ФАКТОРИНГ И ФОРФЕЙТИНГ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФАКТОРИНГ И ФОРФЕЙТИНГ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краморов А.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина» Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особой формой кредита на мировой арене является международный кредит, представляющий собой совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, участниками которых могут выступать как правительства, отдельные юридические лица, так и межнациональные финансово-кредитные институты. Выделяются специфические формы кредитного обслуживания внешнеэкономических отношений: факторинг, форфетирование. Однако они могут производиться и на национальном уровне, в рамках одной страны.

Факторинг (англ. factoring от factor - агент, посредник) представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции. Цель факторинговых операций - своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.

Факторинг представляет собой переуступку кредитором долговых требований факторинговой компании, которая становится собственником еще не оплаченных платежных требований и принимает на себя риск их возможной неоплаты. Взамен продавец требований немедленно получает наличными определенную сумму денег (от 75 до 85 % стоимости продаваемых долговых требований). Остальную сумму (за вычетом издержек компании) продавец требований получает от факторинговой компании после оплаты клиентом всех долговых обязательств. При этом в факторинговых соглашениях может предусматриваться возможность регресса, т. е. при отказе плательщика произвести платеж продавец долговых требований будет обязан возместить факторинговой компании нанесенный ущерб.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель.

Факторинг - это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчётов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики. Благодаря факторингу создаются условия, при которых банк систематически наблюдает за финансовым состоянием поставщиков и платёжеспособностью их покупателей.

В условиях нестабильности экономики факторинг становится едва ли не единственным инструментом, как для пополнения оборотных средств, ликвидации кассовых разрывов, так и для минимизации рисков при проведении сделок.

В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу. Экспортный факторинг – это продажа экспортером своему фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 60-90 дней) по экспорту. При осуществлении экспортного факторинга фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов покупателей в одной или нескольких странах экспорта. При этом, обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (экспорт-факторы) часто взаимодействуют с иностранными факторинговыми компаниями, функционирующими в странах импорта (импорт-факторами). Импорт-факторы помогают экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторскую задолженность и т.д. Для осуществления этого взаимодействия факторинговые компании из разных стран заключают межфакторные соглашения или вступают в международные факторинговые ассоциации и группы. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века были созданы 3 крупнейшие международные факторинговые группы, без которых трудно представить существование современного международного факторинга: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Среди них крупнейшей является Factors Chain International (доля в мировом факторинговом обороте – 45%).

В настоящее время FCI насчитывает 253 члена из 69 стран, формирующих более чем 80% оборота международного факторинга в мире. Членами FCI являются шесть российских Факторов: Национальная факторинговая компания, Промсвязьбанк, Росбанк Факторинг, ЮниКредит Банк, Газпромбанк, компания ФакторРус.

В 2007 году в Москве создана Ассоциация факторинговых компаний (АФК) как профессиональное общественное объединение участников российского рынка факторинга. Деятельность АФК направлена на формирование единых принципов и подходов к осуществлению факторинговых операций в России, включая методологические, нормативно-правовые и этические основы факторингового бизнеса.

Первый сбор статистической информации рынка факторинга АФК провела три года назад. За это время оборот измеряемого рынка факторинга в России увеличился почти в семь раз - с 188 млрд. за 9 месяцев 2009 года до 1,3 трлн. рублей за аналогичный период 2013 года. В 16 раз за три года (с 25 до 417 млрд. руб.) увеличился оборот безрегрессного факторинга, в 15 раз (с 1,7 до 27 млрд. руб.) вырос оборот международного факторинга.

Оборот российского факторинга за три квартала 2013 г. вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Российские Факторы профинансировали 7 тыс. клиентов на сумму свыше 1 трлн. рублей, обработали свыше 5 млн. поставок в адрес более 20 тыс. покупателей-дебиторов.

По сравнению с 9 месяцами прошлого года оборот международного факторинга увеличился в 2,5 раза - 10 до 27 16 млрд. рублей, его доля в общем обороте рынка выросла до 2,2%. Доли видов факторинга в обороте распределились следующим образом: факторинг с регрессом - 59%, факторинг без регресса - 34%, без финансирования - 5%.

