ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

Толкунов Н.С. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для современного российского общества становится всё более характерным объективное осознание существующих политических реалий, более реалистичная оценка наивысшего социального слоя – политической элиты. В политических науках понятие элиты с каждым годом играет всё более существенную роль. А проблема политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России данная проблема актуальна в силу переживаемого ею исторического периода. Одним из путей подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые должны определять стратегию развития общества. Стоит отметить и то, что элитные группы необходимы как в политике, так и в науке.

Говоря об элите, мы должны иметь в виду не только влияние высокопоставленных лиц на принятие государственных решений, но и о качестве и направленности этих решений, их стратегической выверенности. Главная функция элиты – интеграция и субординация различных социальных интересов и целей; обеспечение стабильности социальной системы; обеспечение органически действенных связей между властью, бизнесом, СМИ, военно-промышленным комплексом и народом. Вопрос в том, как и в какой мере реализуются эти функции, для чего, за счет кого и с помощью каких ресурсов достигаются те или иные цели.

В общем плане элита - это относительно самостоятельная, привилегированная группа ведущих политиков и высших руководителей государственного управления, в большей или меньшей степени обладающая высокими профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими им участие в принятии политических и государственно-управленческих решений. Характерными чертами политической элиты являются следующие: а) самостоятельность; б) высокий социальный статус; в) значительный объем государственной и информационной власти; г) участие в осуществлении власти; д) организаторские способности и талант.

Российская политическая элита.

В 90-е годы налаживание взаимодействия различных уровней власти происходило достаточно сложно. Постоянно менялись формы и методы взаимоотношений. В постсоветский период произошла резкая децентрализация системы управления. Тогда региональные власти обладали достаточной автономией. По утверждению В.В. Путина, децентрализа­ция власти тогда была вынужденной мерой: «При принятии Конституции России в 1993 г. федеративная государственность рассмат­ривалась как достойная цель, на которую придется много и кропотливо работать. В начале 90-х центр многое отдал на откуп ре­гионам. Это была сознательная, хотя отчасти и вынужденная политика. Но она помогла руководству России добиться тогда главного и, думаю, была обоснована, она помогла удержать Федерацию в ее границах». В 1995 году значительно усилилось представительство регионов страны в Государственной Думе. Это всё помогло региональной элите превратиться в самостоятельный фактор политической жизни и позволило губернатором проводить независимую политику, нацеленную на отстаивание интересов регионов. Однако, стоит отметить, что в период самостоятельности региональной власти наблюдался спад в экономике и социально сфере.

В период централизации власти стал наблюдаться подъем экономики. В 2000 году страна была разделена на федеральные округа. Их возглавили полномочные представители президента, пoлучившие право оказывать влияние на работу губeрнаторoв. В 2004 году был введен новый порядок избрания глав регионов. Всё это представляло собой формальную избирательную процедуру. Сокращалась и финансовая самостоятельность регионов. Были пересмотрены нормативы распределения между уровнями бюджетной системы налогов, которые собирались на территории субъектов РФ. В итоге, многие регионы, которые раньше были самодостаточны, превратились в дотационные и стали полностью зависимы от цента в вопросе распределения бюджетных средств.

На самом же деле происходит то, что установленные формы взаимодействия феде­рального и регионального уровней власти не способствуют налаживанию конструктивной и эффективной работы. В данных условиях региональные органы власти и региональные элиты демонстрируют полную подчиненность центру в обмен на преференции. Это ведет к стагнации региональных институтов власти. Для того, чтобы удержаться у власти, региональным лидерам нужно не бороться за развитие своей территории, а лишь неукоснительно выполнять все рас­поряжения, поступающие из федерального центра.

В 90-е годы важную роль при вхождении в правящий слой играли политические ориен­тации, отношение к ГКЧП и событиям 1991 и 1993 гг. И только позже больше внимания стало обращаться на на­личие управленческого опыта. Такая ситуация наблюдалась во всех регионах Российской Федерации.

Что касается характеристики политического корпуса Российской Федерации, то мы можем говорить о том, что женщин в элитном слое по-прежнему меньше мужчин — всего 9,7%. Но если сравнивать с Саратовской областью, то там количество женщин выше - 16,7%. В целом по России, доля женщин в исполнительных органах власти выше, чем в представительных. Тем не ме­нее, говорить, что приток женщин в элитный слой управления существенен и будет динамично уве­личиваться, пока не приходится.

