АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Носова А.А. 1, Татаринцева А.Ю. 1
1Воронежский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование эмоционально – волевой сферы младших школьников является актуальным направлением в психологии.

Причины, заставляющие выделять состояния тревоги и страха, определяются большой значимостью и распространенностью этих нарушений в эмоциональной жизни личности. Статистика показывает, что большой процент обращений к психологу приходится на школьников, страдающих школьными неврозами.

В рамках арт-терапии этот феномен изучается уже много лет, существует множество способов снижения уровня тревожности и коррекции детских страхов. На наш взгляд, разработка новых корректирующих программ актуальна, поскольку, каждая ориентирована на определенную группу детей и имеет свои характерные особенности. Именно разработке такой программы и посвящено наше исследование.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная» (Фрейд З.), и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов (Грегор О., Якобсон П.М.), и фрустрация социальных потребностей (Имедадзе Н.В.), и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности (Тейлор Дж.) и свойства личности (Суворова В.В.), которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу (Мартенс Р.)

Термин «личностная тревожность» применяется для описания относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты

Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику Анализ публикаций позволил нам выявить основные отрицательные стороны высокого уровня личностной тревожности:

  1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности».

  2. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы.

  1. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, откоторых зависит учебная успеваемость.

  2. Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек—природа», «человек—художественный образ».

  3. Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности — адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.

Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать трудности, указанные выше.

Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной.

Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает.

В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников; требования не по силам, не по детским возможностям; требования ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение. В первом случае он мечется между двумя полюсами, пытаясь совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы. Во втором – страдает от жгучего чувства невозможности достичь тех высоких «жизненных стандартов» (в учебе или каких-то других делах), которые сам считает для себя обязательными. В третьем – любовь и привязанность к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от этого человека.

Таким образом, источниками тревожности детей в начальной школе выступают противоречивые требования со стороны значимых лиц; требования не по силам ребенка, когда родители не учитывают способности и уровень развития своих детей. Кроме этого, еще одним источником тревожности выступает эмоциональное отвержение ребенка близкими людьми.

Но исследование «взрослыми» методами но соответствует возрастным особенностям младших школьников, поэтому мы используем арт-терапевтические методы диагностики, преимущества данного метода заключается в использовании доступных художественных средств. Для диагностики тревожности нами была выбрана методика рисуночного теста Вартегга. Тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Дается задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

смысловое содержание рисунка,

особенности графики (нажим, штриховка, расположение),

порядок заполнения квадратов.

Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.

Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.

Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть".

Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.

Использование арт-терапевтической диагностике в начальной школе поможет выявить проблемные зоны в эмоционально-волевой сфере младших школьников. Это способствует ранней коррекции и более успешной адаптации к новой обучающейся среде.

Как свидетельствуют материалы нашей исследовательской работы, проблема школьной тревожности как в практическом, так и в теоретическом планах не утратила своей значимости. В своей работе мы попытались по возможности расширить возможности использование арт-терапии в данной возрастной группе, а также подобрать методический аппарат для диагностики эмоционально-волевой сферы на первой ступени школьного обучения.

Считаем, что материалы нашей исследовательской работы могут быть использованы в качестве отправной базы для дальнейшего исследования теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также в организации деятельности психолога, учителя и родителей с детьми, склонными к переживанию тревоги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Психологический журнал, 1992. № 5. С. 111 – 117.

2 Габдреева Г. Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления / Г.Ш. Габдреева//Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. Казань, 1992. С. 63-65.

3 Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. 2000. – № 5.

4 Крысанова С. Рисуночный тест Вартегга [Электронный ресурс]. http://art-psychology.ru/about/test_Wartegga.html

5 Люблинская А.А. Детская психология/ А.А. Люблинская. – М., 1971. 415 с.

6 Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе/ М.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьника. М. 1961. С. 49–56.

Просмотров работы: 4339