МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖБАНКОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ SWIFT - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖБАНКОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ SWIFT

Микряков К.С. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина» Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Банковские услуги в настоящий момент, как и в течение всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в нашей стране.

Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны с применением телекоммуникационной среды. К таким услугам относятся типичные для банков формы работы: безналичные расчеты с использованием пластиковых карт; взаимодействия «клиент-банк»; межбанковские взаимодействия в России; международные клиентские взаимодействия через систему SWIFT и некоторые другие.

SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковских операций и необходимости многократных проверок. Поиск более эффективных средств работы заставил в начале 1960-х годов собраться 60 американских и европейских банков для дискуссии по поводу создания системы стандартизации в международном банковском деле. Было принято решение, что конечной целью должно стать использование компьютеров, средств телекоммуникаций, обеспечивающих более надежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. В основу проекта были положены следующие требования: платежные операции должны осуществляться без участия бумаг и как можно более рационально; обмен информацией между банками должен быть значительно ускорен с использованием средств телекоммуникаций; должны быть минимизированы типичные банковские риски (например, потери, ошибочное направление платежей, фальсификация платежных поручений и т.д.).

Несколько позже в 1972 г. эта инициатива официально была оформлена в проект. В том же году были выполнены расчеты, даны рекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией. В мае 1973 г. 239 банков из 15 стран в соответствии с бельгийским законодательством учредили SWIFT с целью разработки формализованных методов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачи данных с использованием стандартизированных сообщений. Последующие четыре года были посвящены решению организационных и технических вопросов, и 9 мая 1977 г. состоялось официальное открытие сети. К концу года число банков-членов увеличилось до 586 (против 513). Они обеспечивали ежедневный трафик до 500 000 сообщений.

В настоящее время пользователями SWIFT являются более 10000 крупнейших банковских и финансовых организаций в 210 странах мира, обеспечивающих передачу порядка 1,8 миллиардов сообщений в год. Ежедневно через сеть SWIFT проходят платежные поручения суммарной оценочной стоимостью более 6 триллионов долларов США.

Проанализируем преимущества и недостатки системы SWIFT. Прежде всего - преимущества:

Конкурентоспособность. Международный платежный и кредитный оборот все более концентрируется на участниках и пользователях SWIFT. Банки, которые не хотят быть вытесненными из международного платежного оборота, должны по соображениям конкурентоспособности подключиться к SWIFT.

Безопасность. Безопасность передачи, то есть защита от фальсификаций, потерь и оставления без ответа платежных поручений и финансовых сообщений существенно повышается благодаря представленной системе. Помимо программ по обеспечению безопасности, применяемых в вычислительных центрах и концентраторах SWIFT (контроль за доступом, контроль машинных залов), в систему встроены некоторые специальные меры по обеспечению безопасности, которые гарантируют ее большую степень по сравнению с традиционным платежным балансом. В частности к ним относятся: проверка разрешенного пользования системным терминам в начале и в конце самой системы; автоматическая нумерация всех входящих и выходящих сообщений в предписанном порядке (порядок нумерации контролируется самой системой); автоматическая передача сообщений между двумя банками посредством установления взаимосвязи по индивидуальному ключу; автоматическая проверка информации в банке-получателя.

Защита линий связи операционными центрами SWIFT и национальными региональными процессорами, за счет использования специальных кодирующий устройств на основе генераторов случайных чисел, которые делают сообщения недоступными для посторонних лиц.

Таким образом, полная среда по обеспечению безопасности системы SWIFT состоит из многоуровневой комбинации физической безопасности, безопасности линии передачи, безопасности функционирования и процедурной безопасности.

Быстрота. Быстрота передачи сообщений с помощью SWIFT улучшает возможности по ускорению переразмещения средства для банков и их клиентов. Передача платежного поручения из Франкфурта в Нью-Йорк, например, в режиме нормального сообщения, занимает менее 20 минут, в режиме срочного сообщения требуется около 5 минут. Пересылаемые через SWIFT сообщения, как правило, достигают места назначения быстрее, чем по обычному телексу, поскольку количество промежуточных станций по телексу больше.

Создателями SWIFT установлены правила, которые позволяют отдельным членам предъявлять претензии о возмещений ущерба SWIFT или другому участвующему в ней институту при определенных обстоятельствах.

