ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

Выблова Н.В. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г.Кропоткине
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие рыночных отношений объективно связано с новыми процессами устойчивого развития предпринимательских структур. Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство в определенных условиях и времени является основой для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, формируя одновременно, новую структуру экономики и конкурентной среды. Размеры предприятий зависят от отраслей, их технологических особенностей, действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и где не требуются большие размеры предприятий, а напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

К числу малых предприятий относят предприятия с численностью персонала не более 50 человек, национальным оборотом не более 10 млн. евро или валюты баланса до 10 млн. евро.

Малое предпринимательство имеет и свои сильные стороны:

- возникает на основе технической инициативы или новой идеи его создателя, опираясь на демократические принципы управления;

- приспособляемость к потребностям и возможностям рынка с учетом участия в нем крупных организаций;

- высокая потребность знания потребительской и ценовой конъюнктуры и умение эффективно для производства реагировать на нее;

- относительная техническая и финансовая доступность создания новых рабочих мест.

Малый бизнес заполняет те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и услуг, связанных с бизнесом (консультационных, торговых, технических и т.д.). Малые предприятия в этих сферах, во-первых, разгружая от них домашние хозяйства, увеличивает свободное время людей, создает дополнительные возможности для домашнего и организованного отдыха, во-вторых, подпитывает необходимой информацией, кадрами, материальными ресурсами, нуждающихся в них. Кроме того, малый бизнес – огромное поле для инноваций, которые в больших объемах могут быть слишком рискованными для организации крупных хозяйственных структур. В этом случае малые предприятия становятся своего рода рабочей лабораторией, испытательным полигоном для предприятий крупного бизнеса.

Они легче воспринимают и реализуют новые идеи, здесь на одного сотрудника приходится в среднем в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия, производство готовой продукции, от которой крупный бизнес может отказаться из-за высокой степени риска.

Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, – не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а их стоимость ниже. Малые предприятия способствуют изменению технологий и структуры отдельных, отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревающих технологий в перспективные.

Значительное число малых предприятий, в той или иной степени находятся в сфере влияния крупных компаний, а иногда ими же и создаются.

Но есть у малого предпринимательства и слабые стороны, с которыми следует считаться, а именно:

- необходимость самофинансирования долгосрочных вложений из-за трудностей получения долгосрочных кредитов, из-за объективно более емкого риска и высоких процентов оплаты займов;

- повышенная чувствительность к отрицательным финансовым изменениям (инфляция, рост цен, рост налогов, социальных выплат);

- организационные возможности привлечения квалифицированной рабочей силы, в т.ч. специалистов из-за ненормированного дня, нерегулярного дохода, высокой ответственности и т.п.;

- полнота материальной ответственности организаторов малого предпринимательства.

Однако существуют свои стратегии малого предпринимательства, которые позволяют наилучшим образом использовать его преимущества.

Стратегия копирования, которая предполагает два пути:

- выпускать по лицензии марочный продукт крупной фирмы;

- осваивать и выпускать копию какого-нибудь оригинального продукта, конкурентоспособность, которой обеспечивается, по сути, крупным производителем, выпускающим оригинальный товар.

Стратегия оптимального размера, рекомендует осваивать небольшие и специализированные рынки, где крупное производство неэффективно.

Стратегия участия в производстве продукта крупной фирмы, дает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Во избежании опасной зависимости малого производства от крупного, малые предприятия «ограничивают размер поставок, в расчете на одного крупного заказчика», имеют их несколько, чем обеспечивают себе устойчивость сбыта, а следовательно и производства.

В конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют динамичную среду субподрядного рынка, способствуя крупным фирмам снижать собственные издержки и сохранять заказы малым фирмам.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

- близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

- производство малыми партиями того, что невыгодно крупным фирмам;

- исключение лишних звеньев управления и т.д.

Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Под устойчивым положением предприятия, следует понимать экономическое состояние, которое позволяет сохранить объемы реализации готовой продукции на более длительный период времени, при различных изменениях в инфраструктуре рынка.

Устойчивое развитие, представляет собой экономические отношения, складывающиеся между предприятиями по поводу формирования пространственно-временной последовательности эффективного взаимодействия и использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, позволяющих осуществлять не только процесс простого воспроизводства, но и расширенного.

Основными факторами, влияющими на устойчивое развитие, являются:

1) недостаточное использование производственных мощностей;

2) слабое изучение рыночного механизма спроса и предложения;

3)неэффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

4) недостаточная информационная база о положении на рынке готовой продукции;

5) усиление роли маркетинговых исследований;

6) изменение структуры производства;

7) формирование ассортиментной политики и др.

По содержанию все факторы подразделяются на: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия по отношению к ней.

Так, к факторам прямого воздействия, по мнению автора, следует отнести факторы внутренней среды организации. Факторы косвенного воздействия устойчивого развития включают факторы внешней среды организации.

Проведенный анализ категорий «устойчивости» и «устойчивого развития» на всех уровнях предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует в себе социальные, экономические и экологические результаты его функционирования и является аналогом простого и расширенного воспроизводства, при котором процесс простого воспроизводства характеризуется возобновлением из года в год в неизменных размерах, а при расширенном воспроизводстве, возобновляется во все увеличивающихся размерах.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых, невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.

Малые предприятия в РФ в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Их источником не может стать и предельно напряженный государственный бюджет. Кредитные же ресурсы незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Важным моментом в развитии малого предпринимательства является его социальная значимость. В сфере малого бизнеса звнята сегодня пятая часть населения, где предприниматель, включая членов его семьи и работников полностью живут на доходы полученные в данном секторе. Так как рынок труда у нас и сегодня остается в напряжении, малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.

В заключении необходимо отметить, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, сложившейся структуры экономики, где преобладают крупные предприятия нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Разработка и создание всех элементов государственной поддержки малого предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления, и в последствии определить вклад малых предприятий в решении социально-экономических вопросов, и оценить результативность от вложенных в развитее малого предпринимательства бюджетных средств.

Список использованных источников

  1. Социально-экономическая политика и эффективное управление развитием малого и среднего бизнеса/ Национальный институт систем исследований проблем предпринимательства: www.NISSE_ru

Просмотров работы: 4235