нужно время, чтобы осознать в полной мере неожиданно возникший недуг. Сделать это так же тяжело, как птице с высоты небес упасть камнем вниз на острые скалы.

Наиболее сложным периодом стал для Жана-Доминика момент, когда врачи решили посадить его в инвалидное кресло.

Существуют различные варианты отношения к болезни, в основном определяемые особенностями личности больного человека.

Очнувшись после комы, Жан-Доминик пытается отрицать сам факт болезни ( анозогнозия). Это чаще всего встречается при тяжелых и опасных заболеваниях.

Затем, понемногу «приближаясь к берегам сознания», отношение писателя к недугу меняется, однако он до сих пор не осознает всей тяжести своей болезни.

Именно инвалидное кресло – вынужденная мера для улучшения качества жизни пациента; то, что по мнению врачей во благо – становится тяжким бременем.

Больной человек отличается от здорового человека тем, что у его наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

В произведении «Скафандр и бабочка» мы можем проследить несколько фаз возможных психологических реакций на болезнь.

  1. Премедицинская фаза

В данной фазе возникают простые вопросы на фоне отсутствия серьезного недуга. «Не болен ли я?»

Главный герой книги редко задавался таким вопросом, считая себя вполне здоровым человеком. Будучи в добром здравии, Жан-Доминик отправился со своей возлюбленной в Лурд, святое место, которое насчитывает множество свершившихся чудес и исцелений.

Там он «тайком наблюдает за больными, их скрюченными руками, замкнутыми лицами, за этими комочками жизни», - именно так описывает Боби увиденное.

Не желая стоять в длинной очереди в святому месту, главный герой говорит ужасную фразу, которая станет для него пророчеством:

«Представь себе человека в добром здравии, который приходит в самый разгар явления. Свершается чудо, и он оказывается парализованным».[4]

На тот момент жизни в сердце Жана-Доминика не было места для сострадания и маленькой доли понимания. Мысль о том, что эта участь может посетить когда-либо его даже не могла возникнуть в мыслях. Эгоизм, черствость и цинизм были основными составляющими его отношения к людям.

  1. Резкая перемена жизненного стиля

Эта фаза резкого перехода от здоровья к болезни. У людей, бывших до этого времени вполне здоровыми, встречаются повышенная неуверенность, опасения, страхи, непонимание и тревога, так как болезнь для них явилась неожиданным психическим потрясением.

Этот день стал роковым. Все плохие события, происходившие с Боби до этого дня – были лишь легким оттенком серой грусти и меланхолии. Этот же день – стал глубочайшей печалью и великим горем, поразившим в один миг сознание, душу и тело автора.

8 декабря стало отправной точкой путешествия в «новую», абсолютно иную жизнь. В ту жизнь, где есть место бескорыстной любви, искренней вере, неугасающей надежде.

Где понимание, милосердие и сострадание перестали быть простыми словами, а обрели глубокий смысл.

Именно в фазе резкой перемены жизненного стиля у автора появляется неуловимое ощущение грусти, которое обусловлено тем, что он недолюбил, недооценил всю прелесть обычного дня обычной прекрасной жизни в дееспособном состоянии.

И если б только Жан-Доминик знал в тот момент, что может лишиться всего этого, то он бы разительно отличался от «миллиона парижан с потухшим взором». В его глазах горел бы неистовый огонь желания жить, любить и с радостью «вступать в новый день».

Только после «прозрения несчастья» человек начинает замечать «обыкновенные чудеса», которые случаются с ним ежеминутно.

Когда под конец этого страшного дня Жана-Доминика навещают предпосылки синдрома «бодрствующей комы», «ему ни на минуту не приходит в голову мысль, что он, возможно, умирает» [9], - именно так описывает это автор.

До самого последнего момента человек верит в лучшее, светлое и доброе. Мысли о чем-то мрачном и печальном быстро улетучиваются или даже вовсе не возникают. Так устроены люди – в самый безнадежный момент надеяться и верить в лучшее; иногда даже строить планы на будущее, что является уже переходом к третьей фазе.

  1. Активная адаптация

В этой фазе острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются. Пациент привыкает к ним, потому что приспособился к факту болезни. Начинается адаптация к больничной среде.

Больничная среда – это медицинские работники, и, конечно же, сами пациенты.

Возможно, Жан-Доминик сравнивает себя с «птицей со сломанными крыльями» потому что раньше он был успешен и красив, а теперь стал болен и ужасен. Но, несмотря на все это, пациент поддерживает в себе и даже культивирует надежду на выздоровление.

« Мой блуждающий разум стоил множество планов: путешествие, роман, театральная пьеса и появление в продаже фруктового коктейля моего изобретения», - пишет автор.