В частности, определены обстоятельства, при которых банк-отправитель, банк-получатель или одной из сторон. Это особенно касается SWIFT, если сообщение было подтверждено отправителю, но не передано получателю. Ошибкой системы или ее персонала считается такая ситуация, когда банки-члены сразу же не информируются об ошибках в других банках, операционных центрах или региональных процессорах.

Возможности по рационализации внутри банка - еще одно достоинство системы. После передачи через SWIFT полученные платежи и финансовые сообщения могут сразу же без предварительной ручной обработки обрабатываться ЭВМ. С другой стороны, любая операция, предлагаемая в виде сообщения по SWIFT (например, подтверждение валютной сделки, платежное поручение и т.д.) может быть немедленно и автоматически превращена в исходящее сообщение. Другой значительный экономический эффект может быть получен за счет улучшения контроля за остатками на счетах “ностро” и ускорения переразмещения средств по счетам, что достигается за счет быстрой передачи через SWIFT выписок по счетам.

Для того чтобы эти возможности по рационализации полностью реализовались, необходимо провести реорганизацию трудового процесса в соответствующих подразделениях банка. Подобные изменения требуют значительных затрат времени и труда и могут осуществлять постепенно, например, сначала в отделе валютных операций (подтверждения и платежи), затем международные расчеты, выверка счетов “ностро”.

К сожалению, данная система не лишена недостатков. Одним из них является в определенной степени зависимости внутренней организации от очень сложной технической системы и связанные с этим технические проблемы, и сбои могут являться как раз недостатком.

Однако гораздо большее значение имеют высокие расходы, которые больше всех обременяют мелкие банки. Хотя с помощью SWIFT может быть достигнуто снижение издержек в результате связанной с системой рационализации, эти преимущества, как правило, трудно измерить и сравнить с крупными затратами.

В качестве еще одного недостатка можно назвать сокращение возможностей по пользованию платежным кредитом (на время пробега документа). Обусловленное SWIFT сокращение времени на обработку и пробег документов сокращает промежуток между дебетом и кредитом счетов, на которых отражается данный перевод.

Первым из российских банков к SWIFT подключился Внешэкономбанк. Это произошло 4 декабря 1989 г. На конец 1996 г. количество подключенных банков достигло 240 (для сравнения в США - около 150). Однако, несмотря на быстрый рост числа подключенных национальных банков, Российская Федерация еще не входила в число активных пользователей сети. Будучи третьей страной в мире по членству в SWIFT, по годовому количеству сообщений Россия отставала даже от Венгрии, Польши, Чехии.

В каждой стране, где присутствует SWIFT, организовывается своя национальная группа членов системы. В России такой группой является Российская национальная ассоциация SWIFT (РОССВИФТ).

В настоящее более 600 ведущих российских банков и организаций являются пользователями SWIFT. География пользователей охватывает более 50 городов в 10 временных зонах Российской Федерации. В SWIFT представлена почти треть российских кредитных организаций, которые являются крупнейшими финансовыми институтами страны и осуществляют более 80% расчетов. По количеству пользователей SWIFT Россия занимает 2 место после США.

РОССВИФТ является членом Европейского SWIFT Альянса, объединяющего 25 стран внутри SWIFT, на долю которых приходится 25% мирового трафика. Членство в этом объединении предоставляет России возможность влиять на принятие тех или иных решений в Совете Директоров SWIFT.

Подведя некоторый итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что необходимость выхода в зарубежные банковские системы (в частности, в SWIFT) связана с современными условиями развития банковской сферы.

SWIFT обеспечивает: общий язык и организацию обработки информации; надежность и защиту информации; быструю передачу сообщений; сокращение потерь и ошибок; более эффективное управление фондами; прямой контакт, с клиентами и корреспондентами, расположенными далеко от банка; сокращение операционных расходов.

Система SWIFT удобна и проста в использовании. Это позволяет большему числу российских банков выходить на международный банковский уровень в рамках данной системы. Многоуровневая комбинация физических, технических и организационных методов защиты данных обеспечивает их полную сохранность и секретность одновременно, что является не маловажным фактором в системе межбанковских расчетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов - М.: Логос, 2011. 364 с.

2. Банковское дело /под ред. О.И. Лаврушина. М.: Инфра-М, 2009 - 576 с.

3. РОССВИФТ. - Электронный ресурс. URL: http://www.rosswift.ru/0/200/ (дата обращения 17.01.2014)

4. Company information. Электронный ресурс. URL: http://www.swift.com/index.page?lang=en (дата обращения 17.01.2014)

Просмотров работы: 2794