С целью развития логического мышления учащихся необходимо время от времени создавать проблемные ситуации на уроках. Рассмотрим некоторые примеры
Дано уравнение первой степени с двумя неизвестными : (1). Привести это уравнение к виду (2). Существенными признаками этого уравнения являются следующие:
Свободный член равен 1 и стоит в правой части уравнения.
В левой части в числителях двух дробей записаны и с коэффициентами 1.
Между дробями стоит знак «+».
В соответствии с этими признаками преобразуем уравнение . Получим уравнение прямой в «отрезках», где , которые называются отрезками, отсекаемыми прямой d на осях координат. Геометрический смысл полученного уравнения состоит в том, что наша прямая пересекает ось в точке , а ось -в точке .
В квадратном трехчлене (3) выделить полный квадрат. Преобразуем .
Этот трехчлен при принимает наименьшее значение . Это значит, что вершина параболы находится в точке (рис.1)
Вообще, выделение полного квадрата часто используется в математике.
Найти радиус и координаты центра окружности, заданной уравнением : (4). Преобразуем уравнение
Тогда центр окружности -, а .
Привести уравнение плоскости (5) к виду (6).
По аналогии со случаем 1 получим (7) - уравнение плоскости в отрезках. Ясно, что плоскость пересекает оси координат в точках
Перед более сильными учащимися в качестве домашнего задания можно поставить такую проблему:
Пусть в прямоугольной системе координат дана гипербола . Ясно, что симметрична относительно биссектрис и координатных углов . Если их принять за оси новой системы координат , то как запишется уравнение в этой системе?
Пусть в этой системе координат (рис. 2). . В новой системе координат и . Нам необходимо выразить и через и и подставить в уравнение гиперболы. Пусть , тогда в , . В и . Получим систему
Получили уравнение равнобочной гиперболы в новой системе координат.
Перейдем к проблемным ситуациям на уроках геометрии.
В выпуклом четырехугольнике ABCD середины M, N, P и Q соответственно сторон AB, BC, CD и AD соединены. Определить вид четырехугольника MNPQ.
Проведем диагонали AC и BD и сразу определим, что MNPQ-параллелограмм. Теперь ученикам ставится вопрос: при каком ABCD параллелограмм ABCD будет: а) ромбом; б) прямоугольником; в) квадратом?
Такие вопросы возбуждают интерес учащихся, и они активно ищут ответ на поставленный вопрос.
Найти формулу площади трапеции.
Ранее учащиеся научились находить площадь прямоугольника, параллелограмма и треугольника. При этом параллелограмм и треугольник преобразовывались в равносоставленные с ними прямоугольники. Аналогичный прием используется при выводе формулы площади трапеции. Здесь возможны различные варианты (рис. 4):
а) , где середина , так как Значит, (рис. 4а)
б) (рис. 4б)
в) , где средняя линия трапеции, и (рис. 4в).
г) , где - средняя линия трапеции (рис. 4г)
д)
- средняя линия
(рис. 4д)
Возможны и другие варианты. Во всех случаях приходим к одной и той же формуле
Ученик, нашедший хотя бы один «новый» вариант, должен быть поощрен.
Если внимательно присмотреться к конкретному теоретическому материалу, то учитель сможет найти еще множество других проблемных ситуаций. А каждая геометрическая задача, по сути, является проблемной ситуацией.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4а
Рисунок 4б
Рисунок 4в
Рисунок 4г
Рисунок 4д
Литература
Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. М., Просвещение, 1991.
Козлова С.А. и др. Геометрия 7-9. М., Баласс, 2013.
Погорелов А.В. Геометрия 7-11. М., Просвещение, 1997.
Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9. М., Дрофа, 2010.