В России политические руководители имеют хорошее образование. На примере Саратовской области показательны результаты уровня образования политической элиты в регионах. Все имеют высшее образование. 33% политических деятелей имеют второе высшее образование. У «муниципалов» очевиден экономико-юридический вектор, а у «регионалов» технико-аграрный. Средний возраст «муниципалов» меньше. Следовательно, на основе этого можно говорить о смене образовательных приоритетов среди политиков: на первый план выходят не производственные навыки, а юридические управленческие знания.

В стране медленно, но все-таки создают­ся условия для эффективной вертикальной мо­бильности наиболее энергичных, образованных людей. Им предоставляется реальная возможность удовлетворить свои здо­ровые карьерные амбиции в политике и государ­ственном управлении.

Следует отметить, что сейчас наблюдается замедление темпов спонтанного обновления элиты. Это является, несомненно, позитивной переменой функционирования элиты. Обновление элиты осуществляется, как говорится, «в ручном режиме». Перемещения ста­ли более осмысленными и планомерными. Уволь­нения осуществляются спокойно и, как правило, с предоставлением нового места работы того же элитного уровня. Оживилась практика ротации и даже возврата во власть. Все происходит более цивилизованно, по крайней мере, не так, как это было в советские времена, когда отставка одно­значно означала «политическую смерть».

Нужно обратить особое внимание на то, что среди региональных элит роль экспертной элиты очень низкая. Среди представителей СМИ, руководителей общественных организаций практически не находится людей, способных влиять на политический процесс. Сегодня в России для федеральных и региональных элит характерна низкая политическая ответственность. По большей части это объясняется принадлежностью депутатов и министров к одной политической партии. А ведь наличие у элиты и граждан взаимной ответственности является важнейшим фактором построения Гражданского общества.

Сегодня особую ценность приобретает профес­сиональная компетентность правящей элиты. Использование не только теоретических знаний, полученных в вузе, но «скрытых знаний», приобретенных в процессе накопления практиче­ского опыта в системе управления. Государственный деятель также должен быть компетентен в области политического менеджмента, правовых методов управления, технологий управления людскими ресурсами, экономического анализа. Очень важным является наличие прочных нравственных качеств, ораторских, коммуникативных и интегративных способно­стей, умений работать «в команде», готовности сотрудничеству с оппонентами и разрешению конфликтов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у руководства элита еще пока не стоит в научном понимании. Это вполне объяснимо. Потребуется еще немало сил и времени, чтобы преодолеть родимые пятна авторитаризма, негативные порождения рынка, такие, как кор­рупция, казнокрадство. Нам еще пред­стоит научиться властвовать на уровне лучших мировых демократических стандартов. Ведь не стоит забывать о том, что Россия по ходу своей истории постоянно находится в процессе реализации все новых проектов. В ней постоянно нарушается процесс самовоспроизводства элит, и его надо поддерживать искусственно. По этой же причине население страны постоянно живет в условиях разрыва с традицией. Региональным элитам в России присущ практически тот же спектр проблем, что и федеральным. Но в необходимости региональных элит не стоит сомневаться. Региональная элита является необходимым элементом политической системы. Она призвана быть проводником федеральной политики, а также лоббистом интересов всего региона. Необходимо создать условия для повышения уровня её самостоятельности в реализации региональной политики. Для выхода из периода стагнации нашему государству сейчас нужно уделить особое внимание воспитанию профессиональной элиты. Людей, которые были бы ориентированы на власть ради сильного, здорового государства, способного обеспечить достойное существование своим гражданам.

Список литературы

  1. Ашин Г.К. Элитология: Учебн. Пособие. М., 2005. С. 542.

  2. Казаков А.А. Сравнительный анализ кадровых составов органов власти Саратова и Саратовской области // Известия Саратовского университета. Т.10. Сер. Социология. Политология. Вып.3. 2010. С. 64-68.

  3. Охотский Е.В. Административно-политическая элита в кадровой структуре государственного управления // Право и управление. XXI век. № 2. 2007. С. 53-61.

  4. Федотов Д.Ю. Политические и экономические аспекты взаимоотношений федерального центра и регионов // Известия ИГЭА. №5(68). 2009. С. 88-93.

  5. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного послания Президента РФ Федеральному Соб­ранию РФ 8 июля 2000 г. – Режим Доступа. URL: http://base.garant.ru/1583595/ (Дата обращения 10 декабря 2013).

  6. Политология: электронное учебное пособие / под ред. Ю.В. Исаева. - Ульяновск: ИДО УлГТУ. 2008. С. 464.

Просмотров работы: 3489