Эта надежда помогает многим пациентам продлевать свою нелегкую жизнь.

Роль медицинского персонала в жизни пациента

(на основе книги «Скафандр и бабочка» Ж-Д. Боби)

В мире, где присутствуют черствость и цинизм в людях, и отсутствует воспитание; где жестокосердие зачатую принимает вид «силы», а доброта – обличие «слабости» трудно увидеть различия между ценностью и ценной.

Ритм жизни значительно ускорился, появилось множество причин для стресса, что повлекло за собой появление безразличия, как неизменного спутника. Мы учимся, работаем, общаемся с людьми… Мы просим у Бога духовные и материальные ценности; обижаемся, ненавидим, проявляем грубость… Мы живем, но не можем научиться самому главному – понимать, сострадать и проявлять милосердие.

Это три основные ценности, которые должны найти место в сердце и душе каждого из нас; которым следует занимать первые позиции иерархии ценностей каждого человека.

Это три кита, на которых держится мир; три первоосновы взаимоотношений людей. Однако, мы, к сожалению, постепенно начинаем переставать видеть в них тайный смысл жизни.

Но и в наше время остаются люди, которые сохраняют тепло понимания, милосердия и сострадания в своем сердце. И медицинские работники являются их частью.

К таким «ангелам в белых халатах» относилась логопед, которая помогла Жану-Доминику написать книгу «Скафандр и бабочка». Без ее методики у этого произведения не было бы шансов появиться на свет.

Главный герой ласково называл ее в своем сознании «ангел-хранитель». Именно эту надпись он желал видеть на ее бейдже.

« На значке, приколотом к белому халату Сандрины, написано: Логопед, однако следовало бы читать: Ангел-хранитель», - поясняет Боби.

Этот внимательный и сострадающий своим пациентам врач может стать примером для подражания студентам и молодым специалистам.

Из всего медицинского персонала пациент выбирает одного единственного «ангела-хранителя», который помогает не только физически, но и морально преодолеть недуг.

«Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности» (И. Харди).

Для каждого пациента «ангел-хранитель» свой.

Сандрина всегда соответствовала требованиям, предъявляемым к медицинскому работнику: была терпеливой и владела собой; предусматривала различные возможности развития заболевания; уместно проявляла чувство юмора без тени насмешки, иронии и цинизма.

Каждый человек, вступая в общение, в большей или меньшей степени точно приписывает общающимся с ним людям определенные ожидания в отношении его поведения, слов и поступков.

И именно врач-логопед стала для Жана-Доминика тем чудесным и предсказуемым врачом; ей удалось оправдать ожидания своего пациента и добиться больших успехов в лечении.

Однако, в жизни встречаются и другие медицинские работники.

« Прототип доктора Мне-нет-дела, высокомерного,резкого, полного спеси, который повелительно вызывает пациентов к себе на консультацию к восьми часам, сам является в девять и уходит в пять минут десятого, посвятив каждому 45 секунд своего драгоценного времени», - так описывает главный герой врача, который встретился ему.

Именно такой врач январским утром зашивал Жану-Доминику правое веко, «подобно тому, как штопают носки». Однако, даже такой врач не усмирил веселый нрав и чувство юмора пациента.

«Если он уйдет – о чем уже поговаривают, - какую мишень смогу я отыскать для своих насмешек? Меня лишат невинного удовольствия на его вечный вопрос: У вас двоится в глазах? – мысленно отвечать: Да, вместо одного дурака я вижу двоих», - рассказывает Боби.

Мед работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. Манера поведения – решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью.

Заключение

Мы живем, как умеем. Проблемы, плохое самочувствие, ссоры, непонимание и многие другие факторы делают нас раздражительными, черствыми и безразличными. У каждого из нас есть свои заботы, свои недуги… И, к сожалению, мы слишком редко проявляем милосердие и сострадание к людям.

В нашей работе мы выяснили, что понимание, милосердие и сострадание – остаются важными ценностями для многих людей, и по сей день. Особенно важно то, что люди, желающие посвятить свою жизнь медицине, идут в профессию осознанно. Желание помогать людям является основной причиной выбора профессии сестры милосердия большинства из опрошенных студентов.

Нам удалось рассказать студентам о важности сохранения таких ценностей, как милосердие, понимание и сострадание. А также посоветовать прочесть книгу «Скафандр и бабочка» Жана-Доминика Боби.

Библиография:

  1. Громов А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М.: Медицина, 1969

  2. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2003

  3. Мохина И.В. Медицинская психология. Ростов-на-Дону.: Издательство РГУ, 1978

Просмотров работы: 3321