Введение
Согласно проведенным исследованиям, данная тема для регионального образования является актуальной, но, к сожалению, в школьной программе не уделяется достаточное время для изучения этой интереснейшей группы животных. В связи с этим, при разработке работы поставлена следующая:
Цель исследования: разработка методического проектирования по теме «Пушные звери Урала»
Объект исследования: пушные звери Урала
Предмет исследования: методические разработка для учащихся по данной теме.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать методические разработки по данной теме для учащихся
Конспект урока на тему «Пушные звери Урала» 7 Класс
Цель: Знакомство учащихся с пушными животными уральского региона
Задачи урока.
Целеполагания учителя:
Учебно-образовательные:
Сформировать представление об особенностях класса Млекопитающие и их отличительных особенностях, выделить характерные признаки пушных зверей, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека.
Познакомить учащихся с травоядными и хищными пушными зверями
Развитие знаний об особенностях животных родного края, осуществление краеведческого принципа обучения.
Закрепление и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие»
Развивать мышление на основе упражнения «Установи соответствие».
Продолжить формирование умений работать с учебной литературой, отвечать на вопросы, делать схемы, рисунки.
Учебно-воспитательные:
Продолжить формирование научного мировоззрения (мировоззренческие идеи: познаваемость мира путем изучения пушных зверей)
Способствовать трудовому воспитанию (организация активной учебной работы учащихся на уроке путем ответов на вопросы)
Учебно-развивающие:
Способствовать развитию логического мышления
Способствовать развитию познавательного интереса
Целеполагания учащихся:
Называть: места обитания пушных зверей, особенности питания.
Объяснять: отличительные признаки пушных зверей
Узнавать: па таблице изображения различных пушных зверей
Средства обучения: учебник, таблица, карточки-задания, мультимедийная презентация (слайды), атлас
Метод обучения: объяснение учителя с элементами беседы и демонстрация таблиц, презентации, работа с учебником, (приложение к учебнику), карта природных зон России
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
Установите соответствие: (1-3гр.)
Травоядные тигр
лисица
Хищники олень
бурый медведь
Всеядные лось
белка
заяц
зубр
кабан
рысь
волк
Работа по карточкам-заданиям (1, 2, 3гр.)
3. Изучение нового материала.
Постановка темы. Цель.
(записывают тему и дату урока в тетради).
Учитель: В зоне лесов обитает множество животных с пушистым и прочным мехом. Это пушные звери. Прочитайте 2 абзац на с.85 учебника. Назовите пушных животных. Почему их так называют?
Ученик: К пушным зверям относят белку, соболя, лисицу, горностая. Пушными их называют потому, что у этих животных пушистый мех.
Учитель: Как человек использует мех пушных зверей?
Ученик: Из меха этих животных шьют шубы, шапки, воротники.
Учитель: Среди пушных животных выделяют травоядных и хищников. К Травоядным пушным животным относят белку, бобра, ондатру, нутрию (вывешиваю на доску карточки-названия этих животных).
Хищники – это соболь, куница, горностай, лисица (на доску вывешиваются карточки-названия животных). Покажите на карте природных зон местообитания пушных зверей.
Ученик:Ученик выходит к доске и на стенной карте показывает местообитания пушных зверей.
Учитель: Кристина подготовила для нас сообщение о белке (слайд).
Ученик: Ученица рассказывает сообщение.
Учитель: Чем питается белка? К какой группе животных относят белку?
Ученик:Белка питается желудями, орехами, ягодами; ее относят к травоядным животным.
Учитель: Нутрия и ондатра были завезены из Америки и выпущены в водоемы лесной зоны России (слайды). В настоящее время они хорошо прижились и распространились по всей зоне лесов. Травоядные это животные или хищники.
Ученик: Это травоядные звери.
Учитель: В небольших речках строят свои жилища и плотины бобры (слайд). В норах у лесных рек живут выдры, которые питаются рыбой, лягушками. Соотнесите бора и выдру к определенной группе животных.
Ученик: Бобр – травоядное, выдра – хищник.
Учитель: Наиболее ценный пушной зверек – соболь (слайд). Мех пушистый коричневый, бежевый, черно-бурый. Соболей разводят на зверофермах, охраняют в заповедниках. Прочитайте названия заповедников, в которых соболь охраняется.
Ученик: Баргузинский заповедник, Алтайский, Саяно-Шушенский, Сихотэ-
Алинский.
Учитель:По приложению учебника (атласу) найдите вышеназванные Заповедники и покажите их своему соседу по парте.
Ученик: Работают по атласу учебника, находят заповедники.
Учитель: Сообщение о кунице подготовил Саша (слайд).
