ПЕРЕХОД РОССИИ НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРЕХОД РОССИИ НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ

Кабулова К.И. 1
1Курский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В деятельности ведущих мировых предприятий и организаций, вопрос качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг является ключевым. И поэтому в целях обеспечения этого качества разработана и действует система Международных стандартов ISO 9000, которая предполагает оценку не только готовой продукции или уже оказываемых услуг, но и всех этапов её производства – это и оборудование, и технологии, материалы, комплектующие и т.д. И очень важным звеном в этой цепочке является сертификация персонала. Международный стандарт ISO 9001 таким образом формулирует требования к персоналу: «Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентен на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта».

Сертификация персонала – это подтверждение компетентным органом квалификации работника на соответствие требованиям профессионального стандарта.

Суть сертификации – объективная оценка уровня профессиональной квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующим профессиональным стандартом, подтверждающая его возможности и право выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации [2].

Цель процесса сертификации - признание профессионалами компетентности сертифицируемого персонала, которая представляет собой сочетание необходимой суммы теоретических знаний и способности применения их к решению практических задач [1].

Выполнение первого условия проверяется с помощью сдачи квалификационного экзамена, второго - в основном с приобретением необходимого стажа практической деятельности.

Заявителями сертификации могут быть:

- работодатели, их объединения и профессиональные сообщества;

- кадровые агентства;

- служба занятости населения;

- образовательные учреждения;

- студенты и выпускники учреждений профессионального образования;

- физические лица, желающие подтвердить свою профессиональную квалификацию.

Существуют так же основные принципы сертификации персонала (рис.1).

Рис. 1. Принципы сертификации. [1]

В целях решения проблем, связанных с созданием системы добровольной сертификации персонала, территориальными палатами предпринимались следующие шаги. В период с 2005 года по октябрь 2006 года территориальные палаты – это Чувашская Республика, Воронежская и Самарская область, приняли участие в пилотном проекте Всемирного банка и Национального фонда подготовки кадров. Целью проекта была разработка региональной модели сертификации персонала, а также были предприняты шаги по созданию Региональных центров сертификации персонала, в основном это рабочие кадры. Данный проект осуществлялся под эгидой РСПП, но его удалось реализовать только после привлечения к проекту территориальных торгово-промышленных палат. Поэтому можно сделать вывод, что успеха в создании системы добровольной сертификации персонала можно добиться только при наличии широко разветвлённой организации, имеющей в регионах реально существующие работающие структуры.

«В прошлом году (2012г) в конце года, кто отслеживает, у нас были жаркие дискуссии, и в Трудовой кодекс внесена поправка, в частности, внесена глава Профессиональные Стандарты. Это то, что мы планируем. Обновленная система на смену ЕТКС и ЕКС» заявила Ельцова Любовь Юрьевна - зам. министр труда и социальной политики на VIII Национальном Конгрессе [4].

Профессиональный стандарт – это нормативный документ, который содержит минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ [3].

На сегодня, в соответствии с новым законом об образовании, который вступил в силу 1 сентября, предусмотрена норма о том, что образовательные стандарты настраиваются на утвержденные профессиональные стандарты. То же самое касается и профессиональной сертификации бухгалтера. В наше время очень много организаций, занимающихся профессиональной сертификацией бухгалтеров. В законе о бухгалтерском учете и подзаконных актах к нему, дан четкий перечень критериев, которым должна удовлетворять организация по сертификации. Данные организации по сертификации могут появиться на базе уже действующих в России сертификаций профессиональных бухгалтеров и вновь созданных. На момент введения нового закона о бухгалтерском учете от 6 декабря 2011 года, в России 5 300 человек сдало и получило профессиональные сертификаты, еще около 11 000 человек начали сдавать экзамены и находились в процессе, а по СНГ эти цифры были 6 000 и 20 000 соответственно. Рынок моментально отреагировал на данную сертификацию, работодатели стали делать свой выбор в пользу владельцев данных сертификатов, все это говорило о фактическом признание данной сертификации, общественном признание. Но в то же время, ни один западный работодатели не будет искать нового бухгалтера просто по каким-то частным рекомендациям. Он в первую очередь обратится к рекомендации профессиональной организации, которая как раз и объединяет в своих рядах профессиональных бухгалтеров, имеющих соответствующие сертификаты.

Существуют несколько взаимосвязанных общепринятых атрибутов профессиональной сертификации (рис.2).

Рис. 2. Атрибуты профессиональной сертификации

Остановимся более подробно на втором компоненте, а именно на профессиональных знаниях, навыках и умениях бухгалтеров. В профессиональных бухгалтерских сертификациях соискатели подтверждают свои высокие профессиональные знания через систему независимых, объективных и строгих экзаменов. Каждая профессиональная ассоциация разрабатывает систему экзаменов, исходя из потребностей бизнеса в отдельно взятой стране, и тогда речь идет о национальной сертификации. В любом случае набор экзаменов, как правило, включает в себя как учетные дисциплины, например, финансовый учет и отчетность, управленческий учет разного уровня сложности, так и дисциплины связанные с правом и налогообложением. Часто такой набор дополняется дисциплинами по общему и финансовому менеджменту и некоторыми другими.

Очевидно, что ожидания бизнеса, его требования к работе бухгалтера меняются со временем. Вводятся новые стандарты учета, происходят изменения в хозяйственном праве, меняется налоговое законодательство. Взять хотя бы то, что в реализацию статьи 245 Бюджетного кодекса с 1 января 2013 года все государственные учреждения переходят на новую систему ведения бухгалтерского учета по методу начисления. В связи с этим, Министерством финансов разработаны нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности государственных учреждений в соответствии с МСФООС и методом начисления. Динамичность состояния экономики требуют постоянного расширения круга знаний, необходимых для выполнения обязанностей профессиональными бухгалтерами на высоком уровне. Поэтому саморегулирование профессии не может ограничиться лишь требованиями к сертификации, но предусматривает организацию и осуществление программ последующего профессионального образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курочкин, Н. Е. Система сертификации персонала [Текст] / Курочкин Н. Е. // Учебник для экон. ВУЗов. - Ростов-на-Дону, 2010.

2. Сергеев, А. Г. Сертификация [Текст] / Сергеев А. Г., Латышев М. В.// Учебное пособие. -М., Логос-М, 2009.

3. Шумарин, Р. Г. Стандартизация и сертификация в РФ. [Текст] / Шумарин Р. Г., Яблонская И. Г. -М.: Изд-во "Мирра", 2008.

4. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nationalkongress.ru/2845 (дата обращения 10.01.2014г.)

Просмотров работы: 1330