ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям социальных сетей как особой формы межличностной коммуникации в молодежной среде мы выявили, что на сегодняшний день интернет-общение более, чем актуально, так как на протяжении всей истории межличностная коммуникация играет большую роль в жизнедеятельности человека. На сегодняшний день происходит выделение нового канала общения – интернет-коммуникация, развитие которого на данные момент не представляется без социальных сетей. [1]

Коммуникация является объектом исследования многих ученых, среди них Якимова Е.В., Почепцов Г.Г., Бивин Дж., Яковлев И.П., Адрианов М.С. и многие другие. Каждый из них представил в трудах свое определение коммуникаций. Хотелось бы выделить определение «коммуникации», данное С.В. Борисневым: «коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств».[2]

Исследование коммуникации берет свое начало с 20-х годов ХХ века [1], в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того - с популяризацией большого бизнеса и процессами глобализации. [3] В процессе исторического развития обществом были пройдены различные уровни коммуникационных взаимодействий, начало XXI века было ознаменовано широким распространением интернета и появлением на его базе разнообразных социальных сетей (2004 год – создание «Facebook»). [4] В нашей стране подобное веяние Запада сразу же охватило молодежь (2006 год – появление «Вконтакте» и «Одноклассники»), и сейчас этот слой общества не представляет своей жизни без ежедневной проверки сообщений, просмотра новостей, а так же «лайков» тех или иных событий. [5]

Для определения степени и глубины влияния социальных сетей на формирование межличностной коммуникации в молодежной среде был проведен социологический опрос среди студентов института управления НИУ «БелГУ» в возрасте от 18 до 22 лет с использованием авторской методики по определению роли социальных сетей в процессе организации «студенческого» общения.

В рамках выборки мужчины составляли 34%, а женщины – 66%, что отражает среднее соотношение половозрастной категории в институте, а значит, мы можем говорить о ее репрезентативности. Главную цель исследования можно определить, как изучение специфики межличностной коммуникации в молодежной среде, и роли социальных сетей в ее формировании.

По результатам исследования мы выявили, что: во-первых, 100% респондентов являются пользователями хотя бы одной социальной сети, что может быть обусловлено «переносом» некоторой доли работы в сети, а так же популяризацией общения в интернете; во-вторых, на вопрос «Нужны ли социальные сети?» 82% опрошенных ответили утвердительно, 10% выразили сомнение и лишь 8% четко ответили «нет»; это может быть связано в расширении круга потребностей в быстром и срочном контакте друг с другом.

В-третьих, мы попытались выявить причины появления человека в бесчисленных «контактирующих» сайтах, их оказалось довольно много, но все же нами они были объединены в несколько групп:

  • для половины опрошенных причиной посещения социальной сети является потребность в общении как процессе (без конкретной предметной необходимости), а также просмотр фильмов и прослушивание музыкальных композиций – так называемая, развлекательная часть досуга (рис. 1);

  • чуть более четверти (26%) ответили, что им важны новости, а также разнообразные подписки на новостные блоги, ленты, видеоканалы – социальная сеть как заменитель радио, телевидения и аккумулятор всей новостной информации;

  • 14% респондентов признались, что им нахождение в социальной сети необходимо исключительно из-за работы - поиск партнеров, клиентов, потребителей, изучение рынков;

  • десятая часть (10%) проводит время в сети в период бездействия, скуки, они признаются, что в этот период им нечем заняться не только в реальной жизни, но и в сети.

Рисунок 1 - Заявленные причины посещения студентами социальных сетей

В-четвертых, узнав, какие мотивы движут студентами в процессе работы в соцсети, мы поинтересовались, удовлетворены ли они результатами этой работы: четко «да» и «нет» смогли сказать 48% и 22% респондентов соответственно, для 30% ответ на этот вопрос вызвал затруднения. Это может позволить нам судить о том, что респонденты в общей массе не совсем довольны качеством информации, предоставляемой в сети, либо ее сложными для восприятия интерфейсами.

В-пятых, особое внимание хотелось бы уделить вопросам: «Сколько у вас реальных друзей?» и «Сколько времени Вы тратите, находясь в социальной сети?» (рис.3):

  • студенты, ответившие на первый вопрос отрицательно (10%) были полностью включены в ответ «От 8 и более часов» на второй вопрос (13%). Это может говорить о «замене» отсутствующих реальных друзей виртуальными;

  • в свою очередь люди, имеющие 1-3 друга (35 %) «зависают в сети» от 2 до 4 часов (25%) и от 4 до 8 часов (10%);

  • студенты, которые друзьями в реальной жизнь могут назвать от 4 до 6 человек (22%) проводят в сети различное количество времени: от 5 минут до получаса – 9% (менее замкнуты во всех сферах жизни) и 4-6 часов – 13% (реальная часть общения заменяется виртуальной, но все же основа межличностной коммуникации – живое общение);

  • пятая часть отвечавших на вопросы (имеющие более 7 друзей) утверждают, что у них нет времени на постоянную бессмысленную трату времени в интернете, поэтому более получаса в сутки они там не задерживаются (рис. 2);

  • особой категорией «дружелюбных» студентов можно назвать тех, которые находят время на более 7 реальных друзей, и отдают более 8 часов на бесчисленных виртуальных (3%) – их умению находить и поддерживать контакты можно только позавидовать.

Рисунок 2 - Заявленное количество реальных друзей у респондентов

Рисунок 3 - Заявленное количество времени, ежедневно проводимого респондентами в социальных сетях

В-шестых, многие ученые утверждают, что сегодня существует проблема зависимости подростков и молодежи от интернета в общем, и социальных сетей в частности; студентам мы задали вопрос, испытывают ли они зависимость от какой-либо социальной сети: около трети опрошенных (32%) признались нам, что такая проблема есть (например, большая часть от социальной сети «Вконтакте»), но оставшиеся такой проблемы в себе не видят.

Резюмируя вышесказанное, очевидно, что в современном мире деятельность в социальной сети – это, с одной стороны, часть жизнедеятельности молодого человека, который в условиях дромократии (власти скоростей) стремится к максимально быстрому обмену информацией; с другой стороны, это один из рычагов управления коммерческих компаний общественной ультраструктурой (например, SMM-продвижение), что впоследствии создает возможность существования «массового» сознания, где отдельный человек – это всего лишь часть сложной многоуровневой системы информационных коммуникаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров. / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко — М.: Издательство Юрайт, 2012. - 415 с.

  2. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 14

  3. . Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии / А.В.Назарчук - М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 320 с.

  4. Колисниченко Д.Н. Facebook. Полное руководство. / Д.Н. Колисниченко— М.: «Диалектика», 2011. - 272 с.

  5. Кононов Н.В. Код Дурова. Реальная история «Вконтакте» и ее создателей - М.: «Диалектика», 2013.

Просмотров работы: 4003