Ученик: Ученик рассказывает сообщение о животном.
Учитель: На кого охотится куница?
Ученик: Куница охотится на белок, зайцев, грызунов.
Учитель: Значит куница травоядное или хищное животное?
Ученик: Куница – хищник.
Учитель: Пушным зверьком считают и горностая (слайд). Про лисицу нам
расскажет Влад. Травоядное животное – лисица и горностай ли хищники? Объясните, почему?
Ученик: Лисица и горностай – это хищник, так как питаются грызунами.
Учитель: Норку разводят на зверофермах (слайд). Питается растительной пищей. Пушные звери- животные с пушистым мехом. Они бывают травоядными и хищниками.
Соотнесите животных к пушным травоядным и хищникам, прикрепив карточку-название животного к доске (1-3гр.)
4. Закрепление.
1. В тетради записать травоядных пушных животных и хищников (1-3гр.).
2. Работа по карточкам-заданиям (1,2,3гр.)
4. Используя приложение к учебнику, нарисуйте одного пушного зверя (1-3гр.).
5. Подведение итога урока:
- Каких животных называют пушными?
- Почему их так называют?
- На какие 2 группы подразделяют пушных зверей?
- Приведите примеры травоядных и хищных пушных животных?
-Назовите пушных зверей, которых разводят на зверофермах.
Кроссворд «Пушные звери».
Учитель - Разгадайте кроссворд.
1. Мех наш прочен, мех наш ценен:
Шубу сшил – 100 лет носи.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)
2. Петь люблю рассветной жизнью,
И влюблён я в песнь свою
Так, что ничего не слышу,
Если только запою.(Глухарь)
3. Всем больным я помогаю,
Их лечить не устаю,
Каждый год свои рога я
На лекарство отдаю.(Марал)
4. Если даже буду хворым.
Мне не нужно докторов
Съем лукошко мухоморов
Окажусь опять здоров.(Лось)
5. С давних пор живу в Сибири,
Без Сибири не могу,
Самым пышным мехом в мире
Я прославил всю тайгу.(Соболь)
6. Потрудившись красным летом,
Подо льдом в реке сидим
И как вкусные конфеты,
Зиму всю дрова едим.(Бобр)
6. Домашнее задание
7. Оценивание.
Литература
Абрамов М. Д. - Научные труды ЦНИЛ пушного звероводства. - М.: 1950, вып. 5.
Абрамов М. Д., Повецкий И. Г. - Каракулеводство и звероводство. 1955, № 1 и 2.
Аннило Я. Я. Кролиководство и звероводство. 1963, № 8.
Анисимова А. Г. - Кролиководство и звероводство. 1977, № 5.
Аталс М. Ф. Совершенствование пушно-меховых качеств серебристо-черных лисиц.- М.: 1973.
Афанасьев В. А., Перельдик Н. Ш. Клеточное пушное звероводство.- М.: 1966.
Бабак Б. Д. - Кролиководство и звероводство. 1977, № 3.
Бобров Е. П. - Кролиководство и звероводство. I960, № 8.
Богомолов А. Д. Биология и патология пушных зверей. - Петрозаводск: 1974.
Вершинин Л. К. - Кролиководство и звероводство. 1979, № 5.
Владимирова Н. В., Нюхалов А. П. Разведение серебристо-черных лисиц.- М.: 1977.
Гиоргидзе В. К- - Каракулеводство и звероводство. 1953, № 6.
Глазов Е. М. Сборник Разведение пушных зверей и кроликов. -М.: 1976, вып. 4.
Дятлов А. И., Болотова И. А. - Кролиководство и звероводство.- 1976, № 5.
Ерин А. Т. - Кролиководство и звероводство, 1965, № 11.
Ефимова С. Н. - Труды Дальневосточного НИИ сельского хозяйства. 1973, т. 13, ч. 2.
Зайцев А. Г. Некоторые факторы, обусловливающие плодовитость американской норки.- Киров: 1969.
Зафрен Г. М. - Сборник Вопросы повышения воспроизводительной способности зверей и кроликов. - М.: 1977.
Илларионов С. А. Разведение пушных зверей (опыт Бирюлинского зверосовхоза). - М.: 1960.
Ильина Е. Д. Вопросы повышения воспроизводительной способности пушных зверей и кроликов: Научные труды НИИПЗК.- М.: 1977.
Исаева Т. И., Беловодский В. Л. Особенности кормления норок в Приморском крае. - Владивосток: 1974.
Исупов Б. А. и Вершинина Е. В. Вопросы повышения воспроизводительной способности пушных зверей и кроликов: Научные труды НИИПЗК. -М.: 1977.
