Ручная укладка материалов мощения относится к трудоемкому процессу и по нынешним мировым стандартам оправдана лишь на маленьких объемах работ. В масштабах мегаполисов, где отсчет идет на сотни тысяч квадратных метров зон мощения, прогрессивными и менее затратными являются технологии с применением механизированной укладки.
В России такие технологии пока на этапе становления. У нас едва ли не в каждом регионе есть по нескольку предприятий с современным оборудованием для изготовления плитки разной формы и цветовой гаммы, но нет ни одного завода, специализирующегося на выпуске самоходной техники для механизированной укладки плитки. Потому всю технику для механизированной укладки материалов мощения к нам везут из-за рубежа.
Конструкция дорожного принтера – это обычная рабочая машина с открытой платформой, чем-то напоминающая подъемную корзину вертикального тросового хода (рис. 1).
Рис. 1 Дорожный принтер
Здесь же наземное транспортное средство с гусеничным движителем и поперечной к нему платформенной площадкой в рабочем положении. В режиме перевозки платформа смещается и находится в продольном расположении к ходовой базе. Имеет несколько версий рабочей зоны укладки – четыре, пять и шесть метров. Каждое исполнение позволяет регулировать ширину полосы по-своему, вплоть до узенькой дорожки. Что касается привода, то здесь стоят электромоторы, которые запитаны по фидерному каналу от внешнего малогабаритного электрогенератора, силовой кабель разматывается вслед за удаляющейся машиной. Потом электрогенератор на ручной тележке передвигается, позволяя укладчику вновь пройти соответствующее длине фидера расстояние. Если учесть, что за минуту машина в рабочем режиме по максимуму может пройти где-то два, но не более трех метров, то будет достаточно и 40-метровой бухты силового кабеля.
Обслуживает машину обычный малогабаритный погрузчик. Он забирает ковшом плитку или нарезной камень с паллет, подвозит к укладчику и навалочным способом загружает материал в бункер (слот), который находится сверху. Стоящие на платформе два или три рабочие (зависит от ширины полосы) вручную выкладывают по нужному рисунку (конфигурации) плитку на наклонной столешнице, В едва заметном движении установки кирпичи кладки под силой собственной тяжести постепенно перемещаются со столешницы к земле по наклонной поверхности выходного лотка, который выполняет негласную миссию толкателя. Помимо этого дорожный принтер у которой нет движущихся узлов (за исключением ходовой базы и поворотного механизма платформы для транспортного и рабочего режимов работы), при необходимости закладывает удерживающие полотно крайние камни, бордюрные бортики. Также стоят датчики автоматического направления движения машины, что исключает уход с заранее заданной траектории дороги: сенсоры слежения ориентируются по краям полотна. Обычно это заранее уложенные бордюрные камни или выступы в бетонной основе подушки. Погрешность в траектории минимальная, датчики ведут машину с точностью до миллиметра.
Родоначальником машин ленточной (конвейерной) укладки материалов мощения считается голландский дорожный принтер Tiger-Stone компании Vanku BV. Это – полная альтернатива асфальтоукладчику средней размерной группы. Различие лишь в том, что вместо тянущейся из-под трамбующего бруса и выглаживающей плиты еще горячей полосы асфальта на приготовленную подушку дорожной основы ложится тротуарная плитка. В кругу специалистов такая самоходка мощения вполне оправданно получила название дорожный принтер, т. к. по схеме работы напоминает непрерывно печатающий полиграфический станок или обычный офисный принтер.