ШКОЛА – ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МИКРОРАЙОНА ГОРОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ШКОЛА – ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МИКРОРАЙОНА ГОРОДА

Бочарова А.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Современная школа рассматривается в педагогике как сложная педагогическая система, важнейшими составляющими которой выступают процессы воспитания и обучения. Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение [1].

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В основу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" входит новыйФедеральный государственный образовательный стандарт. Федеральныегосударственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основныхобразовательных программ начального, общего, основного и среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Основу ФГОС второго поколения составляютзапросы семьи, общества и государства, а также духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Именно воспитание личности, по нашему времени является основой педагогики.

Каждая образовательная организация, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему [3]. Рассмотрим основу воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности школьника.

Актуальность выбора темы обусловлена многообразием воспитательных систем, следовательно, большим выбором технологии в воспитательном процессе.

Целью данной работы является изучение роли и значение условий, целенаправленно создаваемых школой, семьей, государством и обществом в микрорайоне города для всестороннего развития личности школьника.

Задачами настоящей работы является исследование типов и видов различных воспитательных пространств, целенаправленно создаваемых в микрорайонах городов, а также изучение опыта деятельности средней школы в условиях микрорайона города по всестороннему развитию личности школьника.

Основу воспитательной программы средней общеобразовательной школы составляет формирование духовно-нравственного воспитания школьника. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательной организацией в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации школьников.

Главной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является формирование основ нравственного самосознания личности. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Опора на ценностные установки позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

На основе рекомендаций по реализации исследовательской программы развития единого воспитательного пространства Белгородской области, разработанных Владимиром Леонидовичем Холод, мы смогли разработать настоящие рекомендации [2].

В рамках воспитательной работы со школьниками в образовательной организации, мы разработали ряд программ для развития нравственного потенциала подрастающего поколения. С этой целью был составлен план воспитательной работы обучающихся.

Основными задачами воспитательной работы являются: формирование духовно- нравственного воспитания и развитие у обучающихся гражданско-патриотических и нравственных качеств. Необходимо создать условия для развития творческих способностей обучающихся, через развитие системы дополнительного образования в школе и организацию внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью воспитательной работы в школе также является участие родителей в воспитательном процессе. На основании этих задач был составлен календарь воспитательной работы по различным направлениям.

Развитие духовно-нравственного воспитания способствует формированию нравственных устоев жизни современного общества.

Гражданско-патриотическое воспитание отражает в себе любовь к Родине и достойное выполнение обязанностей гражданина по защите Отечества.

Для развития стимула к ведению здорового образа жизни школьников, необходимы спортивно-оздоровительные мероприятия. Они способствуют поддержанию здоровья и развивают интерес у ребят к занятиям физической культурой и спортом.

Достойной базой для патриотического воспитания служит организация краеведческого кружка.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что воспитательное пространство микрорайона города является основным фактором формирования подрастающих поколений. Эффективность воспитательного пространства зависит от его педагогической насыщенности, которая включает в себя: доступность информации по вопросам жизнедеятельности школы для всех участников образовательного процесса; комфортность школьного здания, оборудованные учебные кабинеты, учебные пособия для познавательной и исследовательской деятельности, оборудование для творческой деятельности; наличие системы воспитательных мероприятий в соответствии с интересами и потребностями обучающихся; соблюдение общепринятых нравственных поведенческих норм.

В условиях единого воспитательного пространства быстрее внедряются эффективные социально-педагогические модели деятельности, поскольку методы работы максимально учитывают особенности детей, их родителей и общества в целом. Следствием этого является накопление школьниками опыта гражданского поведения, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на адаптацию детей к изменяющимся условиям жизни.

Список использованной литературы:

1. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд. Речь, 2005. – 320 с.

2. Холод В.Л. Единое воспитательное пространство сельского района как фактор формирования подрастающих поколений: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – 128 с. 3. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ, 2003. – 200 с.

Просмотров работы: 1405