Казаков Е. Н., Аккуратов Р. Л., ДорутинА. С. - Кролиководство и звероводство. 1974, № 4.
Ким М. М. - Каракулеводство и звероводство. 1955, № 5.
Ким М. М, Перельдик Н. Ш. - Каракулеводство и звероводство. - 1949, № 4.
Кириленко О. А., Кочетова А. А., Магопец А. С, Паулина Я. Б. - Кормопроизводство. 1980, № 3.
Клецкин П. Т., Снытко В. С. - Научные труды НИИПЗК- М.: 1977, т. 15.
Коршунов С. С. Кормление норок (из опыта Салтыковского зверосовхоза Московской области). - М.: 1969.
Кузнецов Г. А., Дивеева Г. М., Цепков Н. М. - Научные труды НИИПЗК. -М.: 1973, т. 12.
Куксова Л. В. - Кролиководство и звероводство. 1976, № 5.
Лебенгарц Я. 3. -Научные труды НИИПЗК. -М.: 1968, т. 7.
Макарова Р. Е. - Кролиководство и звероводство. 1977, № 2.
Макарова Р. Е. Разведение пушных зверей и кроликов: Материалы конференции молодых ученых. - М.: 1976, вып. 6.
Максимов А. П. Сборник Материалы научной конференции MBA. -M.: 1969.
Мамаева Г. Б. Научные сообщения Якутского филиала АН СССР. - Якутск: 1958, вып. 2.
Маркова Р. И. Научные труды НИИПЗК- - М.: 1971, т. 10.
Мельников С. В., Гарбарец Б. В. - Труды Магаданской сельскохозяйственной опытной станции. 1968, вып. 3.
Милованов Л. В., Нюхалов А. П. - Кролиководство и звероводство. 1975, № 4 и 5.
Милованов Л. В., Коршунов С. С. - Кролиководство и звероводство. 1976, № 2.
Милованов Л. В., Нюхалов А. П. Вопросы повышения воспроизводительной способности пушных зверей и кроликов. - М.з1977.
Милованов Л. В. - Кролиководство и звероводство. 1979, № 2.
Мичурина Л. - Сельскохозяйственное производство Сибири и Дальнего Востока. 1965, № 5.
Осипов М. В.- Научные труды НИИПЗК. - М.: 1969, т. 8.
Перельдик Д. Н. Сборник Разведение пушных зверей и кроликов. - М: 1974, вып. 2.
Перельдик Д. Н. Сборник Биология и патология пушных зверей.- Петрозаводск: 1974.
Перельдик Д. Н., Губский В. В. - Кролиководство и звероводство. 1980, № 2.
Поздняков Е. В., Пискунов Е. И., Куликов К. А. - Труды MBA. -M.: 1962, т. 44.
Покровская Г. - Сельскохозяйственное производство Сибири и Дальнего Востока. 1965, № 6.
Русских А. П. -Научные труды НИИПЗК. -М.: 1960, т. 6.
Рябцев В. П. - Сборник работ Ленинградского ветинститута. - Л.: 1975, вып. 41.
Рященко А. А. Тезисы докладов 6-й научной конференции Приморского СХИ.- Уссурийск: 1967.
Самков Ю. А., Ефремов Ю. М. - Кролиководство и звероводство. 1976, № 5.
Самков Ю. А., Тихонова А. Н., Муравьев А. С, Xорино -е в В. А. Сборник Вопросы повышения воспроизводительной способности пушных зверей и кроликов. - М.: 1977.
Самков Ю. А., Балакирев Н. А. - Кролиководство и звероводство. 1978, № 4.
Сырников Н. И., Вальтман Е. М., КорченковА. Г., Петрова Н. А. -Научные труды НИИПЗК. М.: 1977, т. 15.
Тарвидене Е., Казакова А. А. - Кролиководство и звероводство. 1968, № 4.
Упиниекс А. Я., Далечин А. И. Звероводческий совхоз "Гауя". -М.: 1977.
Федоров Б. Т. - Рыбные корма для пушных зверей. - Хабаровск: 1967.
Фирстов А. А., Харитонов П. А. - Каракулеводство и звероводство. 1957, № 2.
Цвик Б. С. - Сборник Разведение пушных зверей и кроликов. - М.: 1976, вып. 4.
Чепрасов В. Д. - Кролиководство и звероводство. 1970, № 1.
Чернов А. И. - Кролиководство и звероводство. 1976, №4.
Шевцов Г. А., ДолбнинаН. В. - Рыбное хозяйство. 1975, № 1.
Юдин В. К., Худякова А. А. Сборник Вопросы повышения воспроизводительной способности пушных зверей и кроликов. - М.: 1977.