В 1993 году в России с помощью рекламной фирмы «Домино» был создан Рекламный совет, который послужил дальнейшему развитию социальной рекламы в России – 1994 год. Родоначальником социальной рекламы является Игорь Буренков, создавший первый в России ролик «Позвоните родителям!»[5].
В настоящее время в рекламах все чаще стали использовать отражения острых социальных проблем, которые имеют огромное значение в современном обществе. Год за годом социальная реклама начинает переступать рамки экономических задач, и берет свое направление в достижении решений социальных отношений и проблем в обществе, пытается направить людей на здоровый образ жизни, на защиту и поддержку незащищенных слоев населения, на борьбу с бедностью, преступностью, коррупцией, загрязнением природы и многих других важных факторов.
Под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства[1].
Социальная реклама, охватывает практически все ступени жизни человека:
интеллектуальные услуги (образование, медицинская помощь, книги, журналы, пресса, гадание, спорт);
бытовые услуги (ремонт и изготовление предметов быта, отдых);
зрелища (церковь, театр, концерт, мероприятие);
экономику (производство, торговля, финансы, поиск работы);
религию (религиозные плакаты, воззвания, приглашения к ритуальным акциям);
политику (агитация за кандидатов на выборах, лозунги митингов, демонстраций);
юриспруденцию (сообщения о пропавших, поиски преступников, приглашения на суд);
науку и экологию (научная популяризация в листовках, проспектах, буклетах);
семейные и, межличностные отношения (брачные объявления, приглашения познакомиться, совершить путешествия, вступить в дело);
благотворительность (сообщения о благотворительных акциях, призывы к пожертвованиям)[8].
Но чаще всего социальные рекламы предпочитают борьбу с опасными для жизни и здоровья человека вредными привычками, такими как наркомания, алкоголизм, курение, призывают к не совершению абортов, располагают информацию о местоположении и координатах противопожарной службы, службы спасения, службы охраны порядка и т. д.
На данный момент социальная реклама имеет большую ценность и востребованность среди населения. Она не только привлекает внимание населения к социальным проблемам, но и призывает к их решению. Ее роль велика в создании и изменении моральных и духовных ценностей. Иногда она пробуждает в людях лучшие качества, может выступать в виде саморегулирования общества. Благодаря особенностям социальной рекламы, ее тексты могут влиять на нравственное состояние общества и позитивное отношение людей к жизнедеятельности.
Задачей социальной рекламы является изменение отношения граждан к какой-то социальной проблеме, к которой люди уже привыкли. А инвалидность является одной из социальных проблем, как самого инвалида, так и общества, государства. Следовательно, показателем степени цивилизованности общества является его отношение к инвалидам, точнее не безразличие к ним и их нуждам. Россия только выходит на этот путь. С этим связано появление социальной рекламы, направленной на изменение отношения к инвалидам. Ведь проблема инвалидов, их адаптации в обществе, взаимодействия и отношения общества является сегодня актуальной и очень серьезной. Социальная реклама позволяет представить инвалидность как проблему всего общества в целом, и это вносит свою значительную часть в изменения по отношению общества к инвалидам.
Так, например, по проблеме инвалидности в России на московском торжественном приеме в честь празднования Международного паралимпийского дня, президент Дмитрий Дмитриевич Медведев сообщил о том, что: «Россия обеспечит безбарьерный доступ инвалидов ко всем объектам на Олимпиаде в Сочи в 2014 году».
Д. Д. Медведев возложил большие надежды на паралимпийских игроков в Сочи, считая, что они смогут разрушить барьеры в нашем сознании и будут способствовать утверждению ценностей, заложенных в основных международных конвенциях о правах инвалидов. С гордостью на лице президент отметил, что русские паралимпийцы не один раз уже показывали свое наилучшее мастерство, и добавил:
«Благодаря паралимпийцам, благодаря их мужеству, личному примеру и, конечно, их воле, людей, которые начинают заниматься спортом, становится все больше. Россия поддерживала, и будет поддерживать все паралимпийские традиции и все новые идеи, все инициативы Международного паралимпийского комитета, которые направлены на достижение спортивных успехов инвалидов, на пропаганду здорового образа жизни для самых разных людей»[3].
Дмитрий Дмитриевич напомнил о принятии специальной стратегии развития физкультуры и спорта в РФ, действующей до 2020 года, в которой большое внимание также уделяется инвалидам. Эта стратегия, считает глава государства России, позволит сделать массовым паралимпийский спорт, в стране[3].
В настоящее время количество инвалидов в России составляет 2 млн. 800 тыс. человек, а это 9,2 % всего населения страны, при этом статический рост численности инвалидов с каждым годом возрастет. Только ежегодно признаются, инвалидами около 3,5 млн. человек, из них 1 млн. человек впервые[4].
И для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущемленным в своих возможностях государство приняло федеральную программу «Доступная среда» для инвалидов. В рамках этой программы из федерального бюджета государство выделило более 800 млн. рублей на пилотные проекты в Республике Татарстан, Саратовской и Тверской областях и еще столько же должны дать и сами регионы. Поэтому, не считая других городов, только в трех регионах на организацию безбарьерного пространства было выделено более 1,6 млрд. рублей. Данная программа рассчитана на период с 2011 по 2015 года.[9].
Также в наши дни в России в городе Сочи, подготавливаясь к Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 года на период зимних игр, государство старается осуществлять доступную среду для инвалидов. И городу, а с ним и стране, нельзя ударить в грязь лицом перед иностранцами, поэтому Сочи сейчас представляет собой одну большую стройку по построению безбарьерного пространства для инвалидов. Поэтому уже сейчас, специально оборудованное такси с необходимым подъемником, позволяет девушкам из паралимпийских сборных по лыжным видам спорта после тренировок пройтись по магазинам.
