ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОЙ МЕКОНГ: АСИММЕТРИЯ КИТАЙСКО-ВЬЕТНАМСКИХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОЙ МЕКОНГ: АСИММЕТРИЯ КИТАЙСКО-ВЬЕТНАМСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Матузова Н.С. 1, Колпакова Т.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале XXI века Восточная и Юго-Восточная Азия входят в число регионов, привлекающих внимание всего мирового сообщества. Данный факт обусловлен не только стремительным экономическим развитием азиатских государств и их все возрастающим влиянием в системе международных отношений, но и вовлечением данных государств в сферу влияния беспрецедентно возвышающегося регионального лидера – КНР.

Особенный интерес, учитывая географическую плотность размещения составляющих его стран, представляет собой регион Большого Меконга. Территориально, регион Большого Меконга занимает бассейн реки Меконг с ее притоками на полуострове Индокитай. Будучи частью макрорегиона Юго-Восточной Азии, Большой Меконг включает в себя его пять материковых государств, которые также являются и странами-участницами АСЕАН (Вьетнам, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма). Шестым государством, которое принято относить к региону Большого Меконга выступает КНР.

Одной из потенциальных угроз безопасности данного региона является проблема Парасельских островов и островов Спратли. Интерес представляют не сами территории как таковые, а их стратегически важное географическое положение и залежи природных ресурсов. О своем праве на острова заявляют сразу несколько государств, но основными участниками возможного конфликта являются КНР и Вьетнам, поскольку обе страны претендуют на суверенитет над данными территориями [1].

Отношения между КНР и Вьетнамом можно проанализировать посредством идеи Брентли Вумака [2], согласно которому, ассиметричные отношения могут входить в стадию нормализации, сохраняя свою асимметрию. На современном этапе сино-вьетнамские отношения находятся именно в такой стадии, определяемой как стадия «зрелой асимметрии». Вьетнам, как более слабое государство, проявляет большую озабоченность деталями взаимоотношений, нежели Китай. Попытки Вьетнама повлиять на взаимоотношения с Китаем осуществляется по трем направлениям: межпартийные связи; система двусторонних отношений; развитие военного потенциала для ограждения Китая от применения силы. Конфликты в Южно-Китайском море осложняют ситуацию между государствами, вызывая опасения Вьетнама за свой суверенитет. Можно сказать, что в отношениях Вьетнама и Китая присутствует очевидный парадокс, причина которого в существовании для Вьетнама одновременно элементов сотрудничества и борьбы. Вьетнам, как государство, испытывающее сильное влияние Китая и регулярные притязания на суверенитет в Южно-Китайском море, вынужден разумно применять механизмы сотрудничества и противодействия для регулирования своих отношений с КНР [3].

На фоне быстрого экономического роста, Китай рассматривает соседние государства Юго-Восточной Азии как огромный потенциальный рынок. Подписание и реализация Соглашения о свободной торговле между Китаем и АСЕАН подразумевает, что Китай является единственным мощным хозяйствующим субъектом в регионе, что может быть подтверждено доминированием дешевой продукции китайского производства на рынках стран региона. Экономические связи между Китаем и Юго-Восточной Азией были описаны профессором Гарвардского университета Джозефом Наем младшим, который отмечает способность Китая влиять на «поведение» других стран посредством эффективных политических и экономических методов. КНР в полной мере осознает преимущества использования «мягкой силы» перед использованием традиционных средств навязывания своей воли – «жесткой силы». Поскольку первая, основываясь на привлекательности традиционной духовной и политической культуры Китая, на демонстрации его современной мощи, выступает основным источником привлечения иностранных инвестиций, а также помощи и поддержки других стран [4].

Ученый Пекинского университета Чжан Сичжэн высказал мнение о том, что еще одним механизмом осуществления Китаем регионального взаимодействия является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая объединила Россию, Китай и ряд других стран Центральной Азии на основе интересов в обеспечении военной безопасности, защите от терроризма и экономическом развитии. Используя подобный опыт, Китай способен взять на себя инициативу формирования новой региональной организации для шести государств региона реки Меконг. Новый субъект должен иметь возможность для реализации политики, согласованной между государствами-членами. Это может также способствовать дальнейшему развитию экономического сотрудничества и реализации сотрудничества в сфере освоения природных ресурсов [4].

Однако в современных условиях процессы интеграции в регионе Большой Меконг сдерживают такие факторы как нерешенные вопросы, стоящие перед государствами (прежде всего, речь идет о нерешенном споре о принадлежности Парасельских островов и островов Спратли), а также опасения более слабых государств, испытывающих на себе мощное влияние Китая, в возможности реализации собственных национальных интересов и сохранении государственного суверенитета.

Список литературы

  1. Корнилов Н. В конфликт вокруг островов Спратли «подлили» нефти [Электронный ресурс].URL:http://conjuncture.ru/spratlys_11-02-2013/

  2. Brantley Womack. China`s Rise in Historical Perspective. New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2010. 272 p.

  3. Карлайл А. Тейлер. Тирания географии: вьетнамские стратегии по ограничению Китая в Южно-Китайском море // Ежегодная Конвенция № 52 Международной Исследовательской Организации, Монреаль, Квебек, Канада, 16-19 марта 2011 г.

  4. Kevin Yuk‐shing Li. China’s role in Mekong energy and electricity development [Электронный ресурс]. URL: http://meenet.org/images/power/81296544682_file.pdf

Просмотров работы: 1684