ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Ярыгина О.А. 1, Кучинская Т.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в мировой политике утвердились новые акторы, влияющие на процессы регионального и глобального масштаба: транснациональные корпорации (ТНК), международные организации, система глобальной коммуникации, обновлённый военный фактор, распространенность массовой культуры, рождение новых интеграционных объединений [2, С 132]. Экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем региональных объединений [3].

Интеграционные тенденции в торговой, инвестиционной и финансовой сферах набирают силу в регионе Северо-Восточной Азии (СВА). Примером тому могут служить как подписание соглашений о свободной торговле (двусторонние и многосторонние), так и реализация ряда общерегиональных финансовых инициатив [1].

Существующая заинтересованность стран СВА в региональном сотрудничестве, прежде всего в экономической сфере, уровень институционализации региональных связей позволяют ученым характеризовать регион как «пространство без регионализма» (wasteland for regionalism), где проявляются отдельные признаки так называемого «слабого регионализма» (stunted regionalism) послевоенного времени [5]. Темпы региональной интеграции в СВА значительно отстают темпов развития регионализма в ЮВА, Европе и других регионах мира.

За последнее десятилетие, однако, в СВА появились альтернативные многосторонние механизмы регионального сотрудничества, к которым относят: трехстороннее сотрудничество СВА (не под эгидой АСЕАН) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Трехсторонняя встреча на высшем уровне впервые проходила в рамках «встречи за завтраком» между лидерами Китая, Японии и Южной Кореи во время саммита АСЕАН +3 в Маниле в 1999 году. В 2008 году три страны провели первый трехсторонний саммит за пределами АСЕАН, в Фукуоке, Япония, который за последние пять лет обрел статус ежегодного.

Вполне объяснимо, что такое развитие событий способствовало построению региональной идентичности в СВА, а также углублению кооперации и взаимозависимости в регионе [4]. Несмотря на отдельные успехи становления регионализма в СВА, существует ряд проблем, которые могут препятствовать развитию трехстороннего сотрудничества.

Во-первых, для расширения и углубления трехстороннего сотрудничества, Китаю, Японии и Южной Корее необходимо минимизировать негативные последствия от двусторонних конфликтов, которые связаны с историческими и территориальными спорами, с идеологической конфронтацией, национализмом и конкуренцией за региональное лидерство.

Во-вторых, эти три страны должны обеспечить постоянное функционирование и эффективность сотрудничества. СВА является регионом, где ценности, такие как национальный интерес и суверенитет находятся в приоритете. Региональная интеграция в СВА ускоряется за счет экономической деятельности. Маловероятно, что эти три страны будут стремиться регионализму, который поддерживается политикой, разрешающей передачу национального суверенитета транснациональным организациям. Функциональный подход представляется более реалистичным для данного региона, по крайней мере, на ближайшее время.

В-третьих, это три страны сталкиваются с проблемой реализации сотрудничества в области безопасности. В отличие от «функционального сотрудничества» по экономическим и социальным вопросам, между тремя правительствами нет эффективного консультативного органа на высшем уровне по вопросам безопасности. Если создание «сообщества безопасности» в регионе СВА неосуществимо, тогда многостороннее сотрудничество в области безопасности могло бы стать его альтернативой [5].

Признавая эти трудности, Китай, Япония и Южная Корея как региональные лидеры СВА понимают ценность укрепления трехстороннего сотрудничества. При этом они намерены поддерживать скромные темпы в усилиях по реализации регионализма в СВА и позиционировать экономику в качестве основной связующей силы в этом начинании, что также означает, что регионализм, реализуемый в СВА не будет конкурировать с АСЕАН в установлении многосторонней структуры в Восточной Азии в целом [5].

  1. Арапова Е.Я., Байков А.А. Региональные инициативы финансового сотрудничества в АТР// Международные процессы.2012. №3. С.98-107.

  2. Кучинская Т.Н. Проблемы исследования региональных систем в условиях глобализации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2008. № 1. С. 132-140.

  3. Сааякян П.А. Региональная интеграция в современной мировой экономике// Транспортное дело России. 2012.№6-2. С. 247-248.

  4. Ярыгина О.А., Кучинская Т.Н.Китайский «гармоничный регионализм» в СВА и ЮВА: особенности интеграции // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2013.№ 13. С. 63-68.

  5. Is Northeast Asian regionalism the centre of East Asian regionalism? Special Policy Report / Ed. by B. Singh. Singapore: S. Rajaratnam School of International Studies (RSIS). 2012. 22 p.

Просмотров работы: 4082