Эффективность деятельности каждого предприятия зависит от предоставления и использования достоверной информации, однако это условие не всегда выполняется в силу разных обстоятельств. Фальсификация данных является одной из главных ошибок в учете.
Ошибочная, недостоверная информация может возникнуть как на первичном уровне, так и на любой стадии обработки и преобразования данных. Качество первичной информации существенно влияет на качество всего процесса управления. Возможность появления искаженной информации в первичном учете превышает все допустимые значения в сотни раз. При этом основную часть ошибок человек допускает на начальной стадии учетного процесса. Большинство сознательных искажений информации осуществляется в личных или групповых интересах.
Рассмотрим типичные совершаемые ошибки, ведущие к потере и искажению достоверной информации и ее качественных характеристик. Все ошибки можно подразделить на три группы (рис. 1).
Рисунок 1─ Типичные ошибки в фальсификации данных
К первой группе ошибок относится сознательная фальсификация первичной информации и ошибки работников.
Сознательная фальсификация информации возможна под действием различных факторов (рис. 2).
Рисунок 2 ─ Факторы, влияющие на сознательную фальсификацию информации
К числу организационных факторов относятся такие, как отсутствие системы контроля и функционирование на предприятии чрезмерно жесткой централизованной системы управления. Результатом бесконтрольности являются хищения, нерациональное использование ресурсов, а чрезмерно жесткой централизованной системы управления ─ безразличие работников, отсутствие творческого подхода к делу, стремление достичь результата любой ценой, в том числе и фальсифицируя информацию [4 c. 326].
Возникновение некачественной первичной информации обусловлено отсутствием продуманной системы первичного контроля на двух стадиях первичного учетного процесса: сбора и регистрации данных и их первичной обработки. Потери достоверности, сознательная фальсификация первичных данных работниками возможны на любой стадии, однако они более реальны на стадии сбора и регистрации, особенно в массовом производстве. Для предприятий с высокой степенью централизации особенно характерна фальсификация работниками информации.
К экономическим факторам явной фальсификации первичной информации работниками необходимо отнести следующие: отсутствие заинтересованности, стимулов в обеспечении достоверности, в проведении контроля. В этом случае речь идет о прямом стимулировании эффективной проверки достоверности первичных данных. Мы говорим о той ситуации, экономических условиях производственной деятельности, которые моделируют соответствующее этим условиям поведение работника. Эти условия могут сделать работника равнодушным в предоставлении достоверной информации, могут направить его действия на непосредственное искажение информации, а могут заинтересовать в обеспечении достоверности данных.
В силу различных причин бухгалтерская отчетность может неточно отражать имущественное состояние или финансовый результат деятельности организации. Нередко составители отчетности умышленно или неумышленно допускают отступление от требования полноты и достоверности отчетной информации. Отчетность, подготовленная и представленная с нарушением указанного требования, называется искаженной.
Рассмотрим ситуации, приводящие к искажению отчетности:
1) вуалирование (скрывать, затуманивать) отчетности ─ отчетность подготовлена в соответствии с установленными правилами, но необъективно отражает финансовое положение организации. Это искажение данных при соблюдении требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [1 c. 64];
2) фальсификация (подделывать) ─ отчетность подготовлена с отступлением от установленных правил и необъективно отражающая финансовое положение организации. В случае фальсификации отчетности, то есть применения законодательно не оговоренных учетных приемов, не отвечающих действующим требованиям отражения фактов хозяйственной жизни организации. Фальсифицированная отчетность тем самым является следствием бухгалтерских ошибок, допущенных на всех стадиях учетного процесса.
Одним из юридических факторов сознательной явной фальсификации первичных данных является отсутствие в ряде случаев юридической доказательности первичной информации. Кроме того, к явной фальсификации может привести: несоответствие действий работников и хозяйственных операций нормативным актам, отсутствие четко закрепленных прав, обязанностей, функций и ответственности работников в первичном учете, несоответствие действий работников и фактов хозяйственной деятельности с действующими инструкциями и целями предприятия, законами.
К морально-психологическим факторам фальсификации первичной информации относятся: сложный морально-психологический климат в коллективе, низкий уровень культуры работников и производства, использование недостатков (организационных, технических, технологических) в системе сбора, регистрации, передачи первичной информации.
Также к факторам сознательной фальсификации информации необходимо отнести скрытое ее искажение работниками, иногда его обнаружить сложнее, чем явное. Рассмотрим основные случаи проявления скрытого искажения информации (рис. 3).
Скрытное искажение
Нарушение сроков предоставления информации
Неполное отражение информации в первичных документах
Согласование между работниками или структурными подразделениями искажения информации
Потеря первичной информации после ее первоначального фильтрующего контроля
Рисунок 3 ─ Основные случаи проявления скрытого искажения информации
Как показывает практика большинство случаев сознательной фальсификации происходит на стадии составления первичной документации, сбора и регистрации информации.
Главные цели фальсификации первичной информации:
1) завысить, приукрасить результат труда или хозяйственной деятельности для получения завышенной оценки итогов и более высокого вознаграждения;
2) хищения имущества предприятия.
Хищение имущество связано в первую очередь с использованием документов. Подложные документы обычно делят на два вида: поддельные (материальный подлог), где сфальсифицированы текст, цифровые записи, оттиски печатей и штампов, и внешне правильно оформленные (подлог интеллектуальный), но содержащие сведения, не соответствующие действительности. Некачественная первичная информация возникает и из-за ошибок работников, регистрирующих первичную информацию [3 c. 314].
Для обеспечении высокого качества первичной информации важную роль играют факторы техники, технологии и организации производства и первичного контроля:
- к техническим факторам относятся: отсутствие или недостаточность технических средств контроля, несоответствие параметров технических средств контроля требуемым, погрешности измерений этих средств;
- к технологическим факторам: отсутствие разработанной технологии учета и контроля, недостаточный учет технологических особенностей производства при выборе контрольных точек и контролируемых параметров;
- к организационным факторам относятся: отсутствие отлаженной системы первичного контроля, недостатки системы первичного документирования и документооборота, слабая увязка и сбалансированность планов и нормативов, отсутствие или недостатки инструктивного обеспечения работников по ведению учета и контроля, недостатки в организации и применении специальных методов контроля [2 c. 14].
Появлению некачественной, недостоверной информации способствуют различные факторы, связанные с использованием ЭВМ в процессе ее сбора, регистрации и обработки, например недостатки программного обеспечения, особенности обработки информации, однако даже в крупных компьютерных системах до 0,1 части всех учетных записей выполняют люди.
В настоящее время усложнение форм, средств и методов машинной обработки экономической информации привело к тому, что она становится все более уязвимой из-за постоянного увеличения объема данных в ограниченных местах, расширения числа потребителей, имеющих непосредственный доступ к информации, системе обработки данных, усложнения режимов эксплуатации вычислительных систем.
Таким образом, можно сделать вывод, что для решения основной из типичных ошибок управленческого учета ─ фальсификации данных, необходимо создание системы первичного контроля, которая базируется на самоконтроле и взаимном контроле работников, а также автоматизированном контроле информации.
Список используемой литературы
Алдарова Т.М. Бычкова С.М., Понятия достоверности и существенности в бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. ─ М., 2010.─ №3.─ с.64-66.
Девятаева Н.В. Методы раскрытия возможных искажений для формирования финансовой отчетности // Системное управление.─ М., 2010.─ №1(7).─ с.12-16.
Уткина С.А. Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности. ─ М.: ИНФРА-М, 2012. ─ с.312-314.
Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учеб. пособие ─ М.: ИНФРА-М, 2011. ─ с.324-327.