САМOПОДАЧА В ОБЩЕНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМOПОДАЧА В ОБЩЕНИИ

Хлынова Е.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске, Ростовская область, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение – процесс становления и формирования контактов между людьми, вызываемый потребностями общей деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и осознание другого человека[1].

Самоподача объективно присутствует в любом общении, предполагает то человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации служит источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если её влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.

В общении участвуют два человека, и каждый из них может влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс фoрмирования своего oбраза у партнера и называется самоподачей или самопредьявлением, cамoпрезентацией. Таким образом, самоподача состоит в управлении вниманием.

Каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, то есть какой результат приносит его самоподача. Управление восприятием собеседника совершается с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего вида, поведения или суждения о ситуации, которые «запускают» механизмы социального восприятия.

Самоподача есть средство управления вниманием других, но не его цель. Ведь не является же целью просто привлечь интерес к ресницам или к румянцу – это лишь средства для создания желаемого образа. Обычно при взаимодействии, человек ожидает, что тот или иной акцент, который он ставит в самоподаче, не только привлечет внимание к себе, а приведет к раскрытию многих параметров, необходимых для завершенного образа. Например, увидев на лацкане пиджака собеседника значок «Мастер спорта» (упор самоподачи), мы готовы приписывать владельцу значка свойства, которые, присущи спортсменам, такие как физическая сила, спoкойствие. Если же на лацкане значок «Союз журналистов», то этому человеку мы припишем общительность, любопытство и пр.

Основой для самопредъявления является интуитивное сведение об основных способах социального восприятия. Это характерные схемы развития первого впечатления, эмоциональное понимание и закономерности каузальной атрибуции. Самоподача содержится в умении направить восприятие партнера по определенному пути. Это или навязывание стереотипного представления, которое задает потом специфический «ореол» отношения к нам партнера, либо это управление партнером в тесном межличностном общении, которое приводит к более полному и точному взаимопониманию, которые кажутся нам соответствующими действительности или просто почему-либо выгодными.

Выделяют самоподачу превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.

Самоподача превосходства опирается на отдельные объективные признаки – одежду, манеру речи и поведения. Но так как самоподача это управление вниманием партнера, то очень значимо чтобы эти «крючки» при самоподаче были действительно заметны, подчеркнуты, выделены.

K примеру, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих и увеличивать ошибку только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. А если все одеты одинаково, то этот фактор не сработает. Среди «своих» нужно буквально «гнаться за модой», для того чтобы поддерживать представление о себе на лучшем уровне. Превосходство часто представляется через стоимость, цвет и силуэт одежды. Именно эти параметры и обязаны быть как-то подчеркнуты, выделены для самоподачи превосходства 3.

Если же нам необходимо скрыть превосходство, то мы обязаны позаботиться об обратном. Например, когда молоденькая девушка надевает классический темно-серый костюм, любой понимает, что она идет не на танцы, а, следовательно, для нее очень важно подчеркнуть свой статус: вероятно, она депутат, учительница, руководитель; поэтому во всех этих случаях ей надо скрыть молодость, сделать акцент на некоторую официальность. Но если эта же девушка на вечеринке в модном и современном платье – то это уже иная самоподача, в данном эпизоде она означает, что «я такая же, как все», – среди гостей на вечеринке все одеты модно и современно, и поэтому она ничем не выделяется. Например, студент, собираясь на экзамен и одалживая строгий галстук у приятеля, скорее всего, старается чуть-чуть завысить свой статус, тo eсть усилить влияние соответствующих представлений. Но eсли же известный профессор, собираясь на тот же экзамен, надевает джинсы и свитер, он пытается в самоподаче сделать противоположное – уменьшить, умерить ошибку превосходства с тем, чтобы усовершенствовать взаимодействие с студентами.

Самоподача превосходства имеет весьма большое значение для профессионалов общения – руководителей, юристов, преподавателей. Они, как правило, знают об этом, но не всегда могут найти конкретные пути достижения успеха. Вследствие этого во многих странах мира существуют консультативные фирмы, помогающие «поставить» необходимую самоподачу. Работа консультанта направлена на тонкое знании того, как в определенных условиях установленной социальной группы воспринимаются представители иных групп и как они «должны» выглядеть, чтобы их деятельность была успешной. М.Ю. Горбунова приводит следующий пример из книги Дж.Т. Моллоя «Одежда для успеха» хорошо видно, как это делается 1.