Среди Факторов наибольшие доли в обороте рынка по итогам 9 месяцев 2013 года занимают ВТБ Факторинг (24%), Промсвязьбанк (17%), Альфа-банк (12%), Росбанк Факторинг (6%), Сетелем Банк (5%).

Оборот входящих в АФК семи факторинговых компаний и десяти банков, предоставляющих услуги факторинга, в январе-сентябре 2013 года составил 1 трлн. рублей, что составляет 84% общего объема рынка.

В России наблюдается та же тенденция, что происходит и во всем мире: международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга.

Таким образом, факторинг в России сегодня является актуальной и востребованной услугой – все больше компаний внедряют механизм факторинга в расчеты со своими контрагентами. Поскольку эта услуга позволяет значительно увеличить обороты компании без существенных изменений сложившихся бизнес-процессов, что для поставщиков и производителей товаров и услуг факторинг становится узловым механизмом развития бизнеса.

Форфейтинг (от франц. а forfait - целиком, общей суммой) - форма банковского кредита продавцам, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях и предусматривающая приобретение права требования по оплате поставок товаров и оказанию услуг, принятия риска исполнения этих требований и их инкассирование. Банк (форфейтор) выкупает у экспортёра (продавца) денежное обязательство импортёра (покупателя) об оплате купленного товара сразу же после его поставки и сам производит полную или частичную оплату стоимости товара экспортёру. В последующем денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет импортёр, покупатель. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортёра проценты. Форфейтинг является однократной операцией, связанной с получением денежных средств путём перепродажи приобретённых прав на товары и услуги.

Использование форфейтинга предполагает, что покупатель готов внести первоначальный платеж за покупаемый за границей товар (до 15% стоимости), а затем оплачивать покупку частями через определенные (например, 6 мес.) периоды, что является одним из обычных условий соглашения о форфейтинге. Покупатель-импортер выставляет экспортеру простые или переводные векселя на весь срок действия соглашения, при этом он обязан совершать регулярные платежи (например, каждые 6 мес.).

К недостаткам форфейтинга можно отнести более высокую стоимость ресурсов по сравнению с другими способами получения кредитных ресурсов. Кроме того, банки-форфеторы, прежде чем дать согласие, производят тщательную проверку кредитоспособности покупателя.

Форфейтинг является необходимой составляющей в спектре банковских услуг по экспортному финансированию. Если структурное предэкспортное финансирование связано с кредитованием производства и отгрузки товаров, то форфейтинг обслуживает послепоставочную часть экспортного контракта и обеспечивает рассрочку платежа иностранному покупателю. Банк-посредник приобретает у экспортера с дисконтом платежные обязательства, полученные экспортером по внешнеторговому контракту в качестве средства платежа. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.

В отличие от факторинга, форфейтинг совершается без права обращения регрессного требования к экспортеру и не сопровождается наличием риска, связанного с отгрузкой и невозвратом аванса экспортером, благодаря чему форфейтинг характеризуется сравнительно низкой стоимостью.

Выход на международные рынки товаров, услуг и капитала, осуществление различных форм производственной деятельности за рубежом являются логичным продолжением освоения российским капиталом единого мирового экономического пространства, создание которого стало наиболее ярким воплощением процесса глобализации мирового хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.Е. Рыбалкин. - 9-e изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 647с.

2. Смитиенко Б.М., Поспелов В.К., Карпова С.В. и др. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 304 с.

3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. Л.Е. Стровского. – 4-е изд., перераб. и доп. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 799с.

4. Международные факторинговые ассоциации. - Электронный ресурс. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/factoring/factoring_associations/ (дата обращения 17.01.2014)

5. Статистика факторинга. - Электронный ресурс. URL: http://asfact.ru/2013/11/18/rossijjskijj-faktoring-semikratnyjj-rost-za-tri.html (дата обращения 17.01.2014)

Просмотров работы: 5476