Сочинский пляж Ривьера отдыхающие инвалиды начали тестировать уже в 2013 году. Там был открыт первый бесплатный участок, приспособленный для инвалидов-колясочников. Спасатели индивидуально помогают инвалидам заходить в воду. В рамках проекта «Доступный город», на подступах к морю и по всему городу убирают барьеры.
На пешеходных переходах часто встречается идеально гладкий, выложенный из плитки съезд на проезжую часть. Все ледовые дворцы в Олимпийском парке Сочи построены и оборудованы с учетом всех требований для людей с инвалидностью. Во дворце «Большой» рядом с парадной лестницей установлен специальный лифт, с просторными кабинами. Вестибюль — кольцевой, без дверей и порогов с несколькими широкими пандусами с антискользящим рельефным полом, которые ведут на все уровни зрительного зала. На трибунах для инвалидов-колясочников предусмотрено четыре просторные площадки для просмотра матчей. Так, проектирование и строительство ледового дворца «Большой» выполнено с учетом всех требований Международного паралимпийского комитета[2]. Также в парке возведено пять ледовых арен и строится стадион для торжественных церемоний открытия и закрытия игр. На всей территории предусмотрены специальные места парковки, пандусы, съезды, площадки, санузлы, раздевалки, места общественного питания, лифты для инвалидов-участников и зрителей. Безбарьерная среда в Сочи создается на всех уровнях. Вдоль дорог выделены цветом специальные зоны для пешеходов с нарушением зрения, отгороженные от проезжей части светящимися элементами.
Кроме того, за 100 дней до Паралимпийских игр с совместным участием детей-инвалидов со всей России и группы известных деятелей современного искусства, открылся уникальный парк скульптур. И в этот день добровольцы на улицах и площадях изобразили ревущие трибуны паралимпийского Сочи, а по всей стране были проведены паралимпийские уроки, где волонтеры «Сочи 2014» устроили флеш-моб, для того чтобы осуществить поддержу спортсменам-инвалидам.
Хотя в Сочи и направлена вся мощь работ, как государства, так и России в целом, но в некоторых провинциальных городах РФ происходит, наоборот. Так на примере города Новошахтинска можно увидеть не совсем идеальную картину по доступной среде инвалидов. К сожалению, на весь город для инвалидов с нарушением зрения сделано всего два светофора, которые издают «свистящие» звуки, так же пешеходных переходов с выступными знаками на дороге составляет малое количество. В медицинских учреждениях, в аптеках города, в магазинах с необходимыми бытовыми принадлежностями не имеется специального оборудования для инвалидов, а в тех учреждениях, где все же имеются пандусы - жилые дома, магниты, некоторые больницы, там существуют различные недоработки (высокие подъемы, при зимней погоде – ледовое покрытие или сосульки, висящие прямо над пандусом и т. д.). Транспорт, места отдыха, образовательные учреждения, места для купания не оборудованы для жизни людей с ограниченными способностями и государство, не смотря, на законодательную поддержку инвалидов, не стремится в таких маленьких городах как Новошахтинск создавать доступную среду для людей с ограниченными способностями. Ведь инвалидам в таких провинциальных городах жить очень сложно, не говоря уже о каких-то их творческих способностях и интересах.
Таким образом «Доступная среда» для инвалидов играет важную роль в городе Новошахтинске, поэтому здесь следует продвигать социальные рекламы, которые способны акцентировать людское внимание: позволяя молодому поколению и обществу в целом понимать ценность жизни человека, воспитывая уважение к собственным правам личности. Социальная реклама позволит обществу и государству посмотреть на важные социальные проблемы другими глазами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация, Законы, О рекламе: № 38-ФЗ от 13 марта 2006 (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 09.02.2007 № 18-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ, от 21.07.2007 № 193-ФЗ, от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 13.05.2008 № 70-ФЗ, от 27.10.2008 № 179-ФЗ, от 07.05.2009 № 89-ФЗ, от 27.09.2009 № 228-ФЗ, от 17.12.2009 № 320-ФЗ, от 27.12.2009 № 354-ФЗ, от 19.05.2010 № 87-ФЗ, от 27.07.2010 № 194-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 03.06.2011 № 115-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 202-ФЗ, от 18.07.2011 № 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 20.07.2012 № 119-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 07.05.2013 № 98-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 200-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.10.2013 № 274-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153530/
Все олимпийские ледовые дворцы в Сочи адаптированы для инвалидов [Электронный ресурс]. – URL: http://ria.ru/disabled_vzrosl/20130729/952810070.html
Дмитрий Медведев: на сочинской Олимпиаде будут все условия для инвалидов [Электронный ресурс]. – URL: http://rus.ruvr.ru/2009/12/12/3008279/
Количество инвалидов в России на 2013 год рекламы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pressgrad.ru/kolichestvo-invalidov-v-rossii-na-2013-god/
Краткая история социальной рекламы [Электронный ресурс]. – URL:http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=390&SECTION_ID=122
Олимпиада в Сочи может изменить отношение к инвалидам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.invalirus.ru/2540-olimpiada-v-sochi-mozhet-izmenit-otnoshenie-k-invalidam.html
Олимпийские объекты в Сочи будут приспособлены для инвалидов [Электронный ресурс]. – URL: http://rus.ruvr.ru/2009/12/12/3007169/
Понятие и функции социальной рекламы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.basicmarketing.ru/bamars-270-3.html
Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.km.ru/referats/BA7F2BFF491A4B938D7C5FA5FA4687B1
Создание доступной и комфортной среды для инвалидов – это серьезный бизнес [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ppsp.ru/ljcn.html
Социальная реклама и ее роль в жизни современной молодежи [Электронный ресурс]. – URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2025-2012-04-18-06-07-43