Фирма, которая специализируется на финансовых расчетах, обратилась с просьбой помочь перспективной сотруднице. Эта женщина блестяще закончила обучение в университете и была ведущим налоговым консультантом фирмы. Она хорошо справлялась с работой до тех пор, пока занималась ею непосредственно в офисах своей фирмы. Как только она стала проводить консультации в фирмах клиентов, дела резко ухудшились: служащие почти всегда игнорировали ее советы. Консультант пришел к выводу, что это происходит потому, что внешний вид женщины (невысокий рост, малый вес, моложавый вид) не внушает клиентам доверия. Для того, чтобы выглядеть солиднее и серьезнее женщине было предложено сменить стиль одежды (темный костюм, белая блуза, легкий шарф, шляпка с полями, очки в темной оправе), что в свою очередь способствовало тому, что клиенты стали относится к ней с почтением, внимательно слушали её советы и принимали их руководству.

Таким образом самоподача основана на знании конкретных стереотипов, существующих у определенных групп.

Показать превосходство одеждой достаточно просто, гораздо сложнее акцентировать превосходство в манере поведения. Знаком превосходства является независимость, за которой таятся те или иные нарушения норм общения. Так, вызывающее поведение молодежи служит именно для того, чтобы подчеркнуть манерой поведения превосходство. Разумеется, подобное поведение – признак низкой культуры в общении, и его следует преодолевать в процессе воспитания и самовоспитания.

Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на её приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Признаками привлекательности могут являться затраты человека на свой внешний вид, та работа, которую приходится выполнять для создания определенного внешнего вида. Уточним, какая собственно работа необходима для создания личного образа. Возможно, это работа по добыванию модного платья, старания по созданию современной прически. По всей вероятности, каждый инстинктивно понимает, что отдельные элементы его облика (одежды, прически) сами по себе не сильно «играют» в значении привлекательности. Например, модная одежда сама по себе, благодаря распространённому мнению, чаще «действует» не на привлекательность, а на показ превосходства. Но если эта одежда идет нам, тo еcть, нами затрачено время на подбор одежды не только по критерию моды, но и по соответствию одежды нашим данным, то наверняка мы будем выглядеть более привлекательно.

Нередко, стоя перед зеркалом, мы не думаем о том, что не только приводим себя в порядок, но и обостряем ошибку по фактору привлекательности: всё это – самоподача, ведь чем сильнее мы понравимся, тем лучше по всем параметрам мы будем оцениваться. Конечно, не надо думать, что самоподача привлекательности всегда усиливает её оценку. Существуют ситуации, когда самоподача служит прочему – снижению ошибки. Когда красивая женщина «не очень следит за собой» – чуть реже причесывается, не уделяет особого внимания тому, что носят – это тоже самоподача, но в данном случае попытка снизить ошибку привлекательности 2.

Самоподача отношения – заключается в умении показать партнёру свое отношение к нему – чаще хорошее, но порой и плохое.

Мы прекрасно понимаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагают окружающих к подобному партнёру, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Обычно прямой взгляд толкует как формулировку хороших чувств. Но имеется одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, беспрерывно и настойчиво, то такой взгляд часто истолковывает ближе как знак враждебности, нежели дружелюбия.

Способы самоподачи отношения к нам делятся на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Если рассмотреть подобные приёмы, то мы увидим, что главное в них – это умение как можно быстрее выразить согласие с собеседником в его вопросах и ни в коем случае ему не возражать. Нередко такие приёмы мы применяем в ситуациях обыденного общения. Знакомясь с новым человеком мы ищем общую тему для разговора. Причем значимо найти именно такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают. Может быть, именно поэтому для начала общения характерно разговаривать о погоде.

Арсенал невербальных средств разнообразен: представить свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но наиболее важны поза и местоположение тела по отношению к собеседнику.

Если повернуться к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, а если спиной – то, совсем другое. Крайне хорошо это наблюдается у детей: если ребенок любит взрослого, то он находится как можно ближе к нему, а если не любит, то уходит или прячется. У взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, но дети это делают постоянно: если они обижены – отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. Все это – знаки определенного отношения 5.

Крайне важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.

Таким образом, можно сделать вывод, что овладение искусством общения, знание психологических особенностей самоподачи в общении и умение ими пользоваться крайне необходимо каждому человеку, а особенно специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 368с.

  2. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса /В.А.Барабанщиков. – М.: Когито-Центр, 2006. – 241с.

  3. Горбунова М. Ю. Социальная психология. Краткий курс лекций для вузов /М.Ю. Горбунова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 224с.

  4. Сухов А. Н. Социальная психология. Учебное пособие /А.Н.Сухов, М.Г.Гераськина, А.М.Лафуткин, А.В.Чечкова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 616с.

 

Просмотров работы: 1896