Торговля является одной из самых древних и важных областей человеческой деятельности. В современных условиях она является одной из крупнейших сфер экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Современные кризисные явления в экономике проявляются в торговле как на лакмусовой бумажке, поскольку снижение потребительского спроса наглядно отражаются на показателях торговой деятельности предприятия. Негативные изменения происходят не только в области ценообразования и ассортиментной политики, но на качестве товара, и как следствие, сокращение розничных продаж и снижение эффективности деятельности предприятия.
Существующая сегодня система продаж не готова работать по реальному спросу. Все работали в «валовой» дистрибьюции, где продажи строились не на отслеживании реального спроса и формировании оптимальных запасов продукта в рознице, а на выполнении плана продаж и формировании максимальных запасов в рознице. Для перестройки работы дистрибьюции на работу с реальным спросом в рознице конечно нужно время. К сожалению, многие компании используют это время лишь для «сжатия» расходов, а не для распределения части своих инвестиций, чтобы начать перестройку своей системы продаж.
Однако некоторые эксперты видят в негативной статистике розничной торговли немало позитивного: снижение товарооборота стало одним из факторов замедления инфляции, потребитель переходит с дорогих импортных товаров на дешевые отечественные, при этом с марта 2009 года розница устойчиво растет.
Тем не менее, рост потребительских цен наблюдается за счет роста спроса на отечественные товары низшей ценовой категории, за счет роста цен на импортные комплектующие и сырье. Действительно инфляционным фактором эксперты считают монополизм крупных розничных сетей на рынке, которые при огромных долгах и падения товарооборота пытаются поддержать свою работоспособность путем увеличения цен. На инфляцию работают долги не только розничных сетей, но и производителей.
Основными проблемам, с которыми сталкиваются розничные продавцы, на современном этапе, являются следующие:
– проблема нехватки оборотных средств;
– проблема увеличения темпов роста издержек обращения;
– проблема товарного ассортимента;
– проблема низкой платежеспособности широких слоев населения;
– усиление экономического давления со стороны местных органов власти на розничную торговлю;
– неравные экономические условия для мелких и крупных розничных организаций;
- проблема недостатка квалифицированных кадров;
- растущая конкуренция.
Еще нерешенными остаются проблемы самих компаний: проблемы с наймом персонала, нехватка подходящих торговых площадей, рост арендных ставок, рост коммунальных расходов, вмешательство контролирующих органов.
А также, важную роль в процветании розничной сети играет потребительский фактор. В современной маркетинговой деятельности зарубежным компаниям, функционирующим в сфере розничной торговли, чрезвычайно важно четко определить, от чего зависят действия потребителей, как спрогнозировать их поведение. «Поведение потребителей определяется как действия, предпринимаемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и избавлении от них».
На поведение потребителей воздействуют как внешние, определяющие человека, как члена общества, так и внутренние, определяющие человека как индивидуальность факторы.
В последнее время, многие зарубежные авторы выделяют новую проблему розничной торговли XXI века. Это проблема воровства и потерь на предприятиях розничной торговли. По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50% прибыли предприятий розничной торговли после от осуществления торговой деятельности. Хотите зарабатывать больше в 1,5 раза - обратите пристальное внимание на потери.
На долю "проблемных" покупателей приходится 31,0%. По статистике каждый 12 человек когда-нибудь совершал кражу в магазине.
Еще одна важная потеря магазинов - это мошенничество поставщиков (5,4% от всех потерь). Ведь можно обнаружить, что поставщик поставил продукцию с просроченными или "горящими" сроками реализации, дефектами продукции и не пустить товар в реализацию. Но очень часто такая продукция все-таки оказывается в торговом зале и функцию "обнаружения" испорченного товара выполняют уже покупатели, открывая дома йогурт или нарезая колбасу. В данном случае финансово магазин не несет потерь, но потери все равно есть. Они будут выражаться в падении имиджа магазина и количества покупателей.
Розничная торговля в настоящее время относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики нашей страны. Учитывая эту благоприятную тенденцию, рынок розничных торговых услуг России стал объектом пристального внимания иностранных розничных операторов и инвесторов. Поэтому российским розничным торговым компаниям необходимо уделить повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ в рамках своей деятельности, направлять свои усилия на удержание доли рынка, формирование лояльности потребителей, активное противостояние появляющейся «западной» конкурентной угрозе.
Литература:
Кулик Н.А. Розничная торговля как сектор экономики: проявление кризиса, проблемы и пути их решения // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 24-27.
Селезнева Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 254-260
Монкин О.А. Фактор потребительского поведения в розничной торговле // Транспортное дело России. 2010. № 10. С. 185-187.