Развитие творческой активности подрастающего поколения является важнейшей задачей современной российской системы воспитания и образования. Особую роль в этом играет система дополнительного образования
Творчество является основой человеческой жизни , источником всех материальных и духовных благ [1, C.273]. По мнению Н.А. Ветлугиной, «детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». Под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. [2, C. 132] Творческая активность, подчеркивает Я.А. Пономарева, - это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. [5, C. 7] Большое внимание развитию творческих способностей уделял отечественный педагог В.А. Сухомлинский, утверждавший, что творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. [6, C. 184] Детское творчество характеризуется как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Творчество – это труд, который не может быть успешным без волевых усилий. Именно в творчестве развивается воля, когда человек видит перед собой цель создать что-то новое, он к этому стремится, работает на результат. В общей структуре творческой деятельности можно выделить несколько основных компонентов : процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество.
В этой связи, наиболее благоприятной средой для развития творческой активности детей является система дополнительного образования. По мнению Березина В. А. , дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Основными организационными формами творчества детей и подростков являются клубы, кружки, секции и студии. Клуб - добровольное объединение детей и подростков с определенной целью, функционирует на общественных началах. Кружок или секция – объединение детей и подростков по интересам, возглавляемое руководителем – профессионалом. Студия – специфическое учебное заведение, в котором дети и подростки получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. [3, С.91].
Больших успехов в развитии творчества детей добилась школа искусств (ДСОШ) г. Шуи, где работают различные кружки и секции. Известность в городе, в области и за рубежом получила деятельность руководителя заслуженного деятеля искусств Смирнова А.Н., который долгое время руководит детским ансамблем «Калинушка». Народный ансамбль песни и танца «Калинушка» - это яркий, уникальный самобытный коллектив, успешно сохраняющий и развивающий традиции народного художественного творчества. Ансамбль многократно становился лауреатом, дипломантом, обладателем Гран-При престижных конкурсов и фестивалей: Всероссийский фестиваль «Самоцветы России», региональный конкурс «Роза ветров», областной фестиваль «Утренняя звезда», Всероссийский конкурс «Золотое кольцо», Всероссийский фестиваль «Жар птица», Российский конкурс юных вокалистов «Серебряные голоса», фестиваль конкурс народного творчества «Золотые кружева», межрегиональный фестиваль хореографического конкурса «Танцуй, Ярославия!», международный фестиваль конкурс искусств «Рождество в Терийоки».
С нашей точки зрения наиболее эффективными и продуктивными в развитии творчества детей является технология драматических игр Jeux dramatiques.
По - мнению С.М. Машевской, Jeux Dramatiques (JD) – это театрально- игровая деятельность, в которой нет места репетиционному процессу, заучиванию текста ролей и их распределению по воле режиссера.
В современной педагогике театральная деятельность детей рассматривается как одно из признанных полифункциональных педагогических средств: оно воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под драматическими играми подразумевается, вид театральной деятельности, и не предполагающий обязательной постановки спектакля и наличие зрителей. В JD нет оценок творчества, но есть одобрение и принятие его в любом качестве. Есть правило: все, что ты делаешь в процессе подготовки и проведении игры, принимается остальными.
Материалом для JD могут быть сказки и истории, которые возможно и специально обрабатывать для драматических игр, убирая большое количество прямой речи, изменяя количество персонажей и т.д.
Игры, (этого вида), развивают самостоятельность и инициативность, воображение и фантазию, чувство партнёрства, внимание к действиям товарищей, умение контролировать с ними и создавать общее игровое пространство. [4, C. 38]
JD могут стать органической частью занятий в театральных студиях, так как во время игр развиваются актерское мастерство детей, и это будет способствовать творческой работе над спектаклем. Интересен опыт использования JD при проведении конкурсов, праздников и других общешкольных и общешкольных мероприятий.[4, C. 40]
Методика Jeux Dramatiques органично вписывается в любое образовательное пространство и уже опробована в работе со студентами и дошкольниками, детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми в театральных студиях.
Кроме этого представляет интерес опыт работы детского клуба «Южный художник» расположенный в городе Москва, в районе Кузьминки Юго-Восточного административного округа. Он выполняет важную роль социально - педагогического детского художественного центра с программой индивидуальной целевой профориентации и коррекции социального развития личности посредством искусства.[6, C. 88]
Большой вклад в развитие творческой деятельности молодежи имеет историко-археологический клуб «Клио». На сегодняшний день стал центром объединения подростков и молодежи города Шуи, увлеченных историей родного края, археологией, этнографией. Клуб объединяет не только учеников городских школ, но и студентов Шуйского филиала ИВГУ, которые активно, участвуют в делах клуба, ездят на археологические раскопки.
Литература
Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ). - Петербург, 1907-1909, – 599 с.
Ветлугина Н.А., Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.:Просвещение, 1974– 175 с.
Ерошенков И.Н., Культурно- воспитательная деятельность среди детей и подростков. М. : «Владос». 2004– 221 с.
Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux Dramatiques// Научный поиск, №3(5). – 2012 -37-40 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества. М.: «Просвещение», 1976. С. - 145.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям.// Киев, 1974.- 288 с.
Успенский А., Социально- творческая деятельность детского клуба «Юный художник»//Социально педагогическая практика в России. 2009, №3– 